Парикмахерская для книг
Специалисты областной научной библиотеки дают вторую жизнь даже самым старым и ветхим изданиям. «Ведомости» посмотрели, как они это делают?
Как бы бережно и аккуратно мы ни обращались с книгой, время от времени издание, особенно старинное, нуждается в профилактике и «лечении». Прежде всего — очистке от пыли, плесени. В Новосибирской государственной областной научной библиотеке вместо привычной тряпки с этими «недугами» сегодня борется специальный аппарат — комплекс для щадящего обеспыливания библиотечных документов. Кстати, его стоимость — 1,5 млн рублей.
«Пылесос для книг, который находится внутри стеклянного колпака, позволяет работать в том числе и со старинными документами со сложной жизнью, — говорит заведующая сектором сохранности фондов библиотеки Светлана Гавриленко. — Регуляция режимов мощности пылесоса и различные насадки помогают, не травмируя, удалить пыль и споры плесени даже из труднодоступных мест».
После очистки, если книге не требуется реставрация, её помещают в специальные контейнеры из бескислотного картона. Нейтральная среда в таком «домике» позволяет книгам дольше прожить.
Таким же процедурам подвергаются и периодические издания.
Но многие старинные книги, журналы нуждаются в дезинфекционной обработке и реставрации.
Один их этапов — разброшюровка блока. Книга разбирается на тетради и листы.
Затем с помощью скальпеля разрезаются нитки или разгибаются скрепы, если книга имеет проволоко-швейный переплет. Следы от ржавых скреп тоже удаляются. «Кустарный ремонт зачастую проводился силикатным клеем. Его со страниц аккуратно убирают скальпелем и сухим ватным или марлевым тампоном. При этом защита дыхательных путей от вредных веществ — необходимость», — говорит Светлана Гавриленко.
Далее происходит механическая чистка резинками, специальными реставрационными губками. Сложнее всего удаляются загрязнения в нижнем углу листа, так называемые потожировые следы. Движения очень аккуратные, чтобы не повредить бумагу.
А теперь — купаться! Оказывается, что никакого специального раствора не применяют. Бумагу моют обычной водой комнатной температуры. Первый этап — как замачивание белья.
Листы аккуратно укладывают на полиэфирный материал. Как говорят специалисты, для многих книг промывка является чуть ли не самым важным этапом. Если не вывести из структуры листа лигнин — полимер, который окисляет целлюлозу, скорость разрушения книги увеличивается.
Далее для ускорения процесса, чтобы ушли затёки, в воду добавляют раствор аммиака. Используют и горячую воду. «Это не грязь, а следы окисления, — поясняет Светлана Гавриленко. — По составу очень сильно различается старинная тряпичная бумага и более современная (XIX-XX века) бумага с большим содержанием древесной массы. Жизнь последней гораздо короче».
Листы ещё несколько раз промывают в проточной воде. Конечный этап — промывка в дистиллированной воде. Используют и глицерин: это вещество возвращает бумаге эластичность.
Сушат листы несколькими способами: с использованием фильтровальной бумаги или просто раскладывая на самодельную сушилку.
После просушки прессуют.
Наиболее сложные, руинированные листы реставрируются на световом столе. Процесс это долгий и кропотливый.
Начинается процесс «восполнение утрат бумаги». Он чаще всего происходит в несколько приёмов, может длиться не один день — выгнать все пузырьки воздуха, распрямить все кусочки
Чтобы плотнее состыковать линии разрывов, краешки разрыхляют.
«Мы работаем с японской реставрационной бумагой, сделанной вручную, — поясняет Светлана Гавриленко. — Она из длинных натуральных волокон, что позволяет бережно соединить разрывы. А клей — обыкновенный, мучной, мы сами его варим по особой технологии».
А самое страшное, что можно сделать с книгой при домашнем ремонте (особенно, если книга вам дорога), говорят специалисты библиотеки, заклеить разрывы бумаги скотчем. Скотч вызывает необратимые изменения в бумаге.
Нам показывают Библию 1916 года издания. Используемая бумага — с большим содержанием древесной массы. Качество издание неплохое, но у книги почти полностью был разрушен переплёт — видимо, от активного использования. Кроме того, страницы сильно «вело». Поэтому сначала их отпрессовали. Результат реставрации радует.
Собрание гравюр «Славные дела Фридриха Великого» середины XVIII века тоже побывало в руках специалиста.
Реставрация требовалась серьёзная. Как говорят специалисты, здесь были полностью разбиты все фальцы, то есть испорчен переплёт. Залит нижний обрез, в результате чего документ был поражён плесенью и фрагмент отсутствовал на всю глубину блока. После восполнения утрат бумажной части будет проведена реконструкция переплёта — он будет новый, составной, из кожи и мраморной бумаги.
Специальный станок для прошивки блоков. Такие современные инструменты, как дрель, блендер, тоже используются для ремонта.
Почти год в библиотеке находился на реставрации Псалтырь в кожаном переплёте на церковнославянском языке, 1851 года издания. Его привезли из Мошковского краеведческого музея.
Как говорят специалисты, «пациент» был скорее мёртв. Книга сильно загрязнена, закапана воском, корешок и застёжки утрачены.
Документ прошёл полную реставрацию: листы промыли, утраты восполнили, восстановили переплёт, обработали специальными кремами, покрыли шеллаком. И застёжки новые поставили — специально их выписывали.
У переплётчика Даримы Логвиненко тоже всегда много работы. Периодические издания — золотой фонд библиотеки.
В учреждении занимаются и оцифровкой периодических изданий. Скоро в электронном виде появятся и эти «Ведомости» за 1992 год. А самая первая подшивка, за 1991 год, уже готова.
В секторе сохранности фондов областной научной библиотеки ежегодно проходят ремонт с элементами реставрации более 300 книг, а около 700 документов переплетается.
Любовь ЩЕРБАНЕНКО | Фото Валерия ПАНОВА
Материалы по теме:

Директор независимого книжного магазина Анна ЯКОВЛЕВА — о недетской литературе, читательской любви и миссии книги

Литературный критик Галина ЮЗЕФОВИЧ — о читательском бодипозитиве, движении #MeToo и книжных ориентирах

Есть ли «вредные» книги и почему информация может спровоцировать тревогу и стресс?

Корреспонденты «Ведомостей» побывали в обновлённых залах областной научной библиотеки, выяснили, что читает Игорь Решетников, и посидели на уютном подоконнике.

«Ведомости» продолжают путешествие по Государственной публичной научно-технической библиотеке СО РАН — на этот раз идём в отдел редких книг и рукописей.

Корреспонденты «Ведомостей» побывали в «святая святых» новосибирской ГПНТБ — её уникальных подземных книгохранилищах. Как устроена самая глубокая библиотека России?

«Ведомости» побывали там, куда посторонним вход воспрещён, – в отделе редких и ценных книг Новосибирской государственной областной научной библиотеки.