07.05.19

Самый главный план

Оператор Борис ТРАВКИН о любви к человеку, Северном полюсе и настоящих интеллигентах

Борис Травкин — это не просто известный оператор с «пожизненным» стажем, это человек-легенда, чья профессиональная история вписана в отечественную кинодокументалистику белыми строчками арктических льдов, изящной вязью Узбекистана и Армении, колоритными героями Сибири и Дальнего Востока. В его рассказах оживают «социалистические будни» Западно-Сибирской студии кинохроники, а любовь к человеку приобретает высший гуманистический принцип. С Борисом Травкиным нам посчастливилось встретиться в рамках авторской программы Антона Веселова «Люди как книги».

Нож для трейлера

— Я занялся той профессией, о которой мечтал, с той страстью и полнотой, на которую был способен. В пятом классе мне и моим друзьям родители одновременно купили фотоаппараты, и мы начали снимать всё вокруг. И когда нам надоело снимать друг друга, пошли в кино. А в то время около каждого кинотеатра стояли рекламные плакаты «Скоро в кино», и мы начали на их фоне снимать, как сейчас сказали бы, трейлеры к просмотренным фильмам. Брали у старших братьев гимнас­тёрки, из дома тащили ножи, игрушечные пистолеты, выстраивали героические мизансцены — замахивались, стреляли друг в друга, мы же боевики и детективы любили. А потом нам стало тесно в фотографии, и мы узнали, что появилось любительское кино 16 миллиметров. Пришли к директору школы: хотим кино снимать! Директором у нас была Сальма Андреевна Торф — фронтовичка, очень решительная женщина, она сразу с места в карьер: «Что для этого нужно?» Мы говорим: «Ну, кинокамеры там». Она нас сразу направила на Западно-Сибирскую киностудию, которая находилась тогда в здании собора имени Александра Невского. Нас там радушно встретили, показали, как работает кинокамера и вся студия, и в итоге мы в школе сняли два фильма. И тогда я понял, вот он — мой Путь. После школы пошёл осветителем на студию. У меня был собственный план: прийти в профессиональную среду и начинать с самых азов.

О страхе

— Есть вещи, которыми ты будешь гордиться всю жизнь. К примеру, мой дипломный фильм «На мост». Это было в 1950 году, зима, скользко, нужно было подниматься по железным скобам, а у меня всего одна рука, потому что во второй — камера, а через плечо аккумулятор. Помню первый день, когда я прибыл на съёмку. Тоскливо мне было: мост ещё не достроен, какие-то плахи на него накинуты, где-то вверху, как муравьи, монтажники ползают, общей картинки, от которой бы дух у зрителя захватило, нет. Я к тому времени уже опытным производственником был, понимал нюансы. А мне режиссёр: «Старик! Будет кайф!» А где кайф-то? На следующий день я на мост поднялся — и вся картинка сложилась. И самое главное, исчез страх, который был на земле. Человек, когда своим делом занимается, он ничего не боится.

Дрон им подавай!

— Случай интересный был. Мы снимали с режиссёром Юрием Малашиным фильм «Береста сибирская» — о мастерах, которые делают вещи из бересты. И был такой кадр, когда мастера идут заготавливать в тайгу бересту. Им нужно выбрать берёзу, срезать слой бересты аккуратно, чтобы дерево потом заросло. Мы сняли весь процесс, а там комаров, гнуса — воздух будто шевелится. Малашин мне говорит: «Пойди ещё поснимай». А у мастеров — коконы бересты по 4 метра на плечах, это как ковёр сложенный. Я им говорю: «Идите!» Они пошли, а я начал за ними «следить» — с боку зайду, в лоб. Снимаю долго. И тут меня страх обуял. Лента — 60 метров, и уже неполная была, вдруг не хватит? А нужно ведь как-то завершить кадр. Я тогда встал на месте, снял панораму тайги и удаляющиеся фигурки, прихожу к Малашову. «Снял?» — «Снял». — «Сколько планов?» — «Один, но длинный». Он сначала разворчался, что только пять метров возьмёт, а когда глянул, аж присвистнул: хорошо, старик! Я к чему это говорю? Мои молодые коллеги сегодня стали очень капризны в работе: дрон им подавай, разные прибамбасы. А вот так, как мы, без стабилизатора и примочек, сними-ка голыми руками высокохудожественный план!

 

Белое безмолвие

— Снимали с режиссёром Юрием Шиллером фильм «Встречи в Арктике» о высокоширотном рейсе атомного ледохода «Сибирь» в 1978 году. Арктика вообще на меня произвела огромное впечатление, в тех белых широтах с головой невообразимые вещи от этого «белого безмолвия» творятся — там нет привычной для глаза линии горизонта, поэтому вестибулярка начинает иногда отказывать. В общем, снимаем мы ледоход, льды, глаза слепит, я на льдине, меня высадили с вертолёта. И вдруг бежит ко мне Шиллер: «Боря, грузимся! Вдоль канала медведь бежит, кадр отменный будет!» Мы взлетаем, вот медведь бежит, красавец, будто на рекламном ролике, я открываю дверь, меня страхуют, я снимаю! И понимаю, что у меня камеру заело. Вновь вертолёт делает над медведем заход, я опять снимаю. Заело. И так три раза. В общем, на всё есть Божий промысел, в этом я за всю свою жизнь убедился.

Слушай своего героя

— Я понял одну вещь: не нужно ездить за героями на край света — они рядом с тобой живут. Как-то предложил режиссёру Виктору Серову снять фильм о моих земляках, живущих в Шайдурово. Фильм называется «Деревенские паровозы» — коллективный портрет людей с разным уровнем образования и социального положения, но с общей чертой, которая их объединяет. Эти люди любят землю, на которой они живут, они честны и порядочны. И это есть та самая пресловутая интеллигенция. А не вот это рафинированное и изнеженное. В своей работе я не люблю каких-то определённых сценариев. Больше наблюдаю за своим героем, больше слушаю. Это гораздо интереснее, чем говорить ему, где нужно встать и как пройтись. Нужно доверять своему герою, раз уж ты решил снять о нём фильм. Так было и с моими земляками: я ходил к ним в гости, слушал, разговаривал. В моей профессии надо быть и психологом, нужно уметь слушать человека, расположить его к себе. Не надо принимать разные напыщенные позы — будь собой. Ну и выпить, конечно, иногда с героем не грех. Нет, а как без этого? А вообще, люди в деревне — они совсем другие. Земля человека лучше делает. Снимали мы кино «Сибирский армянин» в соавторстве с режиссёром Виктором Серовым. В Шайдурово живёт армянская семья, после войны к нам перебрались, сначала зимовали в кочегарке, но глава семьи Варужан Варданьян — мужик с открытым сердцем и умелыми руками, дом построили, завели хозяйство. Всем помогает бескорыстно. «Мне нужно пойти помочь», — эту фразу я постоянно от него слышал. И люди его любят. Большое счастье с такими героями общаться, вот что я вам скажу. Любовь к человеку и есть мой самый главный операторский план.

О вкусной и полезной пище

— Я уже не раз говорил, что моя прабабушка работала поварихой у известных томских купцов Второвых. В нашем доме была всегда очень высокая культура еды. К тому же я учился во ВГИКе, который в шутку называли «Всесоюзным государственным институтом кулинарии» из-за общежития, где жили узбеки, грузины, армяне, украинцы — люди, в еде понимающие. В общежитии студенты операторского факультета жили на третьем этаже, так вот, у нас на этаже стояли самые невообразимые аппетитные запахи. Плов, лагман, солянка, долма, борщи, гуляш — к нам девчонки с «женского», последнего этажа прибегали: парни, дайте поесть! Самые голодные были режиссёры, всегда на бутербродах, поэтому питались только на «операторском» этаже. Да и потом, уже на съёмках, операторы спасали от голода всю бригаду: в чайниках супы варили, в жестяных банках мясо жарили, на осветительных фонарях — яичницу. История в связи с этим у меня есть хорошая. Это опять в Арктике происходило, полетели с Шиллером на «аннушке» — делать сюжет о том, как топографы составляют для ледохода карту ледовых полей. Вылетели с Диксона. Барражируем, так сказать, воздушные пространства, снимаем. Долго барражируем. Капитан говорит: «Кто готовить умеет?» Шиллер меня в бок пихает: «Боря умеет!» Капитан: «Боря, в холодильнике лежит оленья нога, сделай с ней что-нибудь». Взял топор, пошёл оленью ногу кромсать. Вдруг весь экипаж издаёт хором какой-то странный звук — как мычание. Я спрашиваю: «Это что?» «Да это у нас традиция: когда Северный полюс пролетаем, мы всегда так делаем». И тут я подумал: «Боже, какой я счастливый человек! Вот пролетаю над Северным полюсом: в одной руке — топор, в другой — оленья нога. Ну кому ещё так повезти может?»

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото из архива Бориса ТРАВКИНА

back
1329

В Заксобрании


14.11.19
92

В 2020 году дорожный фонд НСО уменьшится, а с 2021-го регион может остаться без средств на ремонт и реконструкцию сельских дорог

14.11.19
102

Проект бюджета области на 2020 год представили на публичных слушаниях, сейчас его рассматривают все комитеты заксобрания

07.11.19
681

Заксобрание предложило разрешить людям ездить зимой по льду водоёмов за пределами специальных переправ

Политика


14.11.19
89

В Новосибирске прошла межрегиональная научно-практическая конференция, посвящённая гражданскому активизму в Сибири

29.10.19
391

Отменят ли партийные списки на выборах в городской Совет Новосибирска, которые пройдут в 2020 году

29.10.19
409

«Единую Россию» на выборы в 2020 году поведут сразу два региональных лидера

Экономика


21.10.19
624

Будет ли Новосибирская область продавать больше зерна за границу?

25.09.19
1326

Что должно стать основным драйвером развития инноваций в России и почему здесь не может быть единственно правильного ответа?

23.09.19
1266

Зачем в основание будущей арены нового ледового дворца забьют 1 500 свай длиной от 16 до 35 метров?

Общество


14.11.19
99

Сфотографироваться и посчитать до десяти: зачем банки подключаются к Единой биометрической системе?

14.11.19
92

Депутаты согласовали новую 6-летнюю программу развития торговли в регионе

12.11.19
296

В 52 многоквартирных домах Новосибирска, Бердска и Искитима в этом году установили новые лифты

Культура


14.11.19
66

Старейшей библиотеке Новосибирска на днях исполняется 125 лет

13.11.19
187

Звёзды с мировым именем: Вадим Репин анонсировал главные события Транссибирского арт-фестиваля-2020

13.11.19
291

Сергей Афанасьев объяснил, почему он написал заявление об увольнении и при каком условии он может его забрать

Спорт


12.11.19
350

Ещё пару лет назад о детском следж-хоккее в Новосибирской области ничего не знали, а сегодня ребята выходят на совместные тренировки с игроками ХК «Сибирь»

06.11.19
540

В Новосибирске в 18-й раз прошёл один из крупнейших в России боксёрских турниров — памяти мастера спорта СССР Дмитрия Панова

29.10.19
363

В Сибирской академии самбо прошло крупнейшее региональное соревнование по этому виду спорта

x

Сообщите вашу новость:

up