12.04.18

Родить или не родить?

Свободен ли человек в своих желаниях и нужна ли ему свобода? Остросоциальную пьесу Андрея Платонова поставили на большой сцене «Красного факела».

Написанная в 1928 году и опубликованная почти восемьдесят лет спустя, пьеса Андрея Платонова «Дураки на периферии» и сегод­ня весьма актуальна. Постановку осуществил Сергей Левицкий, худрук Русского драматического театра им. Бестужева (Улан-Удэ), чей спектакль «Фронтовичка» признан лучшим на фестивале «Ново-Сибирский транзит» в 2016 году, эта работа принесла театру и множество других наград. Из списка предложенных режиссёром пьес директор «Красного факела» Александр Кулябин выбрал малоизвестную пьесу Платонова, благодаря чему театр пополнил свой репертуар актуальной комедией абсурда. К слову, постановка «Дураков на периферии» в родном для Андрея Платоновича Воронеже — один из самых аншлаговых спектаклей Камерного театра, успех подтверждён и двумя «Золотыми масками».

 

Исследователи называют пьесу «Дураки на периферии» платоновской моделью мира. Вневременная, внепространственная история заставляет задуматься о самом главном: свободен ли человек в своих желаниях и что он подразумевает под свободой?

 

— Мне интересно говорить через текст Платонова про сегодня, про нас, про то, во что мы превращаемся, когда вокруг абсурдная жизнь, когда мы ей киваем, подыгрываем и сами в неё встраиваемся, — говорит режиссёр Сергей Левицкий. — Платонов очень любил людей, действительно верил в светлое будущее и в этой пьесе сатирически высмеивает социальные язвы, пытаясь бороться с ними.

Во времена, когда «человек должен выполнять общественные функции, а также лично жить и наслаждаться», над упорядоченным укладом жизни семейства счетовода Ивана Павловича Башмакова нависла внезапная угроза — появление нового ребёнка. Константин Телегин в роли счетовода убедительно растерян: «От первой жены в дореволюционный период у меня есть трое детей… После революции я рожать не могу. Я получаю по седьмому разряду семнадцатиразрядной сетки... Пускай рожают руководящие лица. Я родить не могу».

«Родить» или «не родить» за супругов решает комиссия «охраны матерей и ихних младенцев» (Охматмлад), аборты запрещены, в задачи комиссии вменяется следить за «заготовкой граждан впрок». «Тройка» в исполнении Павла Полякова, Сергея Богомолова и Георгия Болонева — прекрасный образец бюрократически зашоренных «членов», способных действовать исключительно в рамках протокола, но за его пределами — теряющихся. Эти люди «воспитывают будущее» (ребёнка), перекидывая его из рук в руки. Тема обобществления семьи и детей для постреволюционного времени весьма актуальна: семья понимается союзом двух равных по социальному статусу людей, о чувственном и духовном притяжении и речи нет. Впрочем, Марья Ивановна не спешит подчиниться новой морали (и не очень-то придерживается старой), актриса Валерия Кручинина подчёркивает её воинствующую женственность: «А ну вас, у меня в голове от ваших разговоров целый гул гадов… Уйду я от вас в разбойники: у вас все силы не на жизнь, а на учёт уходят, а мне одна домашняя доля остаётся…»

В спектакле занята чуть ли не вся труппа театра. Метущийся письмоводитель милиции Глеб Рудин Ивана Музыко, одновременно нелепый и обаятельный, готов воспитать ребёнка и «жить по всем принципам и в тёплой тишине». Жёны членов Охматмлада (Елена Жданова и Виктория Левченко), выражающие свой протест не абсурдным законам, а мужьям, которым присудили коллективное воспитание ребёнка Башмаковых. Среди всех ходульных персонажей вменяемой и не испорченной действительностью выглядит жена секретаря Охматмлада Ащеулова Алёна (Екатерина Дорогина), приехавшая из деревни навестить мужа. Эпизодические роли вносят новые краски в этот непрекращающийся фарс: появление крестьян Алексея Межова и Михаила Селезнёва с «засыхающим корнем»; невозмутимая милиционерша Елены Дриневской, кормящая младенца на посту; судья Владимира Лемешонка, зачитывающий приговор нараспев, словно псалом; и богоподобный Старший рационализатор Юрия Дроздова, похожий на известного сатирика, с каменным лицом произносившего монологи о нелепостях российской действительности.

Сценография художника Кристины Войцеховской делит сцену на два мира. В первом проходят заседания комиссии и суда — это своего рода судилище, пространство несвободы. В другой части, за стеклом, — ночной клуб, где вечный праздник — музыка, алкоголь, женщины. «Чудовищный мир — обманная рамка праздника, когда ты пришёл, выпил и подумал: всё хорошо. Это и есть наш сегод­няшний иллюзорный мир свободы», — поясняет режиссёр.

 

Актёры мастерски освоили непростой платоновский язык, в полной мере присвоив его себе. Эта бюрократическая казуистика звучит смешно и нелепо, пока комедия не превращается в трагедию — словно холодным ушатом по голове: а ребёночка-то… выплеснули — и наступает отрезвление. Куда мы идём? На что надеемся? Есть ли у нас будущее и какое оно? И что там, в красивом гробу, красноречиво стоящем в углу сцены?

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Виктора ДМИТРИЕВА

back
347

В Заксобрании


26.04.18
17

Несмотря на вложенные в реконструкцию Куйбышевской НФС 600 миллионов рублей, вода в квартирах горожан так и не стала прозрачной.

26.04.18
16

Что надо сделать, чтобы капремонт старинных домов выполнялся на совесть, — разбирался комитет заксобрания по строительству на выездном заседании в Куйбышеве

26.04.18
15

В план 2018 года вошло дополнительно 15 наказов избирателей.

Политика


26.04.18
15

Трамвайно-троллейбусную сеть правобережья Новосибирска могут передать в концессию.

10.04.18
311

Разъясняем вступающее в силу законодательство о волонтёрской деятельности.

19.03.18
652

Пьяное «минирование» и голосование по ксерокопии — чем ещё был отмечен в Новосибирской области день выборов.

Экономика


19.04.18
228

Насколько инновационна экономика Новосибирской области, сколько людей в регионе можно отнести к среднему классу и почему не работает модель государственного управления на местном уровне?

09.04.18
392

Новосибирцы перестали доверять банковским вкладам и берут новые кредиты, чтобы рассчитаться за старые.

27.03.18
494

Какие показатели социально-экономического развития в 2017 году у Новосибирской области и как мы выглядим на фоне других регионов?

Общество


26.04.18
21

Как защитить права потребителя при выполнении работ и оказании услуг?

26.04.18
13

Какие книги хочет читать современный подросток и на какие вопросы он ищет в них ответы?

26.04.18
14

Лауреатов XVI Межрегионального конкурса «Директор года. Предприятие года» традиционно чествовали в Законодательного собрания НСО. Дипломы и статуэтки «сибирских Атлантов» были вручены руководителям и предприятиям, добившимся наилучших результатов в 2017 году.

Культура


26.04.18
13

В музеях, галереях и библиотеках Новосибирска выставочный бум.

23.04.18
97

Заслуженный артист России Владимир Лемешонок и Новосибирский симфонический оркестр с проектом «Эгмонт» (Бетховен/Гёте) в ГКЗ им. Каца, профессор ТПГУ Валентина Головчинер с лекцией о Маяковском на «Открытой кафедре» и другие события недели. С 26 апреля. Выбирайте!

20.04.18
163

Романтическая опера на сюжет великого Данте открыла серию одноактных постановок на малой сцене НОВАТа.

Спорт


20.04.18
164

Международный танцевальный турнир «Столица Сибири» вышел на ещё более высокий уровень.

10.04.18
321

Всероссийские соревнования по синхронному плаванию в третий раз прошли в Новосибирской области.

03.04.18
447

Всероссийские соревнования, давно ставшие международными, в 23-й раз прошли в Новосибирске.

x

Сообщите вашу новость: