03.08.17

Особенный взгляд

В Новосибирске сразу на трёх площадках представлены работы лучших российских фотографов — всего восемнадцать выставок.

Первый фестиваль современной фотографии «Вместе», открывшийся в Художественном музее, и выставка «Собственный взгляд» в Арт-центре «Красный» — события по-настоящему масштабные и достойные самого широкого внимания. Эти фотографии в самом высоком смысле слова — искусство, каждая из выставок — самостоятельное высказывание художника, его взгляд на мир и происходящее в нём, свой угол зрения и ракурс. К примеру, в Арт-центре «Красный» можно увидеть выставку Валерия Нистратова с серией работ экологической направленности «Документ природы» и «Тунгуска», а также его знаменитую серию «Лесостепь», опубликованную отдельной книгой и вошедшую в сотню лучших изданий мира в области фотографии. «Лесостепь» — итог путешествий фотографа по России с середины 1990-х по конец 2000-х, а по форме — фотоэссе, или «попытка свободного, неформального поиска ответа на вопрос, в чём истинная природа российского человека». Сам автор так определяет своё отношение к тому, что им снято в серии «Документ природы»: «В русском языке нет точного слова, определяющего понятия landscape, landschaft, paysage. К этим понятиям ближе слово “местность”, местность в поэтическом, философском и культурном значениях этого слова. Разглядывая современный русский пейзаж, я размышляю о человеке, изменённом этим пейзажем, о трансформации и постепенном превращении земли в абсурд потребительского бума».


Вторая выставка, размещённая в Арт-центре, — работы Андрея Чежина, одного из самых известных российских фотографов, на счету которого более 200 персональных выставок в разных уголках мира. Его работы хранятся в Государственном Эрмитаже, Русском музее, Московском музее современного искусства и других музеях. Серии «Пространство Эшера» дают возможность увидеть геометрию города и хрупкость окружающего пространства. А в «Городе на ощупь» автор выступает в образе «мифологического градостроителя»: его руки держат шпиль Петропавловской крепости, расстилают тропинки Марсового поля, повторяют формы мостов, служат основанием Казанского собора…


Заметим, стоимость билета на выставки в Арт-центр «Красный» всего 100 рублей, для детей до 16 лет вход бесплатный, как и по понедельникам — для всех. «В Арт-центре работают с детьми, есть кружки. Организаторы выставки очень внимательно отнеслись к нам, интересовались, как преподносить философию фотографии детям», — рассказывает Василий Василец, автор проекта, координатор выставки, новосибирский фотограф. До увлечения фотографией он занимался антикризисным управлением, созданием предприятий, а сейчас «отошёл от бизнеса» — член Союза фотохудожников России. Его выставка «Пересечение миров», представленная в рамках фестиваля в Художественном музее (снятые в инфракрасном излучении фотографии, когда зелёные деревья становятся белыми), открывает параллельный мир, невидимую глазу реальность.


Фотография была открыта почти 180 лет назад, в России долгие годы она использовалась как важнейший социальный инструмент, но оставалась недооцененной в художественном смысле. С 1990-х годов этот вид искусства постепенно становится востребованным и любимым публикой в столичных российских музеях, в регионах же чаще всего выставляются местные авторы. Фестиваль современной российской фотографии призван устранить этот разрыв.


— Я задался вопросом, как сделать большое количество выставок, — так родилась идея договориться с крупнейшими фотографами России: нам удалось подключить в качестве куратора специалиста мирового уровня — Ирину Чмырёву, автора «Очерков по истории российской фотографии». Права на фотографии остаются у фотографов.

Объединяясь, мы получаем хороший выставочный фонд, который может затем путешествовать по городам России, — говорит Василий Василец.

— Это уникальный проект, такого никто не делал в России. Мы объединились не для зарабатывания денег, музеи получают выставки бесплатно. По сути это миссионерский социальный образовательный проект, задуманный для развития фотографии. В дальнейшем фонд будет пополняться, выставочная деятельность расширяться, планируется организация лекций и издание книг. Многие выдающиеся фотографы ушли в мир иной, не оставив оформленные фонды. Так, на открытии посетителей познакомили с посмертной серией работ Андрея Баскакова, который ушёл из жизни полтора года назад. Он возглавлял Союз фотохудожников России.


Среди представленных в Новосибирском художественном музее — портреты «Девочки окраин» Олега Виденина (Брянск), «Парадигмы» Михаила Бурлацкого — изображения на стёклах по технологии XIX века, «Память» Светланы Пожарской — фоторассказ об истории семьи, прошедшей репрессии, передающий ощущение жизни с её взлётами и падениями.


За время фестиваля экспозиции в стенах музея будут меняться: одни авторы сменят других. Предстоят фотовыставки Георгия Колосова (Москва), Владимира Вяткина (Москва), Игоря Гаврилова (Москва), Александра Петросяна (Санкт-Петербург). В августе в Краеведческом музее откроется выставка Андрея Гордасевича по реконструкциям Бородинского сражения, а в сентябре в НГУАДИ с участием посла Швейцарии Пьера Хельга будет представлена другая его выставка — «Быстрое золото»: в объектив фотографа попали эпизоды из жизни старателей, занимающихся золотодобычей в джунглях Перу, в провинции Маре-де-Диос. Наконец, в ноябре фотографическое движение «Вместе» в рамках Первого фестиваля современной фотографии в Городском центре изобразительных искусств представит выставку Максима Мармура «Люди угля», большая часть фотографий которой снята в угольных разрезах Кузбасса.

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Андрея БАУЛИНА

back
up