23.02.18

Отчёт за 2017 год врио губернатора НСО Андрея Травникова.

Отчёт врио Губернатора Новосибирской области А. А. Травникова «О результатах деятельности Правительства Новосибирской области за 2017 год» на сессии Законодательного Собрания Новосибирской области

Уважаемый Андрей Иванович! Уважаемые депутаты! Уважаемые коллеги!

 

В соответствии с Уставом Новосибирской области представляю отчёт о результатах работы Правительства Новосибирской области в 2017 году. В своём выступлении я остановлюсь на наиболее значимых итогах работы в ушедшем году и задачах регионального развития на 2018 год и среднесрочную перспективу.

 

В целом оцениваю социально-экономическую ситуацию в Новосибирской области как стабильную. По итогам прошедшего года у региона есть как заметные достижения, так и неблагоприятные тенденции в отдельных отраслях, которые требуют особого внимания. Об этом говорит динамика основных экономических показателей, их сравнение со средними показателями по стране, а также результаты исполнения Указов Президента Российской Федерации.

 

В сравнении с динамикой показателей социально-экономического развития Российской Федерации область имеет как более высокие, так и более низкие темпы развития. В частности, лучше, чем в среднем по стране, динамика развития промышленности, розничной, оптовой торговли, а также общественного питания и сферы платных услуг. Кроме того, выше темп роста среднемесячной реальной заработной платы и инфляции.

 

В 2017 году инвестиции в основной капитал составили 150,5 миллиарда рублей, а валовый региональный продукт — 1 триллион 113 миллиардов рублей. Индекс инвестиций и индекс ВРП ожидаются на уровне 100%. Обращаю внимание, что ситуация в сфере привлечения инвестиций и строительстве в области складывается хуже, чем в среднем по России.

 

Численность населения Новосибирской области продолжает увеличиваться, однако впервые за последние несколько лет по итогам года зафиксирована естественная убыль населения в связи со снижением рождаемости.

 

В рамках реализации «майских» указов главы государства ожидается достижение плановых значений по 33 из 37 целевых показателей. По 4 показателям, очевидно, плановые значения не будут выполнены, что связано с общими тенденциями экономического развития.

 

В связи с этим, для того, чтобы выйти на устойчивые темпы развития региона, нам необходимо сосредоточиться на привлечении инвестиций в экономику, повышении благосостояния жителей, особенно на поддержке семей с детьми, развитии инфраструктуры и обеспечении сбалансированного территориального развития.

 

Остановлюсь подробнее на результатах работы ключевых отраслей экономики и задачах по их развитию.

 

Исполнение бюджета

 

Состояние бюджета области является интегральным показателем, характеризующим уровень экономического развития региона и эффективность работы органов исполнительной власти и их взаимодействия с органами представительной законодательной власти.

 

Предварительные итоги исполнения областного бюджета 2017 года характеризуются позитивными показателями: доходы бюджета составили 124,7 млрд рублей, это 100,3% к плану, расходы бюджета — 121,3 млрд рублей, это 95,9% от планового значения, объём государственного долга за прошлый год снижен на 723,8 млн рублей, он сегодня составляет 47,1 млрд рублей. Расходы на обслуживание долга в 2017 году по сравнению с 2016 годом нам удалось снизить на 633 млн рублей.

 

Это стало возможным благодаря проведению взвешенной бюджетной политики, направленной на решение задачи по сбалансированности бюджета. Было обеспечено ритмичное финансирование всех расходов, предусмотренных законом о бюджете, и достигнут необходимый результат исполнения бюджета без увеличения объёма долга региона.

 

Я в очередной раз хотел бы поблагодарить депутатов Законодательного собрания. Это наш общий результат. Действительно, мы совместными усилиями обеспечили исполнение той задачи по бюджету, которую ставили перед собой в 2017 году. Я говорю спасибо за взвешенные решения, за внимательное глубокое отношение к бюджетным целям и задачам и за то, что мы вместе с вами очень точно и правильно расставляли приоритеты и, благодаря этому, достигли такого результата.

 

В 2017 году долговая нагрузка снизилась на 3,4 процентных пункта, с 47,6 до 44,2%. По оценке Министерства финансов Российской Федерации, Новосибирская область наряду с другими 25 субъектами Российской Федерации вошла в группу с высоким качеством управления региональными финансами, улучшив результат в этом рейтинге по сравнению с 2016 годом. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство впервые присвоило Новосибирской области кредитный рейтинг А+(RU) со стабильным прогнозом.

 

Какие задачи? Без укрепления доходной базы бюджетов всех уровней нам не удастся решить задачи развития региона. Поэтому в следующие три года мы будем уделять серьёзное внимание вопросам повышения качества бюджетных решений, увеличения доходной базы и оптимизации расходов.

 

Одним из оперативных резервов роста доходов является повышение собираемости налогов и снижение уровня недоимки. Необходима работа по легализации доходов и привлечению инвестиций в экономику региона, что даст эффект в среднесрочной перспективе.

 

Спектр защищённых расходов местных бюджетов, принимаемых к расчёту субсидий на сбалансированность, расширен. Это позволит гарантировать муниципальным образованиям финансовое обеспечение жизненно-важных расходов местных бюджетов.

 

Этому будет способствовать также активная замена дотаций муниципальным бюджетам дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ. Мы в результате повысим самостоятельность местных органов власти, и возрастёт их заинтересованность в развитии налоговой базы. Я считаю, что нам совместно необходимо проработать дополнительные предложения уже во второй половине 2018 года, чтобы учесть при формировании бюджета на следующую трёхлетку.

 

Сохранение объёма государственного долга на стабильном уровне и дальнейшее снижение долговой нагрузки — одна из основных задач на 2018 и последующие годы. Уровень долговой нагрузки на бюджет к 2021 году нам необходимо снизить до уровня не более 40%.

 

Реализация экономической политики

 

По оценкам аналитиков, Новосибирская область обладает высокой инвестиционной привлекательностью. В рейтинге инвестиционного климата «Клуба лидеров» регион занимает четвёртое место. За счёт реализации «дорожной карты» по улучшению показателей Новосибирской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в 2016—2017 годах наш регион поднялся с 46 на 27 место.

 

Для повышения инвестиционной привлекательности в прошлом году продолжалось внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ. 6 из 12 целевых моделей в Новосибирской области внедрены на 100%.

 

Была продолжена реализация Инвестиционной стратегии Новосибирской области до 2030 года.

 

Для повышения эффективности реализации инвестиционных проектов инвесторам предоставлялась поддержка. Право на господдержку получили более 40 инвестиционных проектов с совокупным плановым объёмом инвестиций более 80 миллиардов рублей. Из них в 2017 году десяти инвесторам предоставлены субсидии из областного бюджета на сумму 148 миллионов рублей. 23 инвестора по итогам 9 месяцев прошлого года воспользовались налоговыми льготами на сумму 289 миллионов рублей.

 

В 2017 году двум флагманским проектам Программы реиндустриализации экономики Новосибирской области (проекты АО СКТБ «Катализатор» и АО «Вектор-Биальгам») определена господдержка на 2017-2020 годы на общую сумму 139 миллионов рублей, из них в отчётном году инвесторами уже были получены субсидии в размере 20,7 миллионов рублей.

 

В прошлом году было проведено шесть заседаний Совета по инвестициям Новосибирской области, в рамках которых было рассмотрено шесть новых инвестпроектов с общим объёмом инвестиций более 17 миллиардов рублей.

 

Упрощенный доступ к земельным ресурсам для масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения позволил предоставить земельные участки семи инвесторам для реализации проектов с общим объёмом инвестиций более 9 миллиардов рублей.

 

С одной стороны, сделано много. Но несмотря на ряд успешных проектов динамика инвестиций пока не вышла на приростные показатели. Мы отстаём от среднероссийских показателей, это практически говорит о том, что мы находимся в инвестиционной стагнации, мы отстаём от регионов-лидеров. Может быть, кому-нибудь эти слова покажутся излишне жёсткими, но тем не менее объективные цифры, объективная статистика это подтверждают.

 

Безусловно, нам необходимо продолжать повышать и совершенствовать наши процедуры, повышать эффективность мер поддержки для инвесторов. Но, очевидно, этого пока недостаточно. Нам более активно нужно продвигать наш регион, создавать действительно благоприятный инвестиционный климат и атмосферу ведения бизнеса. Нам нужно более взвешенно относиться к публичному освещению отдельных инвестиционных проектов, даже если в отношении этих инвестиционных проектов у нас есть справедливые критические вопросы.

 

Необходимо помнить принципы, что инвестиции любят тишину и бизнес идёт туда, где присутствует стабильность. Поэтому сегодня по региону необходима системная работа по всем направлениям инвестиционной политики. Результатом этой работы по улучшению инвестиционного климата должно стать, в том числе, вхождение в ТОП-20 регионов-лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата.

 

Для улучшения практики ведения бизнеса в регионе в течение трёх лет необходимо обеспечить достижение 100% внедрения в области целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса.

 

Поддержка экспорта должна стать одним из приоритетных направлений нашей работы. За три года нам необходимо увеличить объём несырьевого неэнергетического экспорта на 40%, а также обеспечить ежегодный прирост малых и средних компаний, осуществляющих экспортную деятельность в нашем регионе, не менее чем на 5%.

 

Необходимо и дальше продолжать работу по привлечению новых резидентов в парковые объекты региона, в том числе в Промышленно-логистический парк.

 

В течение трёх лет планируется подготовить комплекс мер по созданию медицинского кластера Новосибирской области.

 

Работа по созданию новых точек роста экономики в ТОСЭР Линёво и ТОСЭР Горный также будет в 2018 году продолжена: мы ставим задачу привлечь средства фонда развития моногородов на софинансирование строительства и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры для перспективных промышленных площадок.

 

Кроме того, одной из точек роста экономики Новосибирской области может стать создание территории опережающего развития на базе трёх районов (Маслянинского, Черепановского и Сузунского). Этот проект — достаточно новое интересное решение. Это инициатива глав районов, мы увидели, как они заинтересованы в реализации этого проекта. Я считаю, что они заслуживают всяческой поддержки.

 

Концепция предполагает объединение экономического потенциала трёх муниципальных районов, строительство современной инфраструктуры, в том числе туристической: средств размещения, объектов питания, развлечения, а также новых интересных дестинаций, которые позволят формировать экскурсионные маршруты для семейного, детско-юношеского, культурно-познавательного и оздоровительного отдыха.

 

Новосибирская область — регион с высокой деловой активностью, уровень которой является одним из самых значительных в Сибирском федеральном округе, имеющий все возможности для привлечения деловых туристов. Этому будет способствовать организация проведения в регионе крупных мероприятий — от симпозиумов, форумов и конференций до спортивных, культурных и туристических событий.

 

У нас и сегодня проходит очень много различных событийных мероприятий, нам необходимо их выстроить в единую афишу, правильно расставить акценты и всегда помнить: эти мероприятия мы проводим не ради мероприятия, а для продвижения имиджа региона, для равномерной загрузки нашей инфраструктуры. В конце концов, для развития инфраструктуры для отдыха, размещения и туристического обслуживания.

 

В сфере развития туризма планируем увеличить туристический поток в Новосибирскую область за три года на 70% — до 1,5 миллионов человек.

 

Развитие промышленности

 

Индекс промышленного производства по итогам 2017 года составил 103%. Ряд высокотехнологичных отраслей развивается более высокими темпами. В частности, в производстве лекарственных средств, медицинских материалов рост составил 109,8%, в производстве электрического оборудования — 112%, в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов — 140,9%. Результаты достаточно значимые, они намного превышают среднероссийские показатели. Высокие темпы роста добычи антрацита у предприятий АО «Сибирский Антрацит» и ООО «Разрез Восточный».

 

В три раза увеличился объём поддержки проектов модернизации и технического перевооружения предприятий оборонно-промышленного комплекса. Если в 2016 году на эти цели из федерального бюджета было перечислено 805 миллионов рублей, то в 2017 году уже поступило 2,8 миллиарда рублей.

 

Реализованы проекты создания новых и развития действующих производств в широком спектре отраслей: от производства битума, композитных панелей и бумажных изделий до имплантатов для лечения переломов костей.

 

В сфере промышленности наиболее важными задачами остаются развитие промышленного потенциала, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции. В рамках Программы реиндустриализации экономики мы продолжим поиск новых «флагманских» проектов, направленных на импортозамещение, увеличение экспорта продукции и технологическое развитие. Вокруг «флагманских» проектов нужно расширять кооперационные связи, выходить на создание конечной высокомаржинальной продукции. Будем расширять меры государственной поддержки промышленных предприятий финансовыми инструментами «Фонда развития промышленности» Новосибирской области с привлечением средств «Российского фонда промышленности». Ещё раз напомню о задаче по привлечению инвестиций. К сожалению, за последние годы нам не удалось привлечь на территорию Новосибирской области большого количества внешних инвестиционных проектов.

 

Решение всех этих задач направлено на обеспечение динамики промышленного производства в Новосибирской области на уровне выше общероссийских показателей.

 

Развитие предпринимательства

 

По уровню развития малого бизнеса Новосибирская область находится на первом месте в Сибирском федеральном округе, а в России — постоянно входит в первую десятку. По количеству действующих малых предприятий, средней численности работников и объёму инвестиций Новосибирская область занимает седьмое место в Российской Федерации, а по обороту малых предприятий — шестое. На предприятиях малого и среднего бизнеса работает 34% трудоспособного населения региона. Малый и средний бизнес фактически самый крупный работодатель в нашей области.

 

Для поддержки предпринимательской активности в 2017 году продолжалась реализация региональных программ поддержки, «дорожных карт» по улучшению предпринимательского и инвестиционного климата региона, целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса. Сумма бюджетных средств по двум программам в прошедшем году — 366 миллионов рублей, в том числе из средств федерального бюджета — 145,6 миллиона рублей. Сумма кредитов под поручительства гарантийного фонда превысила 6 миллиардов рублей. На федеральном уровне наш регион успешно сотрудничает с Фондом развития промышленности, Корпорацией малого и среднего предпринимательства. Благодаря этому и другим мерам в прошедшем году на 12% увеличился оборот малого и среднего бизнеса. И сегодня он занимает почти половину общерегионального оборота.

 

Высокий уровень предпринимательской активности является спецификой нашей экономики и, я считаю, важнейшим конкурентным преимуществом нашего региона. В сфере предпринимательства нужно создать условия и совершенствовать механизмы для развития экспортно-ориентированных и быстрорастущих малых и средних предприятий, необходимо стимулировать именно развитие, рост предприятий. И, конечно же, создание новых малых и средних форм хозяйствования, особенно в монопрофильных муниципальных образованиях.

 

Также планируется формирование сервисной модели поддержки малого и среднего бизнеса по модели, разработанной Минэкономразвития Российской Федерации с переносом акцентов поддержки на создание и функционирование инфраструктуры поддержки, в том числе новых объектов — Центра поддержки предпринимательства и создание технопарка «Новосибирск».

 

Итоги работы агропромышленного комплекса

 

Агропромышленный комплекс региона сохранил тенденцию роста объёма производства валовой продукции. В 2017 году произведено сельхозпродукции на 93,4 миллиарда рублей с приростом 1,8%. Производство пищевых продуктов и напитков также выше уровня 2016 года, всего товаров этой номенклатуры отгружено более чем на 120 млрд рублей.

 

Объём государственной поддержки составил 4,1 миллиарда рублей, в том числе 1,7 миллиарда за счёт средств региона и 2,4 миллиарда — из федерального бюджета.

 

В отрасль продолжают идти инвестиции: в 2017 году их привлечено на сумму 9,2 миллиарда рублей.

 

В 2017 году регион получил рекордный за последние семь лет урожай зерновых культур, почти 3 миллиона тонн, что на 20,3% превышает объём предыдущего года.

 

Положительные результаты достигнуты не только в растениеводстве. В 2017 году Новосибирская область заняла второе место в России по поголовью молочных коров, а также девятое место по производству и реализации молока. По сравнению с 2016 годом на 30% увеличилось производство овощей в закрытом грунте.

 

Тем не менее, мы отмечаем, что в 2017 году на рынке зерна в Сибири сложилась неблагоприятная конъюнктура. Часть произведенной продукции новосибирские крестьяне не смогли реализовать по достойным ценам. По нашей аналитике, за последние месяцы 2017 года наши хозяйства вынуждены были продать почти 40 тысяч тонн зерна по ценам намного ниже производственной себестоимости.

 

Благодаря совместной работе Правительства Новосибирской области и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации нам удалось частично стабилизировать ситуацию и увеличить реализацию зерна. Производители вышли на внутренние и внешние рынки Российской Федерации, в том числе почти в три раза увеличились поставки зерна на экспорт. В 2017 году они составили почти 70 тысяч тонн. Это работу нам необходимо продолжить и предпринимать все меры для поддержания необходимого объёма реализации зерна за пределы региона. В первую очередь, на зарубежные рынки в 2018 году.

 

Несмотря на все предпринятые усилия, финансово-экономические итоги работы сельского хозяйства ожидаются ниже, чем уровень прошлого года. По-прежнему невысоким остается уровень заработных плат в отрасли (примерно в два раза ниже, чем в среднем по региону). И общая прибыльность сельхозпредприятий также снизилась.

 

Такая ситуация ещё раз говорит о необходимости развития агропромышленного комплекса региона в направлении переработки продукции. Основные принципы и механизмы развития этой сферы деятельности должна определить «Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Новосибирской области», разработку которой мы должны завершить в I квартале 2018 года. Требуется развитие логистики, инфраструктуры хранения зерна. Мы должны довести объём мощностей по хранению зерна до уровня не менее 1,5 миллиона тонн.

 

Безусловно, нам нужно в кратчайший срок приступить к реализации этих стратегических задач и проектов. Но в сегодняшней ситуации, когда из-за неблагоприятной конъюнктуры селяне оказываются в тяжёлой финансовой ситуации накануне новой посевной кампании, нам необходимо предпринимать точечные оперативные меры по дополнительной поддержке сельхозтоваропроизводителей. Я предлагаю министерству сельского хозяйства совместно с комитетами по аграрной политике и по бюджету подготовить предложения по выделению дополнительных средств на финансирование региональных мер поддержки сельского хозяйства. Уже на следующей сессии Законодательного собрания предложить рассмотреть эти предложения, определить наиболее необходимые направления и условия предоставления этой поддержки.

 

Строительство

 

В 2017 году в Новосибирской области продолжилось сокращение объёма строительных работ. Сокращение произошло почти на 19,9%. Это, конечно, чуть лучше наших ожиданий, но, тем не менее, спад продолжается.

 

По предварительным данным, в 2017 году было введено более 1,7 миллиона квадратных метров жилья. Несмотря на снижение объёмов ввода, область занимает 12-ое место среди регионов России по этому показателю. Помимо жилых домов было построено 23 объекта социальной инфраструктуры. Сохранены практически все ранее принятые решения по поддержке жителей области в решении жилищных вопросов. Однако сейчас не выделяются средства на поддержку индивидуального строительства. Мы понимаем, что это временное решение и нам необходимо будет вернуться к рассмотрению этого вопроса, в том числе, и с целью решения вопроса по обеспечению жильём привлекаемых на село и в городские округа молодых специалистов.

 

В целом, мы должны признать, что сегодня строительная отрасль переживает непростые времена — снижение объёмов работ в нашем регионе более значительное, чем по России в целом. Причины падения темпов строительства кроются не только в общеэкономическом спаде. Хотя, безусловно, снижение потребительского спроса также повлияло на ситуацию. Но, тем не менее, высокие темпы жилищного строительства последних лет (а мы были лидерами, рекордсменами по вводу жилья последние пять лет) не сопровождались соответствующим развитием социальной и иной инфраструктуры новых кварталов массовой жилищной застройки. Поэтому строительство школ, поликлиник, спортивных центров, мостов, транспортной инфраструктуры в целом должен поддержать строительный комплекс. Ежегодно на эти цели мы выделяем более четырёх миллиардов рублей.

 

Также острой в Новосибирской области остается ситуация с так называемыми «проблемными объектами» и обманутыми дольщиками.

 

Несмотря на ежегодный ввод «проблемных объектов» — в 2017 году сдали 10 — их количество в Новосибирской области по-прежнему велико — на 1 января их 39. В 2018 годы мы планируем завершить строительство еще 15-ти объектов. На решение этой проблемы мы направим 114 миллионов рублей.

 

В Новосибирской области разработан и реализуется широкий комплекс мер по решению проблемы «долгостроев». В том числе в прошедшем году правительство активно работало с АО «АИЖК» по вовлечению в оборот неэффективно используемых федеральных земельных участков. Нам переданы полномочия по распоряжению пятью участками общей площадью около 420 гектаров для целей жилищного и иного строительства. Три участка площадью около 200 гектаров расположены на территории города Новосибирска они запланированы к использованию для реализации масштабных инвестиционных проектов по восстановлению нарушенных прав участников долевого строительства. На территории Новосибирска все еще находятся федеральные неиспользуемые земли, в частности, в собственности Минобороны, которые могут быть освоены в интересах города и области. Поэтому работа по передаче и освоению таких участков будет продолжена.

 

Совместными усилиями в кратчайшие сроки мы должны преодолеть текущий сложный период и обеспечить стабильное развитие строительного комплекса, основу развития всего региона.

 

ЖКХ

 

Результаты. 2017 год стал удачным с точки зрения привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства. Благодаря участию Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» и привлечению частных средств выполнена модернизация систем теплоснабжения города Обь и рабочего посёлка Маслянино. Общая сумма вложений составила 728 миллионов рублей.

 

В стадию стабильной реализации перешла программа капитального ремонта многоквартирных домов. Количество отремонтированных объектов в 2017 году увеличилось на 23%, доля собираемости взносов достигла 100% (по итогам 11 месяцев 2017 года). Нам действительно удалось доказать, что ЖКХ меняется к лучшему.

 

В прошедшем году 52 города и посёлка получили отремонтированные общественные пространства и придомовые территории в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды». Было отремонтировано 265 объектов, 5 из которых будут участвовать в конкурсе Министерства строительства России. Однако есть и замечания по реализации проекта —  к сожалению, не во всех муниципалитетах нам удалось завершить полный комплекс работ, и часть объектов придется завершать в 2018 году. Кроме этого, я уже обращал внимание, что одним из недостатков реализации этой программы на территории Новосибирской области, по моему глубокому убеждению, является недостаточно активное и полное вовлечение жителей в реализацию этих проектов, в их обсуждение на стадии подготовки. Это обязательно нужно учесть в 2018 году.

 

Успешно реализована федеральная программа по расселению жителей аварийных домов. Более 12 тысяч человек в течение пяти лет переехали в новые квартиры. Обращаю внимание, не без проблем. Впервые за многие годы Новосибирская область не выполнила сроки реализации последних этапов программы. К сожалению, завершить программу в требуемые сроки, к 1 сентября 2017 года, мы не успели, пришлось завершать до конца года.

 

В 2018 году мы продолжим расселять жильцов домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года — в областном бюджете на 2018 год на это предусмотрено более 300 миллионов рублей. Также есть поручение Президента России о разработке федеральной программы с новыми принципами и подходами. Нам нужно готовить свои предложения для того, чтобы наша региональная программа гармонично влилась в будущую федеральную программу.

 

Завершен первый этап газификации Ордынского района, в 2017 году газ впервые подан по построенной системе газоснабжения.

 

Задачи. В следующие три года нам предстоит проделать значительный объём работ в сфере ЖКХ, чтобы улучшить условия проживания наших граждан.

 

Мы продолжим модернизировать коммунальную инфраструктуру, привлекая частные и государственные средства. Жители города Черепаново в ближайшие годы должны получить новую систему теплоснабжения — стабильно работающую и безопасную. Мы также будем искать варианты реализации ГЧП-проектов и на других территориях. Стоит задача привлекать в отрасль с помощью этого механизма не менее 400 миллионов рублей в год.

 

Для повышения эффективности расселения аварийного жилого фонда необходимо увеличение финансирования программы из разных источников до 500 миллионов рублей. Но так как Фонд содействия реформированию ЖКХ завершает свою работу, мы будем искать эффективные пути решения по привлечению средств в областную программу.

 

Мы должны сохранить темпы работ в рамках программы капитального ремонта на уровне 700 домов в год, а также постепенно увеличивать количество объектов, где реализуется энергоэффективный ремонт.

 

Совместно с «Газпромом» продолжится реализация программы газификации. Очередной наш шаг — довести газ до рабочего поселка Горный.

 

Важной задачей является запуск новой системы обращения с отходами. В конце года создана рабочая группа в новом составе, которая будет заниматься проработкой дальнейших действий относительно реализации проекта по обработке, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов. В соответствии с федеральным законом эту работу мы должны закончить до конца года. В первом полугодии 2018 года мы должны провести конкурс по выбору регионального оператора. Кроме того, необходимо планировать рекультивацию выработавших ресурс полигонов.

 

Острой проблемой для многих сёл остается нехватка качественной питьевой воды. В 2017 году по различным программам финансирование мероприятий, связанных с водоснабжением и водоотведением жилого фонда, составило 790 миллионов рублей. Но мы понимаем, что этого недостаточно.

 

Перед нами стоит задача не просто увеличить объёмы финансирования мероприятий, но и обеспечить структурные преобразования. В 2017 году начали консолидировать управление водоснабжением и водоотведением на уровне районов, в 2018 году эту работу необходимо завершить и перейти на формирование крупных межрайонных организаций. Это должно позволить сформировать единые стандарты эксплуатации, единую систему менеджмента качества, аккумулировать финансовые потоки в целях разработки и реализации масштабной инвестиционной программы. По итогам этой работы мы обсудим необходимость создания системы единого оператора по управлению объектами водоснабжения и водоотведения в районах области.

 

Дороги и транспорт

 

Результаты. Одним из ключевых достижений дорожной отрасли в 2017 году стала реализация федерального проекта «Безопасные и качественные дороги». Были введены в эксплуатацию все 55 объектов, запланированные на этот год, и приведено в нормативное состояние больше 123 километров автомобильных дорог в границах Новосибирской агломерации. Эти работы очень важны для повышения безопасности и комфорта передвижения по территории региона. Так, в прошлом году на 16,1% сократилось количество ДТП с погибшими, общее снижение по количеству ДТП с пострадавшими составило 1,1%.

 

В 2017 году в дорожные фонды муниципальных районов было направлено 2 миллиарда 811 миллионов рублей. Построено и реконструировано более 15 километров и отремонтировано около 160 километров автомобильных дорог.

 

По программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» реконструированы 4 объекта дорожной инфраструктуры в Доволенском, Усть-Таркском, Сузунском и Коченёвском районах общей протяжённостью почти 28 километров.

 

Задачи. Основной проблемой для отрасли является серьезный уровень ненормативного состояния и наличие систематического недоремонта автодорог в условиях дефицита средств дорожного фонда Новосибирской области.

 

Мы понимаем, что для такого крупного региона, как Новосибирская область, дорожная сеть, это фактически кровеносная система, которая обеспечивает не только комфорт проживания населения на отдалённых территориях, но и экономическое развитие, а зачастую и экономическое функционирование многих населённых пунктов. 

 

Мы понимаем, что необходимо искать дополнительные ресурсы для увеличения объёмов строительства и ремонта дорог регионального и межмуниципального значения. Поручаю Правительству Новосибирской области подготовить предложения по использованию экономии по результатам проведения конкурсных процедур и дополнительных источников, направив эти средства, в первую очередь, на ремонт сельских дорог, дорог регионального, межмуниципального значения. Также считаю, что эту работу необходимо провести в отношении улично-дорожной сети, в первую очередь, в новых микрорайонах Новосибирска. Мы во время объездов территории города, совместно с мэром Анатолием Евгеньевичем Локтем, с застройщиками, воочию убедились в том, какие сложности испытывают жители новостроек.

 

С учётом исполнения бюджета 2017 года, с учётом нашей уточнённой оценки по бюджету 2018 года, считаю, что эту работу можно сделать в кратчайший срок, и уже в ближайшие недели, ближайший месяц подготовить предложения по выделению значительной суммы на дофинансирование дорожного фонда муниципальных образований.

 

Учитывая основные проблемы отрасли, в этом году нужно тщательно проработать транспортную стратегию Новосибирской области до 2030 года при широком участии депутатов, экспертов и общественников.

 

Здравоохранение

 

Результаты. Усилия были сосредоточены на увеличении продолжительности жизни и снижении смертности населения от заболеваний. По итогам 11 месяцев 2017 года смертность от всех причин снизилась на 1,5%, в том числе почти на 20% — показатель младенческой смертности и в 4 раза — материнской.

 

Увеличение финансирования в 2017 году позволило ввести в эксплуатацию 13 фельдшерско-акушерских пунктов в сельских районах. Обновлён медицинский автопарк: поступило 20 машин и автобус для перевозки маломобильных людей. На льготное лекарственное обеспечение граждан в 2017 году израсходовано более 2,4 миллиарда рублей, объём финансирования по региональной льготе в 2017 году увеличился на 151 миллион рублей. В районах области работают 85 аптечных пунктов.

 

В муниципальных образованиях продолжалась реализация программы по привлечению медицинских специалистов. В 2017 году по программе «Земский доктор» 1 миллион рублей получили 125 специалистов, по программе «Земский фельдшер» — 20 специалистов.

 

Задачи. Проблемы здравоохранения объективно обусловлены демографической ситуацией. В 2017 году наблюдается снижение показателей рождаемости и миграционного прироста. Это тревожный тренд, который ставит перед нами ряд важных задач.

 

Основная — создать условия для увеличения продолжительности жизни населения.

 

Особое внимание нужно уделять качеству обслуживания в учреждениях первичного звена. Среди недостатков, которые называют люди в ходе социологических опросов в первую очередь, скорость работы регистратуры в поликлиниках, очереди, недоступность узких специалистов, качественных анализов и исследований. Ещё раз напомню, что по результатам социологических опросов проблемы сферы здравоохранения наши жители оценивают в тройке наиболее беспокоящих. Сфера здравоохранения по проблематике опережает даже сферу ЖКХ.

 

Будет продолжена программа строительства новых ФАПов — мы планируем вводить в эксплуатацию более 20 ФАПов ежегодно. Необходимо достроить больничные комплексы в Маслянинском, Барабинском и Кочковском районах, врачебную амбулаторию в Дорогино, детскую туберкулезную больницу в посёлке Мочище, построить 7 новых поликлиник в Новосибирске. А также разработать проект использования встроенных/пристроенных помещений в новых микрорайонах Новосибирска и других крупных городских округов для размещения кабинетов врачей общей практики.

 

Крайне важно завершить строительство перинатального центра, приступить к подготовке проектно-сметной документации на строительство онкологического диспансера.

 

Планируется провести ремонт детских поликлиник и поликлинических отделений, продолжить дополнительное оснащение службы санитарной авиации и скорой медицинской помощи.

 

В 2018 году по инициативе Президента Российской Федерации стартует новый федеральный проект, направленный в первую очередь на ремонт поликлиник и поликлинических отделений. Мы должны принять самое активное участие в реализации этой федеральной инициативы на территории нашего региона. В продолжение реализации приоритетного проекта «Бережливая поликлиника» в 2018 году планируется участие в нём 10 медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь на территории Новосибирской области, а к концу 2020 года в приоритетный проект должны быть вовлечены все поликлинические отделения нашего региона.

 

Образование

 

Результаты. В регионе в целом выполнено важнейшее положение майских указов Президента об обеспечении доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. Тем не менее, мы понимаем, что места родители получали не в тех районах, где бы им хотелось, иногда детские сады, где имеются свободные места, отдалены от мест их проживания. Поэтому эта работа должна быть продолжена. В 2017 году начал работу детский сад в посёлке Ложок Новосибирского района, завершается строительство детского сада в Северном районе. В 2018 году планируем строительство детского сада в жилом районе «Южно-Чемской» Кировского района Новосибирска.

 

На федеральном уровне поставлена задача обеспечения местами в дошкольных учреждениях детей от двух месяцев до трёх лет. В 2018 году мы войдём в федеральную программу, однако развития требуют и альтернативные формы: группы временного пребывания, специальные группы раннего развития, семейные и частные детские сады.

 

В 2017 году продолжалось строительство новых школ в рамках федеральных программ: введены две школы в Новосибирске и одна в рабочем посёлке Горный Тогучинского района.

 

В обществе сформировался запрос на качественное и инновационное образование.  И поэтому нам важно не только обновлять материальную базу, создавать новые места в дошкольных учреждениях, общеобразовательных учреждениях.

 

Наш регион включился в реализацию шести приоритетных федеральных проектов в сфере образования, связанных с подготовкой кадров для передовых технологий, современной образовательной среды для школьников, цифровой образовательной среды, доступным дополнительным образованием, созданием пространств для инноваций на базе новосибирских вузов. В первом квартале 2018 года в рамках проекта «Доступное дополнительное образование для детей в Новосибирской области» будет запущен региональный модельный центр.

 

Мы продолжим решать проблему укрепления материально-технической базы и повышения доступности учреждений среднего образования. На 2018 год запланировано строительство школы в Оби и трёх школ в Новосибирске, а также реконструкция школы в Черепаново. В планах на 2019—2020 годы — строительство школ в Кольцово, Маслянино, Бердске, двух школ в Новосибирске и пристройки к средней школе в деревне Бурмистрово Искитимского района.

 

Ключ к обеспечению стабильного экономического роста предприятий и региона в целом лежит в сфере среднего профессионального образования. Именно поэтому регион приступает к внедрению приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий», профориентационного проекта «Политехническая и агротехническая школа» и апробации системного проекта «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста».

 

В рамках реализации этих проектов будем развивать ресурсные и многофункциональные центры прикладных квалификаций, специализированные центры компетенций. В целом мы будем стремиться к созданию инновационной сети общеобразовательных и профессиональных учреждений по распространению лучших практик подготовки кадров в регионе, чтобы обеспечить трансфер инновационных промышленных технологий в систему подготовки кадров.

 

Социальная политика

 

В 2017 году произошли изменения в системе управления социальной политикой региона, создано объединённое министерство труда и социального развития.

 

В полном объёме сохранены все льготы и выплаты. При этом с февраля увеличен размер отдельных пособий и компенсаций. В отношении ряда мер были введены критерии нуждаемости, и не всем получателям было легко это принять. Но это необходимый шаг в преодолении тенденций социального иждивенчества.

 

Новосибирская область на протяжении пяти лет сохраняет стабильные позиции в десятке российских субъектов с наилучшими результатами по снижению количества детей-сирот.

 

В регионе проживает более 194 тысяч человек с инвалидностью. Приоритетной задачей остаётся организация доступной среды для этих людей. В 2017 году паспорта доступности сформированы для 840 объектов. А с этого года начнется реализация мер для оказания ранней помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

 

С этого года вся страна, и мы в том числе, приступаем к реализации Указа Президента об объявлении в России «Десятилетия детства». Для преодоления негативных демографических тенденций нам предстоит работать с семьёй в целом, а не с каждым отдельным ребёнком. В этом направлении будет переориентирована работа служб социального сопровождения семей, они должны в полной мере заработать в каждом районе, в каждом муниципалитете.

 

В Новосибирской области численность жителей старше трудоспособного возраста составляет 685 тысяч. Это большая армия активных людей. Поэтому участие старшего поколения в экономических процессах и общественной жизни имеет большое значение и наполняется новыми смыслами. Эти смыслы определяет Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года: в 2018 году мы приступаем к реализации её первого этапа, в ходе которого будет расширена гериатрическая помощь.

 

Культура

 

2017 год в Новосибирской области прошел под знаком празднования юбилея региона, 80-летия. Проведено множество крупных культурных мероприятий, в том числе международного уровня.

 

В юбилейный год появились новые знаковые объекты, самый известный — это мультимедийный исторический парк «Россия — моя история».

 

Продолжилось укрепление и развитие материально-технической базы муниципальных учреждений культуры — капитальный ремонт проведён в 122 объектах, что в два раза больше показателя предыдущего года.

 

Министр культуры Новосибирской области в завершение 2017 года в рамках парламентского часа перед вами, уважаемые депутаты, достаточно подробно изложил нерешённые проблемы в этой сфере.

 

Из нерешённых задач напомню, что не завершено строительство домов культуры в Чистоозёрном районе и в Карасуке. И в течение двух лет нам необходимо завершить строительство этих объектов, тем более, что средства в бюджете на это предусмотрены.

 

Кроме этого, в сфере культуры острой проблемой остаётся недостаточная обеспеченность материально-технической базы детских школ искусств. Её решению будет способствовать внедрение практики реализации быстровозводимых объектов. В 2018 году первое здание будет возведено в Черепановском районе.

 

Важной задачей на период до 2022 года станет передача части муниципальных школ искусств в ведение Новосибирской области в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам поддержки талантливой молодёжи в сфере культуры и искусства от 17 ноября 2017 года.

 

Спорт

 

В спорте высших достижений одним из главных стартов стали десятые Всемирные игры, где спортсмены Новосибирской области завоевали пять золотых, одну серебряную, одну бронзовую награды. На 23-х летних Сурдлимпийских играх новосибирцы завоевали серебряную и бронзовую медали. Стоит отметить победы на чемпионатах мира в параолимпийском фехтовании и в стендовой стрельбе.

 

Хочу напомнить и о других достижениях наших спортсменов. По самбо на чемпионате на Кубок Президента, который прошёл в Лондоне, наши молодёжные команды по карате также завоевали достойные награды. В командных видах спорта волейбольный клуб «Локомотив» в прошедшем сезоне стал бронзовым призёром чемпионата России и обладателем серебряной награды Кубка России. Нельзя не отметить и наших юниоров: команда «Сибирь-1999» впервые в истории новосибирского хоккея одержала победу в первенстве страны.

 

Значимым мероприятием стало проведение в регионе восьмых Всероссийских зимних сельских игр, где наша сборная завоевала первое общекомандное место среди 57 субъектов Российской Федерации.

 

Ключевой проблемой в сфере физкультуры и спорта является низкий уровень обеспеченности региона спортивными сооружениями. Я бы усилил. Недопустимо низкий для Новосибирской области уровень обеспеченности спортивными сооружениями. По этому показателю мы до сих пор находимся в конце списка среди 85 субъектов Российской Федерации. Поэтому нам необходимо увеличивать объёмы строительства новых спортивных объектов как в столице — в Новосибирске, так и в других муниципалитетах, в первую очередь, в сельских районах. В прошлом году были построены спортивный комплекс в Купино, была закончена вторая очередь строительства футбольного поля в Ордынском и третий этап строительства спортивного комплекса в Болотном.

 

В Новосибирске в конце 2018 года мы планируем сдать региональный центр по спортивной гимнастике и приступить к крупному региональному волейбольному центру.

 

Одновременно приступим к строительству спортивного комплекса в Сузуне, футбольного стадиона в Мошково и реконструкции стадиона в Чулыме.

 

Особое значение имеет строительство новой ледовой арены в Новосибирске. Это нам необходимо для того, чтобы обеспечить достойные условия для игры нашей любимой команды и для наших дружных болельщиков. Безусловно, это необходимо нам и для того, чтобы бороться за право проведения Молодёжного чемпионата мира в 2023 году.

 

Взаимодействие с гражданским обществом

 

Результаты. В 2017 году в Новосибирской области продолжилось развитие институтов гражданского общества. Приступил к работе новый шестой состав Общественной палаты Новосибирской области.

 

Для дальнейшей гармонизации межнациональных отношений инициирована разработка комплексной программы по адаптации мигрантов. Апробация программы начнётся уже в 2018 году.

 

Создан Центр гражданского, патриотического воспитания и общественных проектов, значительно увеличено финансирование этих направлений.

 

В целом считаю работу с гражданским обществом приоритетным направлением. Только тесные, партнёрские отношения между властью и общественными организациями позволят вывести на качественно новый уровень развитие человеческого капитала и качество жизни региона.

 

Ещё раз повторю тезис: активный гражданин, активное общество — это действительно полноценный, весомый, значимый человеческий капитал нашего региона, нашей страны.

 

Сегодня нам необходимо развивать социальное предпринимательство и волонтёрство, обеспечив им государственную поддержку в размере не менее 20% бюджетных средств, выделяемых на предоставление социальных услуг населению.

 

Для повышения качества жизни в городах и селах важное значение имеет развитие ТОСов. В течение 2018 года на территории всех муниципальных районов и городских округов необходимо создать органы территориального общественного самоуправления, продолжить развивать институт сельских старост.

 

Общественные советы при органах исполнительной власти должны играть в гражданском диалоге реальную, а не декоративную роль. Для этого нужно повышать их экспертный уровень и публичную активность.

 

Уважаемые коллеги, 2018 год в России объявлен «Годом добровольца». Государство подчёркивает значение добровольческого и волонтёрского движения в истории страны, создаёт условия для развития гражданского участия и солидарности сегодня. Новосибирская область вошла в 15 пилотных регионов, где запланировано создание регионального ресурсного центра развития и поддержки добровольчества. Наша задача — поддержать активную молодёжь и всех активных граждан, нацеленных на самореализацию в этой сфере.

 

Уважаемые депутаты! В завершение скажу о специфике нашей совместной работы в наступившем 2018 году.

 

Этот год, без преувеличения, станет важной вехой в развитии региона, в развитии страны. В Новосибирской области приступили к разработке новой редакции Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года.

 

Новая Стратегия будет сформирована на основе достигнутых результатов, лучших наработок, которые заложены в действующей редакции стратегии. При формировании нового программного документа мы учтём как изменения в макроэкономической ситуации, в структуре экономики региона, так и задачи, которые перед нами ставят наши граждане и Президент Российской Федерации.

 

К разработке документа привлечён широкий круг экспертов и общественности, в том числе специалисты, которые имеют опыт разработки подобных документов как для других регионов Российской Федерации, так и для регионов смежных государств.

 

Разработка будет вестись в несколько этапов. Все процедуры согласования с федеральными органами исполнительной власти и Законодательным Собранием Новосибирской области мы должны пройти до конца декабря 2018 года. Уважаемые депутаты! Я призываю вас самым активным образом включиться в работу над этим важнейшим для нашего региона документом!

 

Безусловно, сроки для нас важны, критичны, они регламентированы федеральным законодательством. Но не менее важны для нас качество этого документа и общественная поддержка той работы, которую мы будем проводить.

 

Начавшийся год будет насыщен и важными политическими событиями. 18 марта 2018 года пройдут выборы Президента Российской Федерации. Принципиально важно обеспечить абсолютную легитимность выборов. Необходимо наладить взаимодействие всех участников избирательного процесса по обеспечению честности и прозрачности подготовки выборов и проведения голосования на каждом избирательном участке нашего региона.

 

Проведение честных, законных выборов — важнейшее условие политической стабильности в регионе, высокого уровня доверия между обществом и властью.

 

Уважаемые депутаты, правительство Новосибирской области строит свою работу на основе принципа тесного, конструктивного взаимодействия с Законодательным Собранием. В течение последних четырёх месяцев я уже оценивал нацеленность депутатского корпуса на решение проблем региона совместно с исполнительной властью.

 

Надеюсь, что это сотрудничество продолжится и в 2018 году, это позволит нам успешно выполнить все поставленные задачи и взять на себя новые обязательства.

 

Благодарю за внимание!

back
up