02.03.18

Отсрочка по закону

Объясняем, как предоставляется отсрочка или рассрочка исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель имеют право обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта. Данная норма закреплена в ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — ФЗ №229-ФЗ), в ч. 1 ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), в ч. 1 ст. 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ), ч. 1 ст. 324 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — АПК РФ).

 

Отсрочка и рассрочка исполнения, несомненно, имеют свои различия. Так, если отсрочка исполнения представляет собой перенесение срока исполнения, то рассрочка рассматривается как предоставление должнику права производить исполнение по частям в установленные сроки.

 

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки подаётся в суд, рассматривавший дело в первой инстанции и выдавший исполнительный документ, в том числе и в случае отмены (изменения) судебного акта и принятия нового судебного акта судом апелляционной, кассационной или надзорной инстанции.

 

В соответствии со ст. 434 ГПК РФ вопрос об отсрочке (рассрочке), изменении способа и порядка исполнения судебного акта может быть также поставлен перед судом по месту исполнения исполнительного документа.

 

Заявление об отсрочке (рассрочке), изменении способа и порядка исполнения решения, принятого мировым судьёй, рассматривается мировым судьёй того же судебного участка или мировым судьёй по месту исполнения соответствующего исполнительного документа.

 

Согласно ст. 324 АПК РФ заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд. Кроме того, арбитражный суд рассматривает вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания. В случае предоставления должнику отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта арбитражный суд вправе по заявлению взыскателя принять меры по обеспечению исполнения судебного акта по правилам, установленным главой 8 АПК РФ.

 

В соответствии со ст. 358 КАС РФ заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд.

 

На все решения судов о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения либо об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, могут быть поданы жалобы в вышестоящую инстанцию.

 

По смыслу положений ст. 37 ФЗ №229-ФЗ, ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

 

Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учётом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжёлое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

 

Если обстоятельства, в силу которых лицу была предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, изменились или отпали до истечения срока их предоставления либо должник нарушает установленный порядок предоставления рассрочки (сроки, размеры платежей, объём совершаемых действий), суд по заявлению взыскателя либо судебного пристава-исполнителя может решить вопрос о прекращении отсрочки или рассрочки. Рассмотрение судом данного заявления производится в том же порядке, что и при их предоставлении.

 

Также право на предоставление отсрочки или рассрочки регламентируется такими нормативными актами, как Кодекс административных правонарушений Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

 

В соответствии со ст. 31.5 Кодекса административных правонарушений Российской Федерации отсрочка исполнения постановления об административном наказании может быть предоставлена лицу, привлечённому к административной ответственности при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права, принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства или в виде административного штрафа, невозможно в установленный срок.

 

Рассрочка по уплате административного штрафа предоставляется с учётом материального положения лица, привлечённого к административной ответственности.

 

В то же время отсрочка или рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа не применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которым административный штраф назначен одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, а также в отношении лиц, которым назначен административный штраф за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 11.26, 11.29, 12.9, ч. 6 и 7 ст. 12.16, ст. 12.21.3 КоАП РФ, в случае совершения данных административных правонарушений с использованием транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам.

 

Согласно ст. 64 НК РФ заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, лицу на основании заявления может быть предоставлена отсрочка или рассрочка налога.

 

Заявление подаётся заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учёта.

 

В соответствии со ст. 134 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется плательщику таможенных пошлин, налогов по письменному заявлению заявителя, при наличии одного из следующий оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) если товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;

4) осуществления лицом поставок по международному договору Российской Федерации;

5) если товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, являются товарами, включёнными в утверждённый Правительством Российской Федерации перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налогов.

 

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов или об отказе в её предоставлении принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом.

 

Ст. 37 ФЗ № 229-ФЗ, ст. 434 ГПК РФ, ст. 324 АПК РФ, ст. 358 КАС РФ не ограничивают предоставление отсрочки или рассрочки каким-либо предельным сроком.

 

В то же время иные нормативные акты регламентируют предельные сроки отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа. Согласно ст. 31.5 КоАП РФ исполнение постановления может быть отсрочено на срок до одного месяца; уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трёх месяцев. В соответствии со ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется на срок, не превышающий один год; отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, а также страховых взносов может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трёх лет. Согласно ч. 4 ст. 133 Федерального закона от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется на срок от одного до шести месяцев.

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика