06.12.17

«Писать не люблю, не писать – не могу»

Павел САНАЕВ считает, что загадочной русской души не существует, в России мало сценаристов, а в Новосибирске много позитива.

Впервые в Новосибирск приехал известный писатель и киносценарист Павел Санаев, чтобы в рамках общенационального проекта ART-дивизион «МедведьНСК» встретиться с читателями и поговорить о современной литературе. Накануне публичной встречи Павел Санаев провёл серию интервью с журналистами новосибирских СМИ, в том числе «Ведомостей». В беседе за чашечкой кофе он попросил не задавать вопросов о романе «Похороните меня за плинтусом», ибо трудно «с первозданной свежестью говорить об одном и том же». Но мы не удержались…

 

— Студенты-кукольники нашего театрального института поставили спектакль по вашему нашумевшему роману. Честно скажу, роман «Похороните меня за плинтусом» произвёл на меня гнетущее впечатление, но после спектакля я аплодировала и вашему мужеству — вы честно рассказали о психологическом насилии, которое происходит в каждой десятой российской семье. Ребята хотят отправить вам видео со спектакля, будете смотреть?

 

— Нет, смотреть точно не буду. И не обижайтесь на меня — после выхода романа были и экранизации, и постановки, и всё я смотрел, сопереживал. И в тысячный раз слышать текст Бабушки я просто физически не могу, это уже выше моих человеческих сил — сколько можно в себе расковыривать этот нарыв? Невозможно быть постоянно «привязанным» к одному произведению,  возвращаться к пройденному вновь и вновь. Я верю, что ваши ребята поставили гениальный спектакль, мне прислали фотографии, я был впечатлён, спасибо, и на этом всё — пусть ребята не обижаются. Что касается вашей интерпретации романа как романа о психологическом насилии, то, наверное, вы правы. Так и есть — образ Бабушки как домашнего тирана знаком очень многим, это в некоторых семьях норма, к сожалению. Я уже говорил в каком-то интервью, что если верить Фрейду и всем психоаналитикам, то из меня должен был вырасти клинический идиот с глубинным комплексом, но обошлось. И конечно, роман — это не моя автобиография в чистом виде, это произведение, основанное на историях из моего детства.

 

«Мастер и Маргарита» – моё любимое произведение.
Могу перечитывать бесконечно. Язык, сюжет, полёт.

 

— Павел, в Новосибирске сейчас культурный ренессанс: открываются новые площадки, народ ходит в театры и общается друг с другом в книжных магазинах. А что в Москве?

 

— А в Москве — наоборот, какой-то глубинный кризис. Если раньше в субботу-воскресенье весь город стоял в пробках, потому что все ехали в клубы, в театры, на встречи по интересам, то сегодня в выходные дни Москва никуда не едет. Клубы закрываются из-за отсутствия публики, кафе все полупустые, в театры, наверное, приезжие сейчас ходят — Москва в состоянии анабиоза, стагнации. И эти лица, лица… Безрадостные, замкнутые на себя, без улыбок: в метро спускаешься — и страшно становится. Я скажу честно, у вас в Новосибирске я душой отдохнул, очень много вокруг людей с радостью в глазах, цельных, открытых. Реально, идёшь — и радуешься. Я не знаю, с чем это связано: может быть, у вас темп жизни немного другой и вам хватает времени посмотреть вокруг себя и порадоваться, но факт налицо — позитива у вас больше, чем в Москве. И то, что у вас открываются новые культурные центры и люди интересуются не только собой и политикой, — хороший знак. Новосибирск никогда не был провинцией, и сейчас это понятно, как никогда.

 

— Говорят, что у «писателя должна быть железная задница»: мол, нужно заставлять себя усидчиво писать тексты. Вы сейчас работаете над продолжением романа «Хроники раздолбая», как продвигается работа?

 

— Совершенно верное утверж­дение, для писателя важна самодисциплина. Но открою вам секрет — я не люблю писать и не считаю себя писателем. Если я работаю над текстом подряд три-четыре дня, то сразу начинаю депрессировать, мне нужны перерывы, иначе я превращаюсь в мрачного невротика — такой у меня психотип. Поэтому я работаю медленно.

 

— Зачем тогда пишете?

 

— Потому что у каждого человека есть определённая миссия в этой жизни. У меня — написать книги, которые ко мне приходят и просятся наружу. Я не могу не писать их. Закончу, начну заниматься тем, что люблю, — снимать кино. Меня часто спрашивают: кем я себя ощущаю больше — писателем или сценаристом? Так вот: ни тем ни другим. Я люблю кино, мне нравится процесс съёмок, общение, работа — в этом во всём есть особая атмосфера, которая увлекает меня.

 

— Давайте поговорим о российском кино. Насколько я знаю, вы большой нелюбитель артхауса и авторского кино…

 

— Верно, не люблю. Я считаю, что кино должно быть нескучным, зрительским — знаменем которого стал Стивен Спилберг, в его фильмах есть закрученный сюжет, героя сразу бросает в водоворот каких-то действий — это может быть перестрелка, это может быть погоня, это может быть затерянный ковчег или летающая тарелка. А то, чем занимается артхаус, я вообще не могу понять. Депрессивные поиски «настоящего я»? Пустые разговоры, многозначительные паузы, мрачнуха и безнадёга — вот главные критерии российского авторского кино. Если говорить про поиск смысла, то посмотрите «Полёт над гнездом кукушки». Глубочайшая картина, притом снята она как мейнстрим, чтобы зрителю всё было понятно. Я вообще поклонник американского искусства, которое всё-таки ведёт к позитиву, к покорению своих личных высот, посмотрите их фильмы, они как раз об этом. Может быть, «Малышка на миллион» выбивается из этой серии, но эта история о том, что случается с людьми, когда они не могут в силу каких-то причин идти по своему пути. Сейчас наступило время историй, и американцы в этом большие специалисты. Они и сериалы снимают как остросюжетные фильмы с захватывающей историей. К примеру, я очень люблю сериал «Очень странные дела»: атмосфера 80-х, дети гениально играют, история развивается — и отношения между героями тоже. Вот пример добротной американской истории. Или трилогия Нолана «Тёмный рыцарь» — прекрасный образец того, как историю о супергерое можно рассказать по-новому, не скучно, не примитивно, как первые фильмы о Бэтмене, где Джек Николсон играл, а увлекательно, серьёзно, смыслово. Да, я люблю такое кино — в жанре «триллер-
экшн» — и хочу такое снимать.

 

— А вы фильм «Аритмия» смотрели? Его вполне можно называть авторским кино, но там есть слепящий свет в конце тоннеля…

 

— Я ещё не смотрел, жена видела, ей очень понравилось.

 

— Успех фильма в прокате зависит ещё и от сценариста, коим вы и являетесь. Судя по количеству сериалов на ТВ, сценарис­тов в России хватает и в вашем цехе должна быть яростная конкурентная борьба…

 

— Сценаристов в России мало, поэтому наш профессиональный круг весьма узок, и борьбы в нём нет — всем работы с избытком хватает. Я не имею в виду тот контингент, который как под копирку строчит сценарии для сериалов канала Россия, это не сценаристы, а так… В нашей отрасли сразу видно профессионалов. И знаете, хороший писатель ещё необязательно хороший драматург или сценарист. Это очень разные вещи по структуре. Сценарий отличается от романа тем, что там чётко выстраивается структура. А в романе важна языковая ткань текста. На обе эти профессии я потратил много времени, чтобы хоть что-то понять о них, — сценарии учился лет семь писать. И сейчас эти профессии работают друг на друга. Мне приходилось читать немало романов, которые хорошо написаны с точки зрения стиля, но абсолютно рассыпаются драматургически. Сюжет проваливается, финал размазывается. Кстати, я вот столько лет потратил на свои профессии, но профессионалом себя назвать не могу. Недавно отправил несколько своих сценариев в 15 американских компаний, но нигде даже в полуфинал не прошёл.

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

 

О современной литературе

— Я мало читаю современных авторов, если честно. Потому что в большинстве своём они пишут обезличенным, типографским языком — «он пришёл, он увидел, он посмотрел». Когда ты любишь Томаса Вулфа и приходишь в дикий восторг от каждой его строчки — очень трудно любить современную литературу.

 

О Гарри Поттере

— Джоан Ролинг создала потрясающий мир — настоящую вселенную, где живут её герои. Но посмотрите, как схематично она выписала самих героев — они плоские, неинтересные, в них нет жизни и развития. И когда я слышу мнения, что Джоан Ролинг — вымышленное лицо, а на самом деле под её именем работает группа литераторов, то всегда смеюсь. У неё сухой, необразный язык.

 

О Ролане Быкове

— В детстве я написал сочинение, ну такое, чтобы учителю понравилось, там были фразы: «наша партия ведёт к счастью и единству», «мы верны заветам Ленина» — набор расхожих цитат. Отчим прочёл сочинение и пришёл в ужас. Он кричал: ты что, дебил совсем, такое писать?! И притащил мне какую-то поделку из ракушек: вот, говорит, садись и пиши про неё — всё, что в голову придёт. И я начал писать сочинение про эту поделку, и вдруг начало
рож­даться что-то живое, настоящее. Многие журналисты пишут, что после этого события я начал прозу писать и решил стать писателем. Не верно. Я просто понял разницу между мёртвым словом и живым.

 

О загадочной русской душе

— Нет никакой загадочной русской души, я не понимаю, почему в этот термин вкладывается столько смыслов. Есть особенности национального характера и только. Ну вот что вкладывается в это понятие?
Вечная депрессия и рефлексия из серии «тварь я дрожащая»? Тогда давайте говорить о таинственной душе француза или жителя Непала. Есть просто особенности речи, привычек,
образа жизни, которые присущи людям, живущим в определённой географической плоскости. Поэтому я не люблю авторское кино, там как раз речь идёт только о проявлениях этой
загадочной русской души.

back
145
145

В Заксобрании

21.02.18
45

Новые рабочие места, чистая вода и жильё для фельдшера: чего ждут от своего депутата жители сёл Соколово и Малый Оёш Колыванского района?

15.02.18
143

Бульдоги, мопсы, йоркширские терьеры: какие собаки живут у депутатов заксобрания, родившихся в годы Собаки?

14.02.18
96

Депутаты-аграрии попросили полмиллиарда рублей на спасение отрасли.

Политика

23.02.18
19

Отчёт врио Губернатора Новосибирской области А. А. Травникова «О результатах деятельности Правительства Новосибирской области за 2017 год» на сессии Законодательного Собрания Новосибирской области

14.02.18
103

Кто из кандидатов на пост президента уже побывал в Новосибирске и кто ещё приедет с агитацией?

31.01.18
188

Успешным назвал первый этап реиндустриализации экономики НСО вице-премьер РФ Аркадий ДВОРКОВИЧ. Что в первую очередь необходимо сделать на втором этапе?

Экономика

14.02.18
115

Комплексное развитие сельских территорий является приоритетной задачей власти, но люди продолжают уезжать в более благополучные места.

01.02.18
172

Область закончила 2017 год с бюджетным профицитом, а доходы региональной казны оказались на 10 млрд выше, чем было запланировано в начале года.

31.01.18
184

Новый фонд развития промышленности и центр поддержки предпринимательства появятся в Новосибирской области.

Общество

23.02.18
35

На каких зданиях в Новосибирске сохранились мозаичные панно и почему одну из известных мозаик могут снять, чтобы перенести в другое место?

15.02.18
71

Зачем в сибирских избах окна делали со всех сторон? Об этом школьникам рассказывают в Центре истории развития Ленинского района Новосибирска.

15.02.18
74

Во втором выпуске новой рубрики «Ведомостей» мы продолжаем знакомить читателей с музеями региона, подведомственными министерству культуры Новосибирской области.

Культура

20.02.18
45

Бесплатные экскурсии по выставке женского костюма из коллекции Александра Васильева, битва лучших комиков Сибири. С 22 февраля. Выбирайте!

20.02.18
123

Сибирский ироничный концептуализм ждёт новые молодые имена

14.02.18
539

Достоевский, Бомарше, Шоу… Классические постановки и экспериментальные спектакли новосибирских театров, которые мы увидим этой весной.

Спорт

31.01.18
160

Уникальные школьные соревнования по огневой подготовке в седьмой раз прошли в Новосибирске.

24.01.18
216

В ближайшие дни окончательно решится, кто из новосибирских спортсменов поедет на Олимпиаду в Южную Корею.

15.01.18
271

В клубе «Мир Бокса» прошло первенство Новосибирской области по боксу среди юношей 2004—2005 годов рождения.

x

Сообщите вашу новость: