Наедине со всеми
Больше трёх не собираться: в феврале в Новосибирск съедутся лучшие камерные и моноспектакли России.
Спектакль «Как ты думаешь, Леонардо?» — театральный проект Аси Галимзяновой,
Санкт-Петербург.
Третий Всероссийский фестиваль камерных спектаклей и моноспектаклей «Один. Два. Три» откроется 11 февраля. В этом году организаторы фестиваля (а проводит его Новосибирский государственный театральный институт (НГТИ) при поддержке министерства культуры Новосибирской области) получили около 90 заявок из Хабаровска, Читы, Улан-Удэ, Красноярска, Екатеринбурга, Казани, Санкт-Петербурга, Москвы, Кемерово, Уфы и Барнаула и других городов. Это на треть больше, чем в прошлом году. Новосибирский фестиваль камерных театров набирает известность, интерес к нему растёт как со стороны театрального сообщества, так и со стороны прессы и зрителей. Напомним, Гран-при второго Всероссийского фестиваля получил спектакль Московского драматического театра «Человек» — «Или... Или...» режиссёра Фёдора Торстенсена.
Ирина Яськевич
Особенность нынешнего фестиваля в том, что большую часть программы составляют не новосибирские постановки (хотя их тоже немало: четыре в номинации "Профессиональные театры" и три — в номинации "Театральные учебные заведения"), а приезжие спектакли. При этом собственно театров не так много: как правило, камерные постановки — это самостоятельные проекты актёров и режиссёров.
— Из театров у нас представлены новосибирский «Первый театр», который покажет «Наташину мечту» по пьесе Ярославы Пулинович; томский Театр драмы со спектаклем «Господин Ибрагим и цветы Корана»; санкт-петербургский Малый театр кукол со спектаклем «Оркестр» по пьесе Жана Ануя; челябинский Театр современного танца с пластической постановкой «11:30» в стиле contemporary dance, — рассказывает Ирина Яськевич, кандидат искусствоведения, член экспертной комиссии фестиваля, доцент, музыкальный и театральный критик, проректор по научной и творческой работе НГТИ.
От одного только Санкт-Петербурга представлено пять спектаклей, а всего из культурной столицы России поступило почти 20 заявок. В числе отобранных — театральный проект Андрея Аршинникова «Старуха. Хармс. Спектакль» по повести Даниила Хармса; в 2017 году спектакль участвовал в фестивале моноспектаклей «Монокль» и был отмечен дипломом «За создание неординарной эстетической среды». Из московских в конкурсную программу вошёл только спектакль «Что случилось в зоопарке?» по пьесе Эдварда Олби Центрального Дома актёра, режиссёр Аркадий Кац. В спектакле занят когда-то известный в Новосибирске актёр, выпускник нашего театрального училища Валерий Шалавин. «Несмотря на то что это абсурдистская драматургия, спектакль достаточно традиционный на фоне тех же санкт-петербургских поисков», — поясняет Ирина Георгиевна.
Большая часть показов состоится на сцене Учебного театра НГТИ в ДК им. Октябрьской революции. Задействованы и другие сценические площадки: так, новосибирский театр La Pushkin Олега Жуковского покажет спектакль «Станиславский» — анекдотическую притчу, где два известных в русском театре персонажа «гребут по реке времени, никак не приставая к историческим берегам» — на сцене НГДТ под руководством Сергея Афанасьева.
Камерный театр со своей особой атмосферой даёт ощущение соучастия и эмоционального включения. У зрителей есть время внимательно изучить фестивальную афишу. Кроме того, что это лучшие современные постановки в жанре камерного и монотеатра, многие из них уже высоко оценены критиками и публикой.
Жюри в этом году возглавляет заслуженная артистка России, актриса театра «Красный факел» Елена Жданова, лауреат прошлого фестиваля. Кроме новосибирских критиков, в состав жюри приглашён известный театральный критик из Челябинска Владимир Спешков.
— Фестиваль развивается не только творчески, крепнет и его материальная база, — продолжает Ирина Яськевич. — Министерство культуры Новосибирской области профинансировало фестиваль почти на 100 процентов. Так что мы имеем возможность привезти людей и оплатить их проживание (частично или полностью, в зависимости от количества человек в группе) и арендовать дополнительные площадки. Ещё одна особенность нынешнего фестиваля — небольшая офф-программа. В прошлом году это получилось сделать только в виде кинопоказов в «Победе». На этот раз студенческий театр из Санкт-Петербурга, не вошедший в конкурсную программу, попросился выступить в офф-программе, они приедут за свой счёт. Кроме того, мы ждём артистов из Синегала и Непала, благодаря дружественным связям театра «На левом берегу».
Интересной обещает быть и программа в номинации «Театральные учебные заведения», в ней примут участие Театр-мастерская М. А. Тумашова из Барнаула, постановки студентов ярославского и екатеринбургского театральных вузов. От Новосибирска в номинации представлено три постановки. В НГТИ специально к фестивалю готовят спектакль «Я стою у ресторана: замуж — поздно, сдохнуть — рано» по пьесе Эдварда Радзинского, его со студентами разных курсов ставит доцент кафедры актёрского мастерства и режиссуры Александр Лебедев. Два других спектакля НГТИ (в том числе кукольная «Таджикская сказка» — дипломная работа группы ребят, приехавших учиться в Новосибирск из Душанбе) уже идут на сцене учебного театра.
Марина ШАБАНОВА