15.04.19

«Плавец душь» и «монедрнист»

«Куда глаза клидят»: как новосибирцы «Тотальный диктант» писали

13 апреля новосибирцы уже в шестнадцатый раз написали «Тотальный диктант». Как известно, именно в Новосибирске и зародилась эта акция, ставшая теперь всемирной. В этом году автором текста для «Тотального диктанта» стал писатель и литературовед Павел Басинский. Интрига самого текста, как всегда, держалась до последнего, и, только придя на сам диктант, новосибирцы узнали, что текст посвящён классическим произведениям русской литературы, а вторая часть, которую обычно пишут участники «Тотального диктанта», живущие между Уралом и Байкалом, напомнит о знакомых со школьной скамьи похождениях Чичикова в поисках «мёртвых душ», описанных Николаем Гоголем.

 

Итоги диктанта ещё подводятся (всех, кто писал диктант, предупредили, что свои результаты можно будет узнать на сайте не раньше 23 апреля), но работа проверяющих уже в самом разгаре. В числе экспертов, которые проверяют диктанты новосибирцев, — корректор нашей газеты (между прочим, кандидат наук) Юлия Алёхова. Она и поделилась с нами самыми забавными ошибками, которые наши сограждане допустили в своих работах. Многие из них — из серии «нарочно не придумаешь».

 

Казалось бы, понятное словосочетание — «корабельный дуб», однако под пером (точнее, шариковыми ручками) участников он побывал карамельным, карабейным, каравельным и караванным. «Прорехе на человечестве» повезло ещё меньше: «проеханный человечества», «проехан на человечестве», «провеха на человечества» — и венчает этот список «прореханый человечек». Плюшкин бы наверняка обиделся на такой эпитет даже сильнее, чем на «скупендряя» и «скубердяя». Хотя Чичикову тоже досталось: он и «плавец душь», и «монедрнист».

 

 

Некоторые слова при других обстоятельствах могли бы стать удачными неологизмами, но здесь они всего лишь продемонстрировали человеческую невнимательность. Например, «напыльщенных фраз». Так и представляется какая-то особая нанотехнология придачи человеку и его речи напыщенности через напыление (а может, Чубайс и так ей уже пользуется?). Или «наркомила» — тоже примерно понятно, о чём может идти речь. «Ссытный завтрак» — перед глазами так и встаёт громадный красный аппетитный арбуз на тарелке посреди стола. А кому-то, наверное, вспомнились девяностые годы и гастрольные «чёсы» по России двойников группы «На-На» — и недрогнувшая рука вывела на фирменном бланке диктанта слово «махинанации».

 

Несмотря на то, то чтение текста «диктаторами» сопровождалось демонстрацией через видеопроектор портретов и фамилий героев, люди умудрялись сделать ошибки и здесь. Чичиков превратился в Тичикова, Собакевич — в Сабокеевича, а главная героиня текста Басинского Коробочка и вовсе побывала то Коробкой, то Коробочкиной. Её характер — «простосердечна» — тоже приобрёл массу оттенков: от «про сто сердечна» до «просто сердечна».

 

Но всем этим «тотальным» «шедеврам», на мой взгляд, далеко до гениального переосмысления формулы «товар — деньги — товар». Среди писавших диктант оказался как минимум Адам Смит, Карл Маркс и лауреат Нобелевской премии по экономике из Новосибирска академик Леонид Канторович в одном лице, выведший новую формулу «давай — деньги — давай». И ведь не поспоришь: многие так и живут. Воистину: хоть бросай всё и беги «куда глаза клидят».

 

Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА

back
up