01.03.18

Перед заходом солнца

Что делать семье, если она не может обеспечить круглосуточный уход своему старику дома?
И кто поможет одиноким старикам?

Один из героев этой истории сказал ключевую фразу: «Старики и дети должны жить дома». Но что делать, когда твой родной пожилой человек подошёл к черте, за которой стираются границы личного «я», а у твоей семьи нет возможности дежурить около его постели сутками напролёт? У кого просить помощи одинокому старику, чей мир заключается в четырёх стенах и заканчивается входной дверью? Куда идти тому, у кого отняли дом и кров? Вместе с экспертами «Ведомости» постарались найти ответы на эти острые, социальные и отчасти неудобные вопросы.

 

Жить, а не доживать

 

У Елены Тимофеевны была однокомнатная квартира в центре Новосибирска — в доме, где раньше находился магазин для новобрачных «Весна». Елена Тимофеевна жила в ней вместе с сыном. Когда подул злой ветер девяностых, сын решил заняться бизнесом. И взял кредит в каком-то бандитском банке — под залог материнской квартиры. Обещал маме дублёнку в пол и поездку на море. В одно непрекрасное утро в дверь Елены Тимофеевны постучали «бычки» в кожаных куртках и сказали, что здесь она больше не живёт. Она собрала сумку с носильными вещами, вышла за порог родного дома и больше в него не возвращалась. Десятилетиями мыкалась по родственникам, которые нос от неё воротили: мол, дурная ты, Лена, сама виновата. Потом жила на съёмных квартирах с сыном, который пил безбожно, залезал в её кошелёк и обещал, что ещё чуть-чуть и всё будет. Жила на даче с апреля по ноябрь. А потом устала: возраст, 75 лет, сами понимаете.

 

— Я обратилась в отдел социальной защиты Центрального округа с просьбой выдать мне путёвку в дом престарелых на основании того, что мне негде жить, — рассказывает Елена Тимофеевна. — Прошла медицинскую комиссию, сдала все анализы и вот оказалась в Новосибирском Доме ветеранов, никакой очереди на получение путёвки не было. Называю его про себя «наша богадельня», но в целом — довольна.

 

Елена Тимофеевна рассказала, что проживание здесь обходится в минус 75% от пенсии, живёт в двухместном номере, где есть телевизор и холодильник. Соседка попалась курящая, а Елена Тимофеевна табачный дух не выносит, поэтому встала на очередь, чтобы получить одноместный номер, — сейчас она десятая. Надо понимать, что очередь движется естественным путём. Стационар рассчитан на 430 человек, лежачие старички живут в другом корпусе, персонал приветливый, кормят пять раз в день, выдают одежду. Есть спортивный зал для занятий ЛФК, библиотека, кружки по интересам и бурная общественная жизнь, которая выливается в свадьбы. Тут к Елене Тимофеевне, а она кареглазая блондинка, сразу подкатил бодрый старичок: а не хотите ли вместе в одной комнате жить? Но Елена Тимофеевна ему сразу от ворот поворот дала: мол, хочу наконец-то пожить по-человечески.

 

— Мы имеем право на 2-месячный отпуск, в течение которого за нами сохраняется место, — говорит собеседница. — В мае на дачу поеду, поживу там.

 

В минсоцразвития НСО сообщили, что наш регион стал одним из первых, где удалось ликвидировать очередность в подобные учреждения, хотя востребованность услуг постоянного проживания до сих пор остаётся высокой. Сегодня в Новосибирской области существует три дома для пожилых и ветеранов и четыре муниципальных стационарных учреждения, рассчитанные на 1,5 тысячи мест.

 

А замечательную фразу «старики и дети должны жить в семье» сказал директор Бердского пансионата ветеранов труда Василий Молодавский. Его «беспокойное хозяйство» рассчитано на 570 человек, где есть место всем нуждающимся: и бездомным, и одиноким, и беженцам, и тем, кто не может обслужить себя самостоятельно. Путёвка в этот дом на ПМЖ выдаётся уже по известной нам схеме — через отделы социальной защиты. Если место есть — приходи и живи; если нет, то нуждающийся попадает в лист ожидания.

 

— Мы оказываем прежде всего медико-социальные услуги, — рассказывает Василий Александрович. — И это именно то, в чём наши постояльцы остро нуждаются. У нас в штате профессиональные медики, мы сотрудничаем с Бердской городской больницей, поэтому здоровье наших людей под контролем. Что касается культурной жизни, то, поверьте, она у нас бьёт ключом — и кружки по интересам есть, и поэты книги издают, и концерты проводим. Здесь люди не доживают свой век, они живут полноценной жизнью.

 

Сиделка для мамы

 

Два года назад медики сказали Татьяне: мужайтесь, у вашей мамы терминальная стадия старческой деменции, ей уже нужен круглосуточный стационарный уход, одной сиделкой не обойтись. Молодая женщина бросилась на поиски подходящего варианта.

 

— В 2016 году нам предложили вариант — положить маму в отделение сестринского ухода 168-й медсанчасти в Первомайском районе, — рассказывает Татьяна. — Цена вопроса ошеломила — 120 тысяч рублей в месяц. Я предполагала, что за такие деньги мою маму круглосуточно будет наблюдать медицинский работник, но оказалось, что на отделение из 10 койко-мест у них работает всего лишь один врач и медсестра. Я была в шоке. И поняла, что моя мама не получит должного ухода. Два года назад в Новосибирске не было частных пансионатов, и мне пришлось обращаться за помощью к знакомым.

 

Сейчас мама Татьяны находится в отделении Областного дома милосердия — на платной основе. Пожилая женщина лежит в отдельной палате и получает весь необходимый медико-гигиенический максимум, плюс Татьяна наняла сиделку — общая сумма ухода укладывается в 40 тысяч рублей.

 

Не так давно в Ордынском районе Новосибирской области был открыт первый частный пансионат для пожилых людей «Наследие», призванный «развернуть» наш менталитет в сторону Европы. На самом деле это обычный дом отдыха, куда можно отправить своего пожилого родственника на несколько недель — на время своего отпуска или командировки. Здесь «всё включено»: 5-разовое питание, уход и развлечения за 1 800 рублей в сутки. За дополнительную плату — пожалуйста, массаж, русская баня и бильярд.

 

— У нас нет лечения, потому что нет медицинской лицензии, — честно говорит руководитель «Наследия» Алёна Виноградова. — Два раза в день мы постояльцам измеряем давление, температуру и уровень сахара в крови. В случае необходимости есть договорённость с медицинской клиникой, которая находится от нас в ста километрах. Я не скажу, что у нас нет мест, всё-таки в нас сильна эта «советскость», когда было стыдно отдать своего родственника в дом престарелых. Хотя на Западе к этой проблеме относятся спокойно: лучше, когда твой близкий человек находится в комфортном месте, где за ним ухаживают профессионалы, чем он будет в тягость всем домашним. Чем больше будет таких пансионатов, тем быстрее изменится наше отношение к этому.

 

Кстати, о пансионате «Наследие» хорошо отзываются и руководители «казённых» учреждений, тот же Василий Молодавский.

 

— Не скажу, что мы тесно сотрудничаем, но к их опыту приглядываемся, — объясняет Василий Александрович. — Кое-что берём на заметку, перенимаем. Они хорошо работают, но в своём социальном сегменте. У них всё-таки акцент на уходе и досуговой деятельности, в то время, как наши учреждения делают упор на медицинскую помощь, которая пожилым людям просто необходима.

 

В прошлом году в Новосибирской области открылся ещё один дом-интернат для престарелых «Моя Семья», предоставляющий патронажные услуги — как временно, так и на постоянной основе. Находится он в городе Обь, ориентируется на медицинское сопровождение пожилых людей.

 

Существует расхожая фраза о том, что «по стране судят, как живут старики и дети». Нам в этом смысле ещё расти и расти, но радует одно, что мы медленно, но верно разворачиваемся в сторону социального гуманизма. Нынешний 2018 год обещает стать для Новосибирской области прорывным в плане социальных инноваций — на нашей территории будет реализовываться проект по внедрению эффективных форм оказания помощи людям старших возрастов. Главная миссия — разработать новые технологии, которые заменят стационары. Среди них есть один любопытный проект под условным названием «Дедский сад», который должен стать альтернативой домам престарелых. Всё очень просто: пока семья на работе, пожилой человек — в «дедском саду», где за ним присматривают профессионалы. Сад будет работать с 8 утра до 17 вечера в будние дни.

 

ОБЛАСТНОЙ ДОМ МИЛОСЕРДИЯ

Для того чтобы получить место, нужно обратиться в отдел социальной защиты по месту жительства. В стационаре 125 бюджетных мест и 5 платных. Адрес: Новосибирск, ул. 20-й Порядковый переулок, 10а.

 

НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Учреждение занимается здоровьем и досугом мужчин после 60 лет, женщин после 55 лет и инвалидов старше 18 лет. Адрес: г. Новосибирск, ул. Северная, 3.

 

НОВОСИБИРСКИЙ ДОМ ВЕТЕРАНОВ

Стационар рассчитан на 430 человек. Адрес: г. Новосибирск, ул. Жуковского, 98.

 

ПАЛЛИАТИВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ №1

Стационар рассчитан на 30 мест, а для того, чтобы закрыть потребность региона, нужно ещё как минимум 90. Срок пребывания в стационаре — 28 дней. Вся медицинская помощь оказывается бесплатно. Адрес: с. Барышево, ул. Ленина, 245а.

 

УСЛУГИ СИДЕЛКИ

В среднем стоимость варьируется от 50 до 150—200 рублей за час.

 

КСТАТИ

В России действуют следующие тарифы на дополнительные услуги социальных работников — заплатив от 30 до 200 рублей, нуждающиеся могут заказать социальным работникам покупку продуктов, лекарств, газет, уборку квартиры, оплату коммунальных платежей. Их также могут постричь и побрить, помыть и поменять белье, сделать инъекции и массаж. И почитать книги (30 минут — 50 рублей).

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
up