07.11.19

От чатских татар до анастасийцев

Территория Новосибирской области заселялась с древнейших времён.
Как менялся её национальный состав?

Музейно-этнографического комплекс, посвящённый быту чатских татар, в селе Юрт-Ора.

В официальном перечне объектов археологического наследия региона значится около 2 тысяч памятников, самые древние из них — эпохи верхнего палеолита. С четвёртого по начало третьего тысячелетия до нашей эры здесь, на границе тайги, леса и степей, происходило формирование будущих самодийских и угорских народов — это селькупы, ханты и другие народы, и сегодня населяющие территорию Западной Сибири. Смешение культур определяло историю Новосибирского Приобья вплоть до средневековья, когда на этой территории появились тюркоязычные народы, формировавшиеся на территории Саяно-Алтайского региона.

 

— Так началась тюркизация — процесс смешения языков, народов, культур происходил на протяжении нескольких столетий. Это привело к формированию различных групп сибирских татар, в том числе чатов и барабинцев, — рассказала на круглом столе в ДНК им. Г. Д. Заволокина, который был посвящён истории освоения Новосибирской области и формированию её полиэтничного сообщества, Ирина Октябрьская, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИАЭТ СО РАН, профессор НГУ, руководитель программы министерства региональной политики НСО — этноконфессиональный атлас Новосибирской области. — Барабинские татары проживали на территории северо-западных районов, в том числе по рекам Омь, Тартас и Тара. Вдоль Оби находились земли чатских татар. На исходе средневековья эти народы имели оригинальную культуру и высокий уровень социальной организации.

 

В начале XIII века чаты и барабинцы, как и многие тюркские народы Западной Сибири, включая телеутов, признали власть монгольских ханов. В ходе многочисленных переделов территорий Монгольской империи возникло сначало Тюменское ханство (1468 году), а затем, в 1495-м, — Сибирское ханство, которое занимало значительную часть Сибири. Среди административных и военных центров ханства упоминается город Тон-Тур — ныне это село Вознесенка Венгеровского района. В 1582 году отряд атамана Ермака разгромил центр Сибирского ханства город Кашлык. Поражением ханства стало сражение у села Ирмень Ордынского района в 1598 году, побеждённый хан Кучум бежал и вскоре был убит. Это произвело большое впечатление на его данников — русское подданство приняли барабинские татары.

 

К началу XVII века почти вся территория Западной Сибири стала составной частью России. Но её заселение было осложнено тем, что значительная территория находилась в зоне влияния енисейских кыргызов и телеутов. Расширению русского присутствия в Западной Сибири препятствовали также конфликты с джунгарами. Угроза надвигающейся войны с Китаем в начале XVIII века заставила лидеров Джунгарской империи обратиться к России с предложением о переговорах. Освоение Западной Сибири активизировалось, один за другим ставятся остроги — Уртамский, Умревинский, Чаусский. В 1716 году началось строительство Бердского острога для защиты южного направления. Очень быстро эти остроги обрастали поселениями, деревнями, которые заселялись выходцами из русских и северорусских земель.

 

После разгрома Джунгарии Цинской империей в 1755—1759 годах границы Российского государства расширились, остроги и форпосты Приобья потеряли военное значение, но продолжали рас­ти поселения рядом с ними. «Огромный импульс развитию региона дал Московский (Сибирский) тракт, — продолжает Ирина Октябрьская. — Если раньше освоение шло по речным путям, то в начале XVIII века Россия, подписав ряд договоров о торговле с Китаем, приступила к обустройству территории и дорог. Тракт шёл от Москвы на Иркутск. Строительство сопровождалось заселением притрактовой зоны. По тракту этапировали ссыльных. Движение по тракту стало затухать в конце XIX века, но многие деревни Новосибирской области связывают с ним своё происхождение. К примеру, нынешний город Болотное возник в 1805 году как ямщицкая станция».

 

Тракт прошёл и через Каинск (ныне город Куйбышев), сделав форпост важным транспортным узлом на пути в Томск. Здесь стали селиться ямщики, ссыльные, крестьяне. В 1782 году Каинск получил статус города, а в начале XIX века был официально определён как один из городов Сибири для расселения евреев. К середине века в Каинском округе насчитывалось 1 008 евреев, или 41% всех евреев Томской губернии.

 

Большое значение Московский тракт имел и для развития Чаусского острога. В 1720 году в его округе насчитывалось 12 деревень, а через два десятилетия их было уже 40. Бывший острог развивался как крупный купеческий центр и в 1822 году обрёл статус города — Колывани.

 

Временем активного освоения Сибири стало начало XVIII века. Основателями и жителями первых поселений были выходцы из сибирских уездов, потомки служилых людей, крестьяне северных и центральных губерний России; ссыльные и беглые участники народных восстаний, старообрядцы, сосланные в Сибирь пленные.

 

В середине века в границах области начинает формироваться заводская промышленность. Вслед за созданием Колывано-Воскресенских заводов Алтая в 1764 году Нижне-Сузунский завод стал выпускать сибирскую монету. Расширение горнозаводского производства требовало рабочих рук. Началась правительственная колонизация Кулунды.

 

Отмена крепостного права в России (1861 год) расширила возможности для переселения крестьянства в Сибирь. К этому времени в границах области сформировалась система старожильческих деревень, отличающихся самобытной культурой.

 

Когда в середине 1890-х было открыто движение по Транссибирской железнодорожной магистрали, одним из принимающих регионов стала Кулундинская степь. Сюда были переселены крестьяне из 11 губерний европейской России, двух сибирских губерний и Амурской области. После широкомасштабной экспедиции по мелиоративному обустройству Барабинской степи, осушению болот началось её активное освоение выходцами из южных и центральных губерний России. Переселявшиеся в Западную Сибирь поволжские и уральские татары часто обустраивались в селениях сибирских татар.

 

Одними из самых «украинских» регионов Сибири были степные просторы Кулунды и Барабы. На середину 1890-х здесь обосновались 12 630 украинских семей (19,1 % от общего количества переселенцев) главным образом из Полтавской, Черниговской, Харьковской, Киевской губ. Казахи Среднего Джуза пришли в степи Кулунды в середине XVIII века.

 

В степных земледельческих районах селились переселенцы из немецких колоний Поволжья и Крыма. Переселенцы из Прибалтики и Белоруссии предпочитали лесостепные и лесные районы области. Заметным на рубеже XIX–ХХ веков стало присутствие в регионе народов Урала — марийцев, коми, мордвы, чувашей. Их поселения находились в границах нынешних Северного, Кыштовского, Колыванского, Новосибирского районов.

 

К началу ХХ века народонаселение в границах современной Новосибирской области отличалось большим разнообразием. По переписи 1897 года, в регионе абсолютно преобладали русские, украинцы насчитывали 141,4 тыс., казахи — 70,5 тыс., татары — 18,3 тыс., мордва — 16,8 тыс., поляки — 13,2 тыс., евреи — 11,3 тыс., белорусы и коми-зыряне — по 9 тыс., немцы — 5,8 тыс. Советский и постсоветский периоды внесли свои коррективы в национальный состав территории, но это уже другая история.

 

Ирина Октябрьская, ведущий научный сотрудник ИАЭТ СО РАН, профессор НГУ.

АКЦИЯ

Большой этнографический диктант проходил в преддверии Дня народного единства; самой многочисленной стала центральная площадка в Сибирском государственном университете геосистем и технологий. Этнодиктант здесь писали и прославленные новосибирские олимпийцы — баскетболистка Ирина Минх, боксёр Миша Алоян. Олимпийский чемпион по спортивной гимнастике, депутат заксобрания Евгений Подгорный признался, что для него участие в таком мероприятии — большая честь. 

 

 

В этом году акция впервые была организована и в районах области — в Болотном, Карасуке, Куйбышеве, Татарске и Черепаново, а всего диктант писали на 25 площадках, вдвое больше, чем в 2018 году. Самый высокий средний балл (свыше 23) традиционно показывают участники, писавшие диктант на площадке Дома национальных культур имени Г. Д. Заволокина. Оно и понятно: в ДНК насыщенная этнокультурная жизнь, здесь работают национальные творческие коллективы, действуют украинский и белорусский культурные центры.

 

Сразу после нынешнего диктанта в ДНК прошёл круглый стол, посвящённый истории освоения Новосибирской области и формированию её полиэтничного сообщества. История сёл и городов, судьбы народов и людей стали предметом разговора с участием ведущих учёных Новосибирска и краеведов — учителей, сотрудников музеев и представителей общественных организаций. «Спасибо руководству ДНК, за то, что придумали этот круглый стол и собрали людей, увлечённых совместным творчеством, из разных районов области!» — говорит Ирина Октябрьская, ведущий научный сотрудник ИАЭТ СО РАН, профессор НГУ, руководитель программы министерства региональной политики НСО — этноконфессиональный атлас Новосибирской области.

 

ПРИВЕТ, СОСЕД! 

 

«Ведомости» готовят серию публикаций на тему этнического разнообразия и краеведения с таким вот — человеческим лицом. В рубрике «Привет, сосед!» мы будем рассказывать о людях, сохраняющих особый колорит народной культуры и территории, на которой они живут. О маленькой деревне Поротниково в Сузунском районе, основанной русскими старожилами, возрождение которой началось несколько лет назад со строительства клуба, а сейчас сюда едут туристы. О жителях села Юрт-Ора Колыванского района, высадивших Аллею родовых деревьев вдоль Московского тракта и построивших музей-усадьбу чатских татар. О селе Неудачино в Татарском районе, основанном немцами-меннонитами, где в честь Абрама Штеффена, уникального человека, владевшего 23 профессиями, открыли дом-музей, его главными экспонатами являются часы работы мастера. О казахском ауле Нижне-Баяновка, где пытались занять ребятню и увлекли её топонимикой. О родовых поместьях анастасийцев, отправной точкой движения которых стали книги В. Мегре «Анастасия»: в области таких поселений уже восемь, в них живут 600 человек, все вопросы самоуправления решаются общим собранием.

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
up