14.02.18

Почему на селе жизнь не мила?

Комплексное развитие сельских территорий является приоритетной задачей власти, но люди продолжают уезжать в более благополучные места.

Депутаты Александр Морозов, Олег Подойма и спикер заксобрания Андрей Шимкив.

 

Куда идёт российское село? Какие меры господдержки необходимы, чтобы сельхозпредприятия работали интенсивно и с прибылью? Что важнее для селян — более высокая зарплата или наличие возможностей для культурного и спортивного досуга? Эти вопросы уже не первый год рассматриваются как по отдельности, так и в комплексе. Поиску ответов на них и был посвящён круглый стол «Комплексное развитие сельских территорий Новосибирской области», состоявшийся в правительстве области в преддверии регионального форума «Социально-экономическое партнёрство—2018».

 

Врио министра сельского хозяйства НСО Василий Пронькин в своём докладе подчеркнул, что наряду с диверсификацией производства, которым наши аграрии хоть неповсеместно, но начали заниматься, важны и социальные аспекты — медицина, детсады, спорт, культура, нормальные дороги. Ведь, как отметил председатель комитета заксобрания по агарной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Олег Подойма, к селу может быть проложена самая замечательная дорога, но если там нет крепкого работодателя, нет финансовой перспективы, то не особо она и нужна. Одно «цепляется» за другое, и без комплексного решения проблемы мы всегда будем «догонять и исправлять», а не улучшать ситуацию.

 

Василий Пронькин рассказал, что за последние годы в сёлах появились 28 ФАПов в 17 районах, две школы, 10 детских садов, один Дом культуры, десятки километров дорог, построено жильё для сотен семей, занятых в сельхозпроизводстве и социальной сфере на селе. Но в то же время, с 2010 по 2017 год, «коренное» сельское население в области сократилось на 59,3 тысячи человек. А в сельхозпроизводстве ситуация складывается вообще парадоксальная. Из 585 тысяч сельских жителей области (не считая райцентры) только 33,9 тысячи человек работают на земле и фермах (чуть менее 6%), при этом избыток свободных рабочих рук «чудесным» образом сочетается с практически повсеместной нехваткой специалистов среднего звена. А большинство сельхозпредприятий продолжает работать экстенсивно, что не позволяет им повышать доходы своих работников. В качестве вариантов исправления ситуации врио министра предложил поддерживать выращивание определённых сельхозкультур, востребованных на рынке (та самая диверсификация), оказывать помощь застройщикам, работающим на селе, и возродить практику выплаты подъёмных для молодых специалистов, приходящих на сельхозпроизводство.

 

Свои варианты назвал и врио министра природных ресурсов и экологии НСО Александр Дубовицкий, напомнивший, что и в лесном хозяйстве, и в рыбоводческой отрасли у региона имеется масса неиспользованных ресурсов — глубокая переработка древесины, арендные отношения, зарыбление свободных озёр, благодаря которым на селе можно создать тысячи новых рабочих мест. Также, по мнению Дубовицкого, необходимо в корне пересмотреть отношения в сфере охотопользования, что поможет не только сохранить разнообразие нашего животного мира, но также создать от полутора до двух тысяч новых рабочих мест.

 

По мнению врио министра природных ресурсов и экологии НСО, в селе можно создать не менее 10–12 тысяч дополнительных рабочих мест.

 

Конкретный пример развития определённой территории привёл глава Усть-Таркского района Александр Турлаков, рассказавший, что в пяти километрах от райцентра есть разведанные залежи высококачественных кирпичных глин, но без газификации района никто из потенциальных инвесторов не хочет строить там кирпичный завод. И подобные потенциальные «точки роста» есть практически в каждом районе, но как увязать всё воедино? Хорошо, если это будет учтено в разрабатываемой сейчас Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года. По крайней мере, врио губернатора Андрей Травников, считающий разработку Стратегии одним из главных приоритетов 2018 года, во время докладов и выступлений делал очень много пометок.

 

Председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив в своём выступлении подробно остановился именно на мерах господдержки сельхозпроизводителей, которые, по его мнению, уже изжили себя и требуют кардинального пересмотра. В качестве примера он назвал цифры, приведённые директором ЗАО «Кубанское» Каргатского района Анатолия Ляхова. «Кубанское» в прошлом году заплатило 16 миллионов разных налогов и столько же получило господдержки. Как говорится, «сработали в ноль» — и на том спасибо. Но в то же время все фермеры района заплатили только три миллиона налогов, а господдержки получили на 21 миллион.

 

— Что это, если не перекосы в самой системе господдержки? — спросил Шимкив. — При этом Анатолий Гаврилович строит жильё для работников, поддерживает социальную сферу на селе, платит достойную зарплату. А если мы наконец услышим цифры поддержки, которая была выделена нашим знаменитым мегакомплексам, то поймём, что система абсолютно несовершенна и приводит к тому, что есть лидеры, которых можно показать в качестве «витрины», а в целом по области ситуация всё хуже и хуже. Сейчас около 60 хозяйств находится в стадии банкротства, а более 59 тысяч человек, покинувших село за семь последних лет, — я вообще считаю катастрофой. Поэтому давайте менять и законодательство в сфере господдержки — мы к этому готовы — и в целом меньше говорить, а больше делать для того, чтобы реальная жизнь на селе становилась лучше.

 

Витайлий ЗЛОДЕЕВ | Фото пресс-службы правительства и губернатора НСО

back
up