06.12.18

Совет закрыт. Да здравствует Совет!

В преддверии 25-летия законодательного органа власти Новосибирской области сегодня мы вспоминаем о событиях, предшествовавших его «рождению»

Глава администрации Новосибирской области Виталий Муха и председатель последнего «старого» и первого «нового» Совета депутатов НСО Анатолий Сычёв.

 

Законодательное собрание Новосибирской области, тогда ещё называвшееся Советом депутатов, появлялось на свет при весьма драматических, даже трагических обстоятельствах. Как и другие региональные законодательные органы современной России. Так сложилось, что переход от одной формы парламентаризма к другой в нашей стране сопровождался кровопролитием в столице — и это ещё счастье, что кровавая вакханалия не «спустилась» на уровень краёв, областей и республик. Кроме Чечни, но это уже другая история.

Газета «Ведомости» от 15—21 октября 1993 года, в которой были опубликованы судьбоносные президентские указы о региональных представительных органах.

 

На протяжении первых двух лет существования России без Советского Союза её первый президент Борис Ельцин и Верховный Совет не находили общего языка, противостояние между ними то немного затухало, то обострялось снова. К лету 1993 года конфликт обострился в очередной раз:
Ельцин намекнул на то, что осенью распустит парламент, если он не прекратит конфронтацию и не примет предложенный правительством проект бюджета на следующий год.

 

Верховный Совет отреагировал быстро, не остались в стороне и регионы. 26 августа Новосибирский областной совет народных депутатов XXI созыва, председателем которого был Анатолий Сычёв, собрался на свою 18-ю сессию. Депутаты приняли заявление по поводу высказываний президента, где выразили жёсткое неприятие его политики. «Мы, депутаты, — говорилось в заявлении, — поддерживаем Верховный Совет Российской Федерации в его действиях по защите конституционного строя в России; не позволим ликвидировать представительные органы власти, избранные народом; на территории Новосибирской области распоряжения неконституционных органов, подменяющих представительные органы власти, неконституционные указы Президента РФ исполняться не будут». Депутаты высказались и по поводу создания Совета Федерации, назвав предложение Ельцина о новом органе государственной власти противоречащей Конституции попыткой устранения законных органов власти. Было решено не делегировать в Совет Федерации своих представителей и призвать к такому же бойкоту представителей облсоветов других регионов.

 

21 сентября Борис Ельцин подписал знаменитый Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», вошедший в историю как Указ №1400. Указом прекращалась деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета, а выборы в новый законодательный орган власти — Госдуму — назначались на 12 декабря. Полномочия представительных органов власти в субъектах России сохранялись.

 

Глава администрации Новосибирской области Виталий Муха на следующий день сообщил малому Совету облсовета, что будет выполнять действующую Конституцию и признавать указания только Верховного Совета и назначенного им и. о. президента Александра Руцкого.

 

— Я спросил бы депутатов: есть ли ещё какая-то организация, кто за нас сможет сработать, организовать людей? Нет такой организации сегодня, которая работала бы в этом здании — хорошо ли, плохо, но она была организатором таких вещей. Теперь только один институт политической власти — Советы. И вот свою политическую зрелось Советы должны проявить в том, чтобы сегодня поднять народ на противодействие возможным и, наверное, обязательно предстоящим действиям людей, которые сегодня лишены государственной власти. Это Ельцин и его окружение, — сказал Муха.

 

23 сентября внеочередная 19-я сессия облсовета решила считать действия Бориса Ельцина антиконституционным переворотом. Совет обратился к Съезду народных депутатов с призывом провести одновременные выборы президента и депутатов законодательных органов власти. Указ президента поддержали только 24 депутата Совета, которые выступили со своим особым мнением.

 

— Указ вызвал возмущение во многих регионах. 29 сентября мы собрали представителей Бурятии, обоих Алтаев, Хакасии, Тывы, Красноярского края, Амурской, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей и приняли заявление с требованием к Ельцину немедленно прекратить антиконституционные действия, отменить пресловутый указ и восстановить конституционную законность. В случае невыполнения этих требований пригрозили перекрыть Западно-Сибирскую железную дорогу. Обратились также ко всем субъектам Федерации и парламентам стран мира. Конечно, мы понимали, что перекрыть Запсиб нам не дадут силы МВД и ФСБ. Но уже через два часа наше требование стало известно в Москве, и премьер-министр Виктор Черномырдин отправил к нам своих представителей. Кое о чём мы смогли договориться — например, о поставках каких-то материалов, выделении денег на выдачу зарплат по некоторым предприятиям. Железные дороги получили указания незамедлительно предоставить нам вагоны для поставки продовольствия в нуждающиеся регионы — например, муки из Алтая в Якутию, — вспоминает Анатолий Сычёв.

 

Между тем конфликт в Москве дошёл до высшей точки, и в начале октября там пролилась кровь. Здание Верховного Совета, которое в народе называли и продолжают звать Белым домом, было расстреляно из танков, многие его защитники из числа сторонников народных депутатов арестованы. 4 октября в столице всё было кончено. Одержавший верх президент начал «наводить порядок» в регионах. Уже 5 октября Виталий Муха был отстранён от должности и главой администрации НСО был назначен Иван Индинок. 9 октября Указом президента была прекращена деятельность районных, городских и сельских Советов, а за региональными Советами оставалось только право утверждения бюджетов — с согласия глав администраций субъектов. И то — только до избрания нового органа представительной власти. За Советами была оставлена возможность самороспуска — предполагалось, что именно на это они и пойдут. Были сторонники у этого шага и в Новосибирске: небольшая группа депутатов Новосибирского облсовета, человек 20, периодически выносила вопрос о самороспуске Совета. Но облсовет продолжил работу.

 

В 2017 году Анатолий Сычёв рассказывал об этих событиях «Ведомостям»: «В октябре в Совет пришла шифрограмма от президента с требованием отменить все наши решения и самораспуститься. И тут меня взяла такая злость: какое он имеет право требовать это от тех, кого избрал народ? В таком же духе я написал ответ, передал его шифровальщице, а она говорит: «Не буду передавать его в таком виде!» — «Почему?» — «Да вы же себе смертный приговор подписываете!». Я собрал председателей комитетов, рассказал им коротко о шифрограмме, о своём ответе и сказал: «Если хотя бы один со мной не согласен — собираем сессию и снимаем меня с должности председателя». На несколько секунд наступила мёртвая тишина.
Потом Александр Кисельников (председатель комитета Совета по экономической реформе — прим. «Ведомостей») говорит: «Мы согласны». И все подхватили: «Согласны!» В итоге нас объявили «мятежным» Советом. Парадокс: ведь мятежники — это те, кто действует против закона, а мы как раз боролись за его соблюдение. Мы стали известны, в Новосибирск поехали журналисты не только из всей России, но и из других стран. Мне особенно запомнились несколько. Из Австралии прилетела телевизионная группа, четыре человека, а руководил ею человек по фамилии Маркс. Или русскоговорящая девочка из Бразилии. Спрашиваю: «Откуда знаешь русский?» — «Учусь в университете». — «Нет, университетские знания не дадут речь без акцента». —
«А у меня русский дедушка». Американец, который пытался в беседе затолкать меня в прокрустово ложе установки, что мне якобы не нравится Ельцин как человек, на что я ответил: «Ничего у вас не получится, мы люди зрелые, самостоятельные. И нам не господин Ельцин как гражданин не нравится, а действия господина президента!»

 

Депутаты вначале планировали провести выборы в новый областной Совет одновременно с думскими, но в итоге их назначили на 27 марта 1994 года. Проводились они по одномандатным округам, которых нарезали 49. Предложение выбирать депутатов по многомандатным округам было отклонено. Право быть избранным в облсовет получили все граждане, проживавшие на территории области и достигшие 21-летнего возраста. Выдвигать кандидатов могли политические партии и организации, зарегистрированные в отделении юстиции областной администрации, а также группы избирателей числом не менее 30 человек. Окружные комиссии регистрировали тех кандидатов, кто собрал на округе в свою поддержку подписи не менее 3% всех избирателей. Однако с первого раза были выбраны только 34 депутата из 49. Чтобы определиться с остальными, потребовались неоднократные довыборы: все — на округах в областном центре. Хотя по сравнению с другими территориями и этот показатель был очень хорошим: во многих регионах России избиратели проигнорировали выборы в местные органы власти.


ФАКТ

 

70 процентов депутатского корпуса 1-го созыва областного Совета депутатов были в возрасте от 30 до 50 лет. Почти половина депутатов ранее избиралась в представительные органы власти.

 

За 1-й созыв областной Совет депутатов провёл 37 сессий, на которых было принято 694 решения, в том числе 75 законов области и 232 других нормативных правовых актов. Среди них — Устав Новосибирской области, принятый на 21-й сессии 5 апреля 1996 года.

 

 

Виталий СОЛОВОВ

back
up