06.11.18

Оставить в живых

Новосибирский дендропарк наконец приведут в порядок. Чем он станет — местом отдыха или местом развлечений?

После реконструкции изменится и вход в дендропарк.

 

В народе памятник природы областного значения «Дендрологический парк» называют «ботсад»: в нём выгуливают собак, жарят шашлыки и сосиски, занимаются скандинавской ходьбой и катаются на велосипедах. В этой зелёной зоне нет туалетов и «пунктов перекуса», а сам парк зарастает крапивой и кустами, закрывая от глаза посетителей красоту уникальных растений, высаженных здесь ещё в 50-х годах прошлого столетия. В общем, настал тот час, когда на состояние дендрологического парка обратили внимание специалисты — биологи, дизайнеры и архитекторы.

Адепты скандинавской ходьбы облюбовали дорожки дендропарка для оздоровительных маршрутов.

Всё заросло

Дендрологический парк был заложен в 1946 году как часть Центрального Сибирского ботанического сада и занимал территорию в 232 га, в 1957 году вошёл в состав СО АН СССР, а в 1964 году был перенесён в Академгородок. Существующий парк перешёл в ведение Новосибирского лесхоза, и в скором времени на его территории началось бодрое строительство жилмассива «Ботанический» и зоопарка. В 1997 году он получил статус особой охраняемой природной территории — во время его «научной деятельности» был создан дендрарий с 375 уникальными видами разного географического происхождения, организован питомник и тепличное хозяйство. Для осмотра коллекции растений был сформированы экскурсионный маршрут протяжённостью 2 км, который проходил через основные экспозиции.

 

Но время расцвета дендрологического парка давно в прошлом: из 375 видов растений осталось лишь 104, неукреплённые берега реки Ельцовки опасно обрушаются, народ больше не фотографируется на фоне «зелёных редкостей», потому что они спрятаны от людского глаза в непролазных местах, заросших бурьяном.

 

— Состояние древесных коллекций оставляет желать лучшего, — говорит директор Центрального ботанического сада СО РАН Евгений Банаев. — И сам дендропарк находится в запущенном состоянии. Поэтому министерство природных ресурсов и экологии НСО обратилось к биологам и специалистам НГУАДИ с предложением — провести научно исследовательскую работу в парке и подготовить несколько концепций его развития.

 

Исследовательская группа выяснила: горожане продолжают рвать цветы и обдирать кору у берёз, жгут костры и оставляют после себя отходы цивилизации в виде стекла и пластика, ходят по нужде в кустики, потому что ходить им больше некуда. Как рассказал заведующий кафедрой градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ Григорий Ерохин, комфорт и безопасность посетителей — болевые точки дендрария: тропинки упираются в забор зоопарка, скамеек и беседок не хватает, а дорожки не предназначены для экскурсий — они попросту опасны. «Всё заросло, в том числе и крапивой, а это явный признак деградации», — поясняет специалист.

Несмотря на то что парк зарос бурьяном, любителей устраивать пикники на природе здесь достаточно.

Шесть вариантов

Дендропарк входит в состав перспективного Заельцовского кластера, включающего в себя Заельцовский бор, «ПКиО Заельцовский», «Зоологический парк им. Р. А. Шило», комплекс отдыха «Локомотив», детскую железную дорогу, первую городскую лыжню, Тимирязевский сквер и пляж. Министерство природных ресурсов и экологии НСО выступило заказчиком благоустройства дендропарка. После завершения научно-исследовательских работ была разработана концепция развития парка с шестью вариантами использования: охранно-заповедный, консервативно-восстановительный, компромиссный, интеграционный, умеренно-урбанистический и радикально-урбанистический. Последний вариант подразумевал «увеселительный угар» со стационарными кафе, аттракционами, бойкой торговлей в палатках и общественными мероприятиями «в виде перфомансов и шествий».

 

— В случае утверждения пятого и шестого варианта от дендропарка останутся рожки да ножки, — считает биолог Юлия Сыромятникова, которая вместе с общест­венниками занимается спасением парка. — Строительство капитальных сооружений непозволительно на заповедной территории. В городе нет парков, но вместить в один парк кучу функций — это неправильно. Там гуляют пенсионеры, много мам с колясками, люди занимаются скандинавской ходьбой. Там нужно сделать велосипедные дорожки и дорожки для ходьбы. Дендропарк — это особая территория, тут не должно быть аттракционов, их и так везде полно.

В дендропарке запрещено выгуливать собак. Но их владельцы не обращают внимания на такие «мелочи».

Создать условия

Председатель федерации скандинавской ходьбы в Новосибирске Ольга Щербакова солидарна с биологом: дендропарк нужно сохранить в виде тихой зелёной зоны. «Хорошо было бы сделать в парке выделенные дорожки для велосипедистов, — считает она. — Их много, и они ездят иногда как бог на душу положит». А вот предприниматель Николай Козлов жалуется: он пытался несколько лет назад установить на территории парка несколько биотуалетов и потерпел фиаско — в горадминистрации его инициативу не поддержали. «Прежде чем упрекать людей в том, что они "ходят в кусты", нужно им создать все условия для отдыха, — справедливо замечает Николай. — Я считаю, что в дендропарке нужно создать зону для детей и несколько точек быстрого питания. И конечно, туалеты».

 

— Территория дендрологического парка является особо охраняемой зоной, там запрещено строительство и использование её для других целей, которые предусмотрены четвёртым, пятым и шестым вариантами развития парка, — говорит начальник управления использования лесов министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области Эдуард Федорович. — Варианты рассмотрит общественность, даст оценку, на втором этапе будет выбран один вариант. Я надеюсь, что не победит наиболее экстремальный.

Добрые соседи: «скандинавы» и велосипедисты.

 

По оценке специалистов дендропарк находится в запущенном состоянии. К коллекции уникальных растений не пройти из-за бурелома.

 

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА



back
up