Паспорт «от лукавого»
«Число зверя» в паспорте и как отказаться от личного кода: почему люди не хотят иметь никаких документов?
Каждый шаг нашей жизни, которая становится всё быстрее и быстрее, сопровождается документами: рождаемся — маме с папой выдают свидетельство о рождении, взрослеем — получаем паспорт, затем СНИЛС, ИНН, загранпаспорт. Получаем одну бумагу — собираем массу других, но при этом понимаем: каждый документ играет в нашей жизни свою роль. Один — проводник по всему свету, другой даёт надежду, что к старости мы не останемся без внимания государства, и так далее... Конечно, от идеала эта система далека, часто кажущийся бессмысленным сбор и круговорот бумажек в бюрократической природе начинает раздражать, но и она пытается стать удобнее: многофункциональные центры, портал госуслуг. Тем более странно, что в XXI веке до сих пор множество людей, которые не просто отказываются от жизненно важных документов, но и смотрят на них как на «врагов», а на людей, которые пользуются благами цивилизации, — как на обречённых.
«Заявление Начальнику УФМС на отказ от паспорта РФ с сатанинской символикой, магнитной лентой под фотографией и графой "личный код" по религиозным убеждениям. Нужно отказываться и вести тяжбу до трёх раз. Такое покаяние Господь примет, исповедничество три раза отказное заявление, в местное, областное, московское учреждение». Вот такие «инструкции» можно легко найти в интернете на форумах и в соцсетях, где эти люди общаются со своими единомышленниками (то есть отказ от интернета в систему их убеждений, вопреки логике, не входит). И далее: нельзя подписывать согласия на обработку персональных данных или проведение медицинских процедур — словом, не заполнять ни одной бумаги, выдаваемой государством, и не получать никаких банковских и прочих карт. Иначе — смерть, но не телу, а душе, которую обязательно заберёт «антихрист». «Антихристу» так или иначе служат все госорганы, банки, церковь — в общем, все вокруг. Рецепт спасения один: «православным лучше жить своим трудом, выращивая себе питание на земле».
На подобные паблики в соцсетях подписаны тысячи человек, однако если учесть, что многие люди, разделяющие подобные воззрения, идут ещё дальше и отказываются от всякого присутствия в интернете, то число сторонников этих теорий можно смело увеличивать раза в два, если не больше. Однако особый эффект от них в любом случае мало заметен. Скажем, под петицией об отказе от электронных паспортов в Украине и универсальных электронных карт в России, которая висит в интернете с 2014 года, стоит чуть более 7 тысяч подписей. Не мало, но и далеко не 100 тысяч, которые хотели набрать её авторы.
Узнать статистику таких экзотических отказов от паспортов в Новосибирске не удалось: как сообщил начальник Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Новосибирской области Юрий Звягинцев, подобных подсчётов не ведётся. Однако это не мешает полицейским напоминать гражданам, что проблемы с законом при отсутствии паспорта обязательно возникнут.
— Проживание гражданина РФ без документа, удостоверяющего личность гражданина, предусматривает административную ответственность по ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и влечёт наложение административного штрафа в размере 2 000—3 000 рублей, — сообщил Юрий Звягинцев.
Такие же штрафы ждут тех, кто живёт на территории России, не вставая на регистрационный учёт. От себя добавим: для кого-то такие деньги, может быть, и ощутимы, но в целом наказание за отказ от государственных документов очень мягкое. Основные проблемы у «отказников» будут связаны даже не со штрафами, а с невозможностью трудоустройства «по-белому» и проведения различных сделок, для которых требуются паспорта, — ну и про получение разного рода социальных выплат тоже придётся забыть.
Что же заставляет, казалось бы, просвещённых людей, имеющих как минимум хорошее школьное образование, становиться адептами столь диких теорий? По мнению психологов, причины этого следующие.
— С одной стороны, с развитием технологий у людей появляются опасения, которые можно даже считать реалистичными. Системы контроля через глобальное слежение за людьми действительно есть, об этом много говорится и пишется, и в обществе действительно это может вызывать тревогу и рост параноидальных настроений, — говорит психотерапевт, кандидат медицинских наук Андрей Гронский.
Отсюда происходит и страх перед новыми моделями телефонов, которые теперь все поголовно снабжены видеокамерами, и страх перед общением в интернете — не дай бог там останется «цифровой след», по которому можно найти любого человека. А относятся к этим возможностям техники люди по-разному. Кто-то опасается только того, что о его неподобающих занятиях в рабочее время узнает начальник, а кто-то на полном серьёзе может решить, что он и есть главная цель «мирового правительства» и за ним ведётся настоящая охота. Здесь мне всегда вспоминается одна старушка, свято убеждённая в том, что кошек в подвале её дома, которых она подкармливала, куда-то утащили инопланетяне на тарелке, и звонившая в редакцию газеты, где я работал, с настойчивой просьбой расследовать это происшествие.
А ещё есть другая сторона — общий уровень тревоги в обществе всегда становится выше с наступлением экономических или политических кризисов. Перед революцией 1917 года в столицах пышным цветов расцветал оккультизм, потом, на время забытый, он вернулся к нам в конце 80-х сеансами Кашпировского и прогнозами от Глобы. Сейчас роль оккультизма в общественном сознании потеснила «технофобия», один из элементов которой — страх перед документами. Вера в то, что планетой (которая к тому же не круглая, а плоская) правит некое «мировое правительство», которое с помощью СНИЛС хочет создать для чего-то единую базу всех землян, что российские паспорта изначально помечены печатью дьявола и все «посвящённые» озадачены только тем, как бы скрыть это «тайное знание» от простых людей, — это попытка поставить между собой и непонятным миром психологический барьер.
К традиционной религии этот «барьер», несмотря на постоянные отсылки к православию, имеет отношения нисколько не больше, чем к науке. Представители Русской православной церкви на самых разных уровнях высказывались об этом вполне однозначно. Например, около десяти лет назад руководитель пресс-службы Московской патриархии отец Владимир Вигилянский говорил: «Человек вправе добровольно идти не по божескому пути, но, если он игнорирует голос рассудка и мнение авторитетных представителей церкви, усложняет жизнь себе и окружающим из-за бессмысленных суеверий, такое поведение не имеет ничего общего со свободным выбором — это результат дурного влияния. Значение "числа зверя" — 666 — в судьбе человека обсуждалось Богословской комиссией, на которой высказывались самые разные мнения, и тем не менее позиция церкви ясна — ни эта цифра, ни какая-либо другая не имеет ничего общего со спасением или гибелью души. Придавая настолько большое значение "числу зверя", люди демонстрируют свою веру в магизм. В христианском учении много мистики, но магизма в нём нет».
Подобную позицию занимает и настоятель собора Святого Александра Невского в Новосибирске отец Александр Новопашин:
— Если люди начинают отказываться от паспортов и любых других документов, подтверждающих их гражданские права, — это говорит о том, что они связались с сектантскими движениями, которые к православию не имеют никакого отношения. Как и в связи с любыми другими сектами, игнорировать такие случаи нельзя, чтобы не дать возможность человеку причинить тем самым вред себе и другим. А происходят такие взгляды от банального духовного невежества, бороться с которым можно только просвещением.
Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА