12.04.18

Родить или не родить?

Свободен ли человек в своих желаниях и нужна ли ему свобода? Остросоциальную пьесу Андрея Платонова поставили на большой сцене «Красного факела».

Написанная в 1928 году и опубликованная почти восемьдесят лет спустя, пьеса Андрея Платонова «Дураки на периферии» и сегод­ня весьма актуальна. Постановку осуществил Сергей Левицкий, худрук Русского драматического театра им. Бестужева (Улан-Удэ), чей спектакль «Фронтовичка» признан лучшим на фестивале «Ново-Сибирский транзит» в 2016 году, эта работа принесла театру и множество других наград. Из списка предложенных режиссёром пьес директор «Красного факела» Александр Кулябин выбрал малоизвестную пьесу Платонова, благодаря чему театр пополнил свой репертуар актуальной комедией абсурда. К слову, постановка «Дураков на периферии» в родном для Андрея Платоновича Воронеже — один из самых аншлаговых спектаклей Камерного театра, успех подтверждён и двумя «Золотыми масками».

 

Исследователи называют пьесу «Дураки на периферии» платоновской моделью мира. Вневременная, внепространственная история заставляет задуматься о самом главном: свободен ли человек в своих желаниях и что он подразумевает под свободой?

 

— Мне интересно говорить через текст Платонова про сегодня, про нас, про то, во что мы превращаемся, когда вокруг абсурдная жизнь, когда мы ей киваем, подыгрываем и сами в неё встраиваемся, — говорит режиссёр Сергей Левицкий. — Платонов очень любил людей, действительно верил в светлое будущее и в этой пьесе сатирически высмеивает социальные язвы, пытаясь бороться с ними.

Во времена, когда «человек должен выполнять общественные функции, а также лично жить и наслаждаться», над упорядоченным укладом жизни семейства счетовода Ивана Павловича Башмакова нависла внезапная угроза — появление нового ребёнка. Константин Телегин в роли счетовода убедительно растерян: «От первой жены в дореволюционный период у меня есть трое детей… После революции я рожать не могу. Я получаю по седьмому разряду семнадцатиразрядной сетки... Пускай рожают руководящие лица. Я родить не могу».

«Родить» или «не родить» за супругов решает комиссия «охраны матерей и ихних младенцев» (Охматмлад), аборты запрещены, в задачи комиссии вменяется следить за «заготовкой граждан впрок». «Тройка» в исполнении Павла Полякова, Сергея Богомолова и Георгия Болонева — прекрасный образец бюрократически зашоренных «членов», способных действовать исключительно в рамках протокола, но за его пределами — теряющихся. Эти люди «воспитывают будущее» (ребёнка), перекидывая его из рук в руки. Тема обобществления семьи и детей для постреволюционного времени весьма актуальна: семья понимается союзом двух равных по социальному статусу людей, о чувственном и духовном притяжении и речи нет. Впрочем, Марья Ивановна не спешит подчиниться новой морали (и не очень-то придерживается старой), актриса Валерия Кручинина подчёркивает её воинствующую женственность: «А ну вас, у меня в голове от ваших разговоров целый гул гадов… Уйду я от вас в разбойники: у вас все силы не на жизнь, а на учёт уходят, а мне одна домашняя доля остаётся…»

В спектакле занята чуть ли не вся труппа театра. Метущийся письмоводитель милиции Глеб Рудин Ивана Музыко, одновременно нелепый и обаятельный, готов воспитать ребёнка и «жить по всем принципам и в тёплой тишине». Жёны членов Охматмлада (Елена Жданова и Виктория Левченко), выражающие свой протест не абсурдным законам, а мужьям, которым присудили коллективное воспитание ребёнка Башмаковых. Среди всех ходульных персонажей вменяемой и не испорченной действительностью выглядит жена секретаря Охматмлада Ащеулова Алёна (Екатерина Дорогина), приехавшая из деревни навестить мужа. Эпизодические роли вносят новые краски в этот непрекращающийся фарс: появление крестьян Алексея Межова и Михаила Селезнёва с «засыхающим корнем»; невозмутимая милиционерша Елены Дриневской, кормящая младенца на посту; судья Владимира Лемешонка, зачитывающий приговор нараспев, словно псалом; и богоподобный Старший рационализатор Юрия Дроздова, похожий на известного сатирика, с каменным лицом произносившего монологи о нелепостях российской действительности.

Сценография художника Кристины Войцеховской делит сцену на два мира. В первом проходят заседания комиссии и суда — это своего рода судилище, пространство несвободы. В другой части, за стеклом, — ночной клуб, где вечный праздник — музыка, алкоголь, женщины. «Чудовищный мир — обманная рамка праздника, когда ты пришёл, выпил и подумал: всё хорошо. Это и есть наш сегод­няшний иллюзорный мир свободы», — поясняет режиссёр.

 

Актёры мастерски освоили непростой платоновский язык, в полной мере присвоив его себе. Эта бюрократическая казуистика звучит смешно и нелепо, пока комедия не превращается в трагедию — словно холодным ушатом по голове: а ребёночка-то… выплеснули — и наступает отрезвление. Куда мы идём? На что надеемся? Есть ли у нас будущее и какое оно? И что там, в красивом гробу, красноречиво стоящем в углу сцены?

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Виктора ДМИТРИЕВА

back
650

В Заксобрании


12.07.18
189

12 июля 60-летие отмечает опытный депутат, заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области, секретарь Новосибирского регионального отделения партии «Единая Россия», многолетний руководитель транспортного предприятия Валерий ИЛЬЕНКО.

05.07.18
287

Муниципальной власти добавили гарантий.

04.07.18
292

Депутаты новосибирского заксобрания попросили помощи у министра МВД в вопросе спасения региональных дорог.

Политика


12.07.18
164

Депутаты разных уровней обсудили вопросы, действительно волнующие сегодня большинство сельчан.

21.06.18
489

Различные коллизии в семейной жизни могут помешать депутатам исполнять антикоррупционное законодательство.

14.06.18
570

Центризбирком опубликовал финансовые отчёты 66 зарегистрированных в России партий за 2017 год.

Экономика


19.07.18
37

Нужен ли закон о страховании жилья, каким он должен быть и во что это обойдётся рядовому россиянину?

17.07.18
77

Представители заксобрания и правительства области обсуждали проблемы и искали решения для самой отдалённой территории региона — Кыштовского района.

12.07.18
141

В наш век недоверия всему, что производится и реализуется на рынке, это учреждение — самый настоящий оплот подтверждённого стандарта и качества.

Общество


19.07.18
189

России без авиации нельзя, иначе верх возьмут две известные беды — дураки и дороги.  

19.07.18
73

Летом в Новосибирске всегда остро встаёт вопрос: как нам не мешать друг другу отдыхать, как одним спокойно спать, а другим активничать?

18.07.18
95

«Мы ужесточим контроль за теми, кто приходит на сельскую территорию», — заявил председатель заксобрания Андрей Шимкив во время визита в Кочковский район.

Культура


19.07.18
85

Окунуться в Раннее и Среднее Средневековье, эпоху Ренессанса и период освоения Сибири можно было в минувшие выходные в Заельцовском парке Новосибирска. Фестивалем «Перекрёстки истории» новосибирцам презентовали новый проект.

19.07.18
31

Уникальной туристической точкой, изюминкой Новосибирской области может стать Историко-архитектурный музей под открытым небом Института археологии и этнографии СО РАН.

19.07.18
77

В память о знаменитом новосибирском сказочнике Юрии Магалифе устроили выставку и объявили благотворительный марафон.

Спорт


17.07.18
83

В Новосибирске впервые за долгие годы состоялись рейтинговые соревнования по стендовой стрельбе — открытый чемпионат Новосибирской области.

17.07.18
201

Екатерина Никонова и Даниил Марков — две главные надежды новосибирского плавания на ближайшие годы.

12.07.18
178

В Новосибирске стартовала настоящая подготовка к молодёжному чемпионату мира по хоккею 2023 года.

x

Сообщите вашу новость: