Перекрёсток эпох
Чтобы оказаться на перекрёстке эпох, «Ведомости» отправились в историко-архитектурный музей под открытым небом. В Новосибирской области таких археологических артефактов, как здесь, вы больше нигде не встретите.
Самая древняя археологическая находка Историко-архитектурного музея под открытым небом института археологии и этнографии СО РАН — из раннего палеолита (300-400 тысячелетий назад). Гигантский нуклеус, «заготовка».
Привезён в музей в 70-х годах прошлого века с места стоянки первобытного человека. От таких огромных кварцитов в древности отбивали пластины, из которых делали первые орудия труда — свёрла, чопперы, рубила. «Камень интересен тем, что на нём нет следов механического воздействия. Бурые пятна — свидетельства того, что камень подвергался термической обработке, его долго калили на костре, потом сталкивали в холодную воду реки», — поясняет и. о. заведующего отделом музееведения института Ирины Рудая.
Два камня рядом — помоложе. Этот из эпохи мезолита, ему 6-8 тысяч лет.
Его соседу, из неолита, 5-6 тысячелетий.
Оба камня привезены с Амура, где на гранитных берегах встречается много рисунков- петроглифов. Найдены недалеко от нанайского посёлка. На первом камне угадывается животное, на втором — атропоморфные изображения.
«По этим изображениям мы можем судить, что люди, которые жили и в эпоху неолита, и сейчас сохранили свой антропологический тип, пронесли свои элементы культуры, — говорит Ирина Рудая. — На кувшинах из неолита своеобразный орнамент: зигзагообразные круги на сетке. Такой же орнамент мы видим на современных берестяных нанайских изделиях».
Две могильные плиты — эпоха бронзы (2— 3-е тысячелетие до н. э.). Устанавливались вокруг курганов, захоронений.
На некоторых плитах были изображены животные, которые окружали людей: козлы, олени. Последние играли огромную роль в жизни людей: кормили их, одевали, были средством передвижения.
Антропоморфные стелы, представители Окунёвской культуры, обнаружены недалеко от посёлка Окунёв улус на юге Хакасии. Считается, что на них изображены женские лики прародительниц. Устанавливались в поминальных местах.
Оленные камни — с изображением оленей — находят на Алтае, в Монголии, в Забайкалье. Изображены олени в специфической манере: животное в динамике.
На этой плите из Забайкалья — летящий вверх олень, на спину откинуты роскошные рога.
На камне из Тывы лицо человека: серьга, ожерелье, пояс, на котором холодное оружие — топорик, кинжал. Лицо изображалось условно на узкой грани камня.
Тюрки перешли на территорию Алтая в VI веке и стали основой для формирования таких народов, как алтайцы, шорцы, тувинцы. Одна из традиций тюрок — устройство поминального места. Огораживали кусочек территории и ставили на ней изваяния из камня или дерева. Якобы это изображение самого человека, в которое вселялась его душа.
В обществе древних тюрок уже было социальное и имущественное неравенство, что прослеживается в изваяниях. Если средств в семье не было, родственники сами вырубали на камне условные черты человека.
Те, кто богаче, могли нанять камнереза. И это были уже высокохудожественные произведения. Проработаны детали: головной убор, правая рука согнута в локте, поддерживает кувшинчик с кумысом. На поясе — оружие.
Пояс в костюме любого кочевника играл большую роль, прежде всего, рассказывал о его социальном и материальном положении. Поэтому лица на изваяниях могут быть смазаны, а вот пояса всегда чётко видны.
Самые «молодые» экспонаты — буддистские изваяния из Забайкалья.
Эта религия пришла на территорию России в 10 веке из Тибета. Это - элемент ворот буддийского храма.
А это уже XVII век. Такие каменные стелы устанавливались в местах отдыха людей, у водоёмов, на перевалах.
На этой стеле помимо буддистских мантр на старомонгольском и тибетском языках можно прочитать и такую надпись «Всем живущим на земле поставили. Иши и Аюша». Такой вот «автограф» оставили мастера.
Эту церковь в разное время называли — Спаса Нерукотворного образа, Спаса-Преображенской, Зашиверской. Шедевр русского деревянного зодчества. Единственная сохранившаяся за Уралом деревянная шатровая церковь. Подарок Якутии Сибирскому отделению АН СССР.
В 1629 году казаки во главе с Постником Ивановым поставили зимовье на берегах Индигирки. Позднее там появился Зашиверский острог. Как все остроги, был обнесён тыном — забором с входными воротами. Над воротами — непременная звонница. Прежде на ней было 6 колоколов.
Церковь в Зашиверске была построена примерно в 1700 году, несколько раз перестраивалась. После исключения Зашиверска из списка штатных городов Сибири в середине 19 века захирела.
Окончательно опустела после очередной эпидемии чёрной оспы в 1883 году, которая унесла большинство населения. Простояла до середины XX века, пока её сверху не заметили лётчики. Поле того, как в Заполярье побывала экспедиция учёных СО РАН, шедевр русского деревянного зодчества было решено перевести в Академгородок Новосибирска как обьект культурного наследия.
Церковь перевезли разобранную по брёвнышку. А вот как было поступить с главками — «луковичками»? Мелкие деревянные детали при разборке могли просто рассыпаться.
Говорят, что помогли вертолётчики — сняли сверху «луковичку», как хрустальную вазу.
Церковь построена из лиственницы. Но не простой, а кручёной. Дерево при формировании от сильных ветров постепенно закручивалось, что делало его древесину особо твёрдой. «Много элементов в Венеции построено именно из нашей восточносибирской лиственницы», — замечает Ирина Рудая.
Зашиверкая церковь, как все православные церкви, трёхчастная. Сначала притвор или трапезная, она отапливалась печкой по-чёрному.
Далее собственно церковь и алтарная часть. На деревянных вратах размещались иконы.
Обращают на себя внимание низкие проёмы входной двери в церковь. К Богу, говорят, надо с поклоном заходить. А объяснение низким потолкам простое: в лютые морозы, особенно в Заполярье, такие помещения легче протопить.
Как рассказывает Ирина Рудая, Зашиверская церковь была отреставрирована к 1990 году. Кстати, это памятник федерального значения.
Памятник эпохи освоения Сибири русским населением — Юильский (Казымский) острог из Нижнего Приобья (XVIII век).
Памятник регионального значения. Уникален тем, что сложен полностью из оригинальных брёвен, лиственницы.
Под самой крышей башен острога находятся бойницы, через которые на головы осаждающих выливалась раскалённая смола и т.п.
А вот и оригинал лестницы.
Забор острога - новодел. Возведён по технологии — без гвоздей. Чтобы забор не падал, брёвна кладись поперечно в пазы, а концы перекрывали друг друга. Нижние части обрабатывались огнём, а верхние — заострялись.
Ещё один архитектурный объект музея — крестьянское подворье русских Восточной Сибири.
«Усадьба не единая, но все строения привезли с мест затопления территории под Усть-Илимскую ГЭС, — говорит Ирина Рудая. — Наиболее ценный памятник, это двухэтажная хозяйственная постройка — амбар. На территории также находятся погреб, баня по-чёрному, крытый двор. После реконструкции появятся и внутренние экспозиции.
Любовь ЩЕРБАНЕНКО | Фото Валерия ПАНОВА