12.06.19

Ничего лишнего

Как должна облегчить жизнь бизнеса реформа контрольно-надзорной деятельности?

 

Наверное, никогда раньше пугающее слово «гильотина» не воспринималось в таком позитивном контексте, как сегодня, когда правительство России высказало намерение резко сократить число мешающих предпринимателям законов. Эта инициатива, получившая название «регуляторная гильотина», по мнению премьера Дмитрия Медведева, позволит стране осуществить заметный экономический рывок. Однако вопросы к новому начинанию остаются. Какие сферы бизнеса смогут вздохнуть с облегчением? Какие требования будут признаны чрезмерными? Кто будет решать, что необходимо, а что нет?

 

С предложением в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности пересмотреть систему предъявляемых к бизнесу обязательных требований в июле 2018 года выступил федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов. Начать предлагалось со сферы общепита, производства молочной продукции и вина.

 

Тогда же прозвучали часто цитируемые сегодня цифры: только к предприятиям общепита, которые контролируются четырьмя ведомствами, предъявляется в общей сложности 790 требований, в то время как в Казахстане их 38, в США — 78.

 

Борис Титов подчеркнул: сфера находится под избыточным давлением морально устаревших требований.

 

Продолжение тема получила в начале этого года. На заседании правительства страны Дмитрий Медведев заявил о необходимости масштабного анализа и пересмотра действующих нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу при проверках. Тогда же он привёл широко разошедшийся потом пример об обязательной нормативной высоте омлета. Идея была активно поддержана бизнес-сообществом, подготовкой дорожной карты занялся аппарат правительства.

 

В министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области отмечают важность признания факта завышения количества обязательных требований, предъявляемых к бизнесу, на федеральном уровне. Только установленных нормативных актов существует более 9 тысяч. Многие создавались в советские времена и устарели морально и технологически, а также часто противоречат друг другу. Смысл  «регуляторной гильотины» заключается в оценке действующих требований, предъявляемых к бизнесу на предмет их актуальности и эффективности преж­де всего с точки зрения обеспечения безопасности. Все ранее действующие положения актов, содержащие обязательные требования, которые не будут специальным образом одобрены или изменены, должны утратить силу. Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований, пояснили «Ведомостям» в областном минпромторге.

 

Предлагается ввести новый подход к классификации норм — сейчас они отталкиваются от требований ведомств, в обновлённой редакции должны классифицироваться по видам бизнеса. Таким образом, каждый предприниматель будет видеть все требования, предъявляемые именно к его сфере.

 

Предполагается, что в первую очередь «гильотина» затронет самые зарегулированные отрасли, включая транспорт, экологию, промышленную безопасность, ветеринарию, санитарно-эпидемиологический надзор.

 

В феврале 2019 года президент, обращаясь к Федеральному собранию, обозначил срок прекращения действия устаревших актов в сфере контроля и надзора — 1 января 2021 года.

Вариант текста законопроекта, уже получившего условное название «конт­рольно-надзорный кодекс», был опубликован в мае 2019 года. Вот несколько его основных положений:

 

  • запрет на контроль и надзор по официально не опубликованным требованиям, требованиям, установленным актами СССР и РСФСР, прочим требованиям, принятым до 1 января 2021 года и не актуализированным;
  • противоречия и неясности обязательных требований толкуются в пользу проверяемых;вводится кодекс этики для инспекторов, оценка качества их работы не будет связана с количеством проведённых проверок и суммой штрафов;

  • вводятся ключевые показатели эффективности контроля и надзора для выявления соотношения затрат на проведение проверок и степени рисков, которые проверяющие должны нейтрализовать;
  • объекты надзора делятся на шесть уровней риска, для каждого утверж­дается точная частота проверок.

 

Важно отметить, что реформа не распространится на взаимоотношения бизнеса с силовыми, налоговыми и финансовыми  структурами.

 

Новый механизм стал одной из тем, обсуждавшихся на недавнем Петербургском международном экономическом форуме. Члены правительства страны рассказали о том, как предполагается проводить реформу, — в частности, отмечена необходимость «разумности, оптимальности и соразмерности» контрольно-надзорной деятельности, устранения противоречивости требований и повышения их прозрачности. Прозвучало также предложение избавить предпринимателей от появления новых требований в порядке «сюрпризов», установив чёткие даты возможного их введения, — например 1 января и 1 июля.

 

По информации минпромторга Новосибирской области, внести необходимые для проведения реформы законопроекты в Госдуму планируется в сентябре-октябре 2019 года. В ближайшее время продолжится обсуждение инициативы с экспертами и бизнес-сообществом, сбор предложений, будет проводиться разработка ведомственных нормативных правовых актов и отмена принятых ранее. В соответствии с этим механизмом требования, предъявляемые к бизнесу, должны быть пересмотрены ко второму кварталу 2020 года — ожидается, что их количество будет сокращено вдвое, сообщили в министерстве.

 

При этом и премьер Дмитрий Медведев, и другие активные идеологи «гильотинирования» контроля и надзора уверены: интересы рядовых потребителей при этом не пострадают — требования, связанные непосредственно с безопасностью продукции и услуг, исключать никто не станет. Но вопрос, кто именно будет приводить пусковой механизм «гильотины» в действие, остаётся открытым. Возможная передача этих полномочий самим контрольно-надзорным органам уже вызвала немало критики со стороны предпринимателей, хотя глав этих ведомств и обещают стимулировать для внедрения новых положений.

 

По мнению депутата заксобрания Новосибирской области, предпринимателя Олега Кочерги, в целом идея сократить число требований к бизнесу неплоха, всё зависит от того, кто именно будет «отделять зёрна от плевел», решать, что можно отсекать, а что нет. Найти таких грамотных исполнителей будет довольно сложно, считает депутат. Хуже от этого бизнесу, закалённому суровой российской действительностью, в любом случае уже не будет, уверен он, хотя в целом в успехе реформы сомневается, вспоминая известную крылатую фразу Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

СПРАВКА

«РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИЛЬОТИНА» — термин, предложенный международной консалтинговой компанией Jacobs, Cordova&Associates, разработавшей её концепцию. Инструмент активно используется в разных странах — в частности, его применяли в Хорватии, Великобритании, Мексике, Вьетнаме и ряде других стран. Так, в Хорватии экономия бизнеса после введения этого механизма составила 0,13% ВВП за девять месяцев реализации проекта в 2006-2007 годах. Эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) предложили распространить подобный опыт и на Россию. Сфера общепита сегодня — одна из самых зарегулированных.

 

Сдержанно оценивает перспективы «гильотины» и заместитель председателя комитета заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Валентин Сичкарёв. Соглашаясь с тем, что время диктует свои требования и подходы, в том числе и с точки зрения регламентации экономического пространства, он сомневается, что замена одних норм на другие, пусть даже более эффективные, повлечёт за собой кардинальное изменение экономической ситуации в лучшую сторону. Да, если всё пройдёт, как задумано, это поможет сократить непроизводственную нагрузку на предпринимателей, соглашается депутат, но делает акцент на том, что экономика развивается под влиянием многих других факторов. «И потом, не нужно забывать, что реформы, проводимые у нас в стране, далеко не всегда достигают цели», — добавляет Валентин Сичкарёв.

 

Предстоящий ввод механизма «регуляторной гильотины» стал одним из ключевых направлений работы аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области. В мае предстоящая реформа обсуждалась на заседании Общественного совета при региональном бизнес-омбудсмене. Тогда заместитель Уполномоченного Ирина Каур привела ряд цифр, иллюстрирующих явную избыточность действующих в стране нормативных требований. Начальник управления минэкономразвития области Ольга Москвина высказала позицию министерства: если федеральные органы власти будут присылать в регионы информацию о законах, которые готовятся к принятию, не за несколько дней, как это часто бывает сейчас, а за месяц-полтора, то на местах будет время изучить их и обсудить с предпринимателями с точки зрения оценки регулирующего воздействия. При этом ни одно предложение бизнеса не может быть отклонено без убедительных аргументов, подчеркнула она.

 

На сайте новосибирского Уполномоченного по защите прав предпринимателей Николая Мамулата https://ombudsmanbiz.nso.ru уже идёт сбор предложений по устранению избыточных требований — каждый может оставить здесь свои предложения и пожелания по исключению лишних норм, которые мешают работать бизнесу. Свои предложения предприниматели также могут направлять на электронную почту Novosibirsk@ombudsmanbiz.ru.

 

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
343

Новости  [Архив новостей]


x

Сообщите вашу новость:


up