Три острова – один президент
Уходить с поста в обязательном порядке в 2021 году главе Коморских островов не захотелось, поэтому он предложил изменить конституцию
На берегах Коморских островов не менее живописно, чем на Сейшельских, но туристов там практически не бывает. yandex.ru.
Вторая неделя февраля дала этому блогу только одну «пищу» для контента, а находится эта «пища» на маленьких островах юго-западной части Индийского океана. И нет, речь не о хорошо знакомых нашему туристу Сейшелах, а гораздо более закрытых и непонятных для нас Коморских островах. Там совсем скоро, 24 марта, пройдут президентские выборы. Изначально они намечались на 2021 год (президент Комор выбирается сроком на пять лет, и в предыдущий раз это произошло в 2016 году). Но действующий президент Азали Ассумани инициировал в 2018 году референдум, итоги которого сильно изменят политический баланс на островах.
Что же конкретно изменится? Чтобы понять это, посмотрим, как была организована система власти на Коморских островах раньше. Независимость от Франции три острова – Нгазиджа, Ндзуани и Мвали провозгласили в 1975 году. Четвёртый коморский остров – Майотта – остался под контролем Франции как «заморская территория». Далее последовала череда военных переворотов, диктатур и сепаратистских выступлений на Ндзуани и Мвали (столица государства Морони находится на Нгазидже и жителям этого острова отделяться вроде бы и не от чего). В 2001 году всем вроде бы удалось договориться и принять новую конституцию, которая давала «всем сёстрам по серьгам»: президента по очереди надо было выбирать от каждого из трёх островов. Первым президентом по новой схеме стал в 2002 году Азали Ассумани от Нгазиджи. К тому моменту он и так руководил страной три года, придя к власти после очередного военного переворота. В 2006 и 2011 годах президентами становились кандидаты от Ндзуани и Мохели, а выборы 2016 года снова выиграл Ассумани. Уходить с поста в обязательном порядке в 2021 году ему не захотелось, поэтому он предложил изменить конституцию: разрешить президенту избираться на второй срок подряд и ликвидировать ротацию президентов по географическому принципу. Надо ли говорить, что официальные данные референдума показали уровень поддержки президентской идеи в 92,74%.
Ассумани уже зарегистрировался кандидатом на выборы 24 марта и ради такого дела временно передал свои полномочия одному из своих министров Мустадране Абду. При этом двух главных оппозиционных кандидатов до выборов не допустили. А поскольку Абду родом с Мвали, то ожидается, что и население этого острова при таком раскладе подаст за его патрона Ассумани больше голосов. Победа Ассумани практически очевидна, а это значит, что острова Луны (именно так «Коморы» переводятся с арабского) совсем скоро вступят в очередной - не слишком демократический - этап своего, прямо скажем, небогатого существования.