02.11.17

Ночной дозор

В ночь с 31 октября на 1 ноября – в Хэллоуин – «Ведомости» побывали в метро и посмотрели, что там происходит, когда метро покидает последний пассажир.

Ближе к полуночи пассажиры подземки «растворяются».

Если на ваших часах 00:45, знайте: в глубине новосибирского метрополитена только что сняли напряжение с контактного рельса (825 Вт!), и теперь по пустынным тоннелям-лабиринтам курсируют юркие хозпоезда, которые ночные люди называют дрезинами. На службу выходит «ночной дозор», который драит мраморные полы станций, чинит то, что было сломано днём, и проверяет исправность всех сложных сочленений железнодорожного полотна, отмеряя уверенными шагами дистанции пути.

 

Станция «Площадь Карла Маркса». 23:45. На платформе всё меньше «гражданских» и всё больше людей в оранжевых жилетах. К ночной смене готовятся путейцы-обходчики, тоннельные рабочие, монтёры и специалисты по уборке производственных помещений.

 

— Пассажир нынче стал дисциплинированный, — рассказывает начальник станции Елена Ерёменко. — В 00:04 у нас отбывает на правый берег последний поезд, мы объявляем об этом по громкой связи, и опоздавших практически нет. Ну, может быть, раз в год такое случается.

 

В новосибирском метрополитене у каждой станции своя особенность: к примеру, «Красный проспект» — это транспортная развязка, там по ночам движение, как днём, а «Площадь Карла Маркса» — тупик, здесь ночью относительно спокойно. Зато в дневное время — людской муравейник, потому что эта станция самая поточная из всех своих подземных «сестёр», пропускающая через себя в рабочую смену до 53 тысяч пассажиров.

 

— Мы пересадочный узел левобережья, — вводит в курс дела Елена Ерёменко. — Поэтому и такая нагрузка. Кроме того, мы самая большая станция — у нас здесь настоящий город-лабиринт, девять выходов на поверхность!

Аппаратная — техническое сердце станции.

00:45. Аппаратная — сердце станции. Дежурная по станции Марина Никишова «дирижирует» процессами — контролирует явку всех служб «ночного дозора», держит связь, принимает приказы. Сейчас участвует в перекличке всех станций: напряжение с контактного рельса снято, и все подземные «города» рапортуют о своей готовности к ночным работам.

 

— Сходите в «логово» к нашим мужикам! — смеются Марина Никишова и её напарница Полина Сигниенкова. — Они у нас тут самые главные, от их работы зависит безопасность перевозок.

 

Мужики в оранжевых жилетах — народ неразговорчивый. Это о них как-то с гордостью сказал руководитель службы пути и тоннельных сооружений Виталий Аткин: «Мои кержаки». Люди, которые не спят ночью. По пятнадцать, по двадцать лет. Совсем.

Путеец Сергей не спит по ночам уже 16 лет.

 

— А что тут особенного-то? — недоумевает путеец Сергей. — Трудно первые два года, а потом привыкаешь. Да и днём-то мы не всё время спим, просыпаемся, делами домашними занимаемся. Я шестнадцать лет на этом участке работаю, знаю его, как свои пять пальцев.

 

Именно от этого немногословного подземного народа зависит наша пассажирская безопасность: каждую ночь шагают «люди-совы» по дистанциям пути — от околотка к околотку. «Пальпируют» чуткими пальцами каждый узелок на железнодорожном пути, пробуют его на свой «профессиональный зуб». Надёжен ли? Крепок?

К разгрузке пропускных терминалов готовы!

Сергей рассказывает, что к ним, в службу пути, часто устраиваются новенькие, но уходят многие практически сразу. Трудно человеческому организму с непривычки жить «наоборот», да и не в каждой семье вторые половины соглашаются на такую жизнь.

 

На станцию приползает оранжевый «жук» — помывочно-поливальная дрезина, которая до 4 утра будет курсировать между «Студенческой» и «Карла Маркса», заливая водой пути. Кстати, эта дрезина — плод гениальной инженерной мысли местных кулибиных.

Дрезина отмоет все пути.

Нас, конечно, интересовали разные истории с мистическим оттенком: ну, там призрачные поезда, идущие раз в десять лет, огромные крысы, плутающие в темноте лабиринтов… «Да у нас тут стерильно, как в аптеке! — ответили нам. — У этих баек про крыс ноги из Московского метрополитена, видимо, растут. Нет тут у нас никого. Ну, разве иногда какая живность на мост заберётся, и то в основном это голуби, которые на станцию «Речной вокзал» залетают».

Перевод стрелки №1.

Кстати, на разгрузку пропускных терминалов (подсчёт жетонов!) нас не пустили. Процесс не для чужих глаз — в нём могут участвовать только контролёр, кассир и полицейский. А журналисты нет. И правильно, мы считаем.

Тупик: дальше метро нет.

…А контактный рельс, несмотря на свою обесточенность, всё равно «излучает» на психологическом уровне. «Не подходите к нему! — одёрнула нас Елена Ерёменко, когда мы спустились на пути, чтобы поучаствовать в процессе перевода стрелки. — Для нас он всегда включён».

Таких поездов днём в метро не увидишь.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
88

В Заксобрании


12.07.18
189

12 июля 60-летие отмечает опытный депутат, заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области, секретарь Новосибирского регионального отделения партии «Единая Россия», многолетний руководитель транспортного предприятия Валерий ИЛЬЕНКО.

05.07.18
287

Муниципальной власти добавили гарантий.

04.07.18
292

Депутаты новосибирского заксобрания попросили помощи у министра МВД в вопросе спасения региональных дорог.

Политика


12.07.18
164

Депутаты разных уровней обсудили вопросы, действительно волнующие сегодня большинство сельчан.

21.06.18
489

Различные коллизии в семейной жизни могут помешать депутатам исполнять антикоррупционное законодательство.

14.06.18
570

Центризбирком опубликовал финансовые отчёты 66 зарегистрированных в России партий за 2017 год.

Экономика


19.07.18
37

Нужен ли закон о страховании жилья, каким он должен быть и во что это обойдётся рядовому россиянину?

17.07.18
77

Представители заксобрания и правительства области обсуждали проблемы и искали решения для самой отдалённой территории региона — Кыштовского района.

12.07.18
141

В наш век недоверия всему, что производится и реализуется на рынке, это учреждение — самый настоящий оплот подтверждённого стандарта и качества.

Общество


19.07.18
180

России без авиации нельзя, иначе верх возьмут две известные беды — дураки и дороги.  

19.07.18
73

Летом в Новосибирске всегда остро встаёт вопрос: как нам не мешать друг другу отдыхать, как одним спокойно спать, а другим активничать?

18.07.18
95

«Мы ужесточим контроль за теми, кто приходит на сельскую территорию», — заявил председатель заксобрания Андрей Шимкив во время визита в Кочковский район.

Культура


19.07.18
85

Окунуться в Раннее и Среднее Средневековье, эпоху Ренессанса и период освоения Сибири можно было в минувшие выходные в Заельцовском парке Новосибирска. Фестивалем «Перекрёстки истории» новосибирцам презентовали новый проект.

19.07.18
31

Уникальной туристической точкой, изюминкой Новосибирской области может стать Историко-архитектурный музей под открытым небом Института археологии и этнографии СО РАН.

19.07.18
77

В память о знаменитом новосибирском сказочнике Юрии Магалифе устроили выставку и объявили благотворительный марафон.

Спорт


17.07.18
83

В Новосибирске впервые за долгие годы состоялись рейтинговые соревнования по стендовой стрельбе — открытый чемпионат Новосибирской области.

17.07.18
201

Екатерина Никонова и Даниил Марков — две главные надежды новосибирского плавания на ближайшие годы.

12.07.18
178

В Новосибирске стартовала настоящая подготовка к молодёжному чемпионату мира по хоккею 2023 года.

x

Сообщите вашу новость: