22.03.17

Прощение Гюнта

В минувшие выходные на сцене Новосибирского театра оперы и балета состоялась премьера новаторского балета «Пер Гюнт».

Хореограф из Словении Эдвард Клюг поставил «новую пластическую драму» по пьесе Ибсена на музыку Эдварда Грига. По его признанию, акцент сделан на том, чтобы достоверно показать историю во всех её красках. К слову сказать, предыдущая постановка балета «Пер Гюнт» на сцене НГАТОиБ была осуществлена в 1983 году.


Год назад, в 2016 году, Клюг поставил этот балет на сцене Словенского национального театра Марибора, труппу которого возглавляет с 2003 года, заглавную роль исполнил Денис Матвиенко, нынешний худрук балетной труппы НОВАТа.


Драматическая поэма Генрика Ибсена «Пер Гюнт» была написана в 1866 году, через девять лет композитор Эдвард Григ написал к ней музыку, которая сделала его по-настоящему знаменитым. Главный герой — авантюрный, амбициозный персонаж с пороками и слабостями обычного человека, но при этом наделённый воображением поэта, он живёт в мире фантастических существ, явившихся то ли из норвежских сказок, то ли из его собственного подсознания. Олень (Михаил Лифенцев), о котором Пер рассказывает матери в самом начале пьесы Ибсена, у Эдварда Клюга появляется на протяжении всего действа, становясь своего рода ангелом-хранителем Пер Гюнта, или его альтер эго. В балете нет Пуговичника, которого Гюнт встречает у Ибсена, зато есть персонаж Смерть, то спасающий героя, то толкающий его на новые авантюры.


Самое сложное в этой постановке, по признанию Дениса Матвиенко, было вести себя на сцене естественно. Он признался, что эта роль для него самого значит многое, в последние несколько дней он спал не больше двух часов — «всё время звучала музыка» и не отпускали мысли о работе.


— Этот спектакль сложен тем, что он выматывает — все эмоции наружу. Мы не играем — мы живём. На двадцать первом сезоне у меня есть возможность прожить эту историю, которая перекликается с моей жизнью — постоянные путешествия, поиски, иногда не замечаешь чего-то важного, что есть рядом, — поясняет Денис Матвиенко, единственный в мире обладатель четырёх Гран-при международных конкурсов артис­тов балета. — Балет поставлен в тренде мировой современной хореографии. Его не нужно сравнивать с классическим танцем — это то, как мы, танцовщики, чувствуем, как сегодня двигаются люди, как воспринимает современный зритель. В классическом балете мы привыкли к рамкам, здесь нет ни рамок, ни границ. Позволяется всё — главное, чтобы это выглядело естественно.


Роль Пера Гюнта исполняют также Роман Полковников и Николай Мальцев. Из всей партии можно выделить сцены с матерью Осе — эмоционально насыщенные, проникновенные и драматически выстроенные. Одна из самых сильных и сложных сцен — в сумасшедшем доме, где происходит «коронование» героя. Она поставлена на музыку не менее известного Концерта для фортепиано с оркестром ля минор и другими фрагментами произведений Эдварда Грига. Надо сказать, музыкальная часть спектакля звучит на очень высоком уровне. Спасибо музыкальному руководителю и дирижёру спектакля — Карену Дургаряну! И этот контраст между высокой музыкой и аскетичной, принципиально «приземлённой» постановкой также спланирован словенским хореографом.


Сценография в поддержку сюжета построена по кругу: Пер Гюнт хочет бежать из деревни, но снова и снова возвращается, совершая один проступок за другим до тех пор, пока назад уже просто нет дороги. Жаждущий богатства и славы герой попадает в царство Короля троллей, чуть было не становится его зятем, примиряя на себя жизненный принцип троллей «будь доволен собой». И только самоирония помогает ему справиться с абсурдностью существования.


— Пер Гюнт покидает деревню, чтобы увидеть мир и стать королём, но становится жертвой своих амбиций, и сегодня в нашем мире есть такие персонажи, — говорит Эдвард Клюг.


Герой возвращается в родную деревню глубоким стариком, и даже там он не сразу видит ту, которая ждала его всю жизнь. Возвращаясь к Сольвейг, он возвращается к самому себе, обретая наконец способность «быть собой», и в её любви получает прощение.

Марина ШАБАНОВА

back
up