02.05.18

Музей для людей, а не для вещей

Прекрасный рассказчик, успешный менеджер, археолог и этнограф, — директор Новосибирского краеведческого музея Андрей ШАПОВАЛОВ об «Обратной перспективе», сибирских острогах, «доме Кирова» и идеальном посетителе.

Андрей Шаповалов родился в 1969 году, окончил Новосибирский государственный университет по специальности «история». В Новосибирском государственном краеведческом музее (НГКМ) работал хранителем археологической коллекции, затем руководителем отдела информатизации. Преподавал в НГПУ историю первобытного общества и этнологию, прикладную культурологию. Автор нескольких монографий и более 50 статей. С 2009 года — директор НГКМ. Кандидат исторических наук, член президиума Союза музеев России.

 

Башня пыльного стекла

— Андрей Валерьевич, музей запустил на YouTube сериал, в котором рассказывает о своих сотрудниках и посетителях. Вышла уже третья серия. На сколько вас хватит?

 

— В проекте «Обратная перспектива и другие фокусы» мы снимаем два микросериала: видеоролики «Идеальный посетитель» — съёмки продлятся год, потом будет финал, мы пригласим всех героев, устроим голосование и выберем самого идеального посетителя; вторая история — видеоролики «Museum guys» — это ответы на часто задаваемые вопросы. Каждую неделю мы выкладываем по ролику. Есть такое представление в обществе, что музей — башня из пыльного стекла или витрина. Мы хотим сломать это представление.

 

— Кстати, какой самый часто задаваемый вопрос в музее?

 

— «Где касса?» Серьёзно! Люди приходят, встают перед вывеской с большими буквами «КАССА» и, поворачиваясь к охраннику, спрашивают: «А где здесь касса?»… В этом же проекте мы задумали фотоистории: несколько хороших фотографов вели репортажную съёмку в музее — снимали посетителей, на этих кадрах видны эмоции — восторг, удивление, интерес. Почему мы назвали проект «Обратной перспективой»? Хотим увидеть обратный фокус, показать отношение людей к музею.

 

— Как посетитель не задумывалась над тем, что кто-то может наблюдать за тобой, когда ты разглядываешь музейную выставку. Теперь буду знать.

 

— Музей — особо охраняемое учреждение, понятно, что у нас везде стоят видеокамеры. Сотрудники безопасности наблюдают за посетителями. Но этим проектом мы хотим показать: мы вас различаем, вы ведёте себя по-разному — и это нормально. Зрители видят в основном смотрителей и экскурсовода, а мы хотим показать и других сотрудников — бухгалтера, электрика. Их не видно, о них не знают, но они делают очень важное для общества дело.

Когда предметы «говорят»

— Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа и президент Союза музеев России, говорит, что музеи в нашей стране по посещаемости обгоняют кинотеатры. А как у нас в Новосибирске?

 

— Сегодня Новосибирский краеведческий музей — самое посещаемое учреждение культуры. Посещаемость у нас выше, чем у любого кинотеатра в городе, мы давно перегнали филармонию и драмтеатры. Более того, к нам ходят больше людей, чем в оперный театр. Мы и структурно расширились — у нас появились новые филиалы. Стараемся быть открытыми, чуть ли не единственные в стране занимаемся гостеприимством как отраслью музейного дела.

 

— Как это можно увидеть? Кроме бесплатного входа на открытие выставок или Ночи музеев, какие ещё вы предлагаете «открытости»?

 

— Проводим внемузейные акции. Например, недавно молодые театральные драматурги и режиссёры ставили в стенах музея спектакль «Красная полынья». Он несколько сыроват, в нём довольно хорошая режиссёрская работа, но слабый драматургический материал. Это не значит, что мы не должны были поддержать этот проект. Изначально была задумка сделать спектакль в музейном пространстве, и мы сразу пошли навстречу. Мы готовы к сотрудничеству в разных жанрах и направлениях. Мне очень нравятся такие вещи, как, скажем, обращение к нам Генерального консульства ФРГ в Новосибирске с предложением отметить в музее день объединения Германии. А что касается гостеприимства, этой работы никто не видит — это тренинги с персоналом, специальные внутренние правила. В нашем музее посетитель главный. Мы музей для людей, а не для вещей. Это не значит, что мы плохо храним предметы, мы храним лучше многих, — но мы принципиально открыты людям.

 

— Есть музеи, которые грешат мифотворчеством, а есть музеи, которые существуют в рамках научных знаний и продолжают их развивать. Новосибирский краеведческий относится ко второй группе?

 

— Да. Когда мы говорим о музее как институте памяти, важно, чтобы мы говорили живым понятным языком, но на основе подлинных музейных предметов и правильных исторических фактов. Научная основа должна быть. Видите ли, где-то глубоко в душе я консерватор и считаю, что музей — это то, что находится в стенах и что связано с музейным предметом, поэтому не люблю уличные выставки, хотя сейчас это мировой тренд. Музей может выйти на улицу, но он не должен превращаться в уличный театр. Я был так воспитан: в музее посредством музейного предмета создаётся особая атмосфера, и ради этой особой атмосферы сюда должен прийти посетитель. Старую вещь сейчас можно увидеть где угодно — в ресторане, антикварном магазине, интернете. Но в музее мы должны заставить предметы говорить друг с другом и с посетителем.

Сердце в парме

— Вы сами когда эту особую музейную атмосферу впервые почувствовали? Как пришли в профессию?

 

— Мне повезло, я не поступил в университет в Ростове-на-Дону, вернулся домой и год до армии решил поработать. Хотелось быть ближе к истории, пришёл в Азовский краеведческий музей, попросился на работу, меня взяли. Это был прекрасный музей, где трудился хороший молодой коллектив, и это дало мне то самое особое ощущение — я полюбил музей… Не думал возвращаться, но так складывалось: каждый раз, когда я приходил работать в музей (а это уже третий в моей биографии), я приходил случайно.

 

— Видимо, не совсем случайно.

 

— Какая-то кармическая сила меня вела.

 

— Родом вы с Урала, начинали работать в Азове, а всю жизнь прожили в Сибири.

 

— Действительно, я родился на Урале, мне было семь лет, когда родители переехали в Азов, там я пошёл в школу, оттуда уходил в армию… Интересно вдруг обнаружить свои корни. Мои родители из ссыльных: дед — поволжский немец, бабушка — крымская швейцарка, из менонитов. В Крыму в своё время было несколько поселений менонитов, они при императоре служили в швейцарской гвардии. Я недавно был в этнографическом музее Симферополя, сам не очень знал эту историю — оказалось, у них есть целый раздел, посвящённый менонитам.

 

— На Урале живёт писатель Алексей Иванов, написавший роман «Тобол», где история становится основой для остросюжетного художественного действия…

 

— Первая книга, которую я прочитал у Алексея Иванова, была «Сердце пармы». События разворачиваются прямо по местам моего детства — Полюд-гора, которую видно из нашего дома. Это Северный Урал, я достаточно хорошо знал историю этих мест. А Иванову удалось связать их художественным сюжетом, он сделал историю, которую легко читать, сумел показать эпоху. И роман «Тобол» очень хорош, там, конечно, как историку, есть к чему придраться, но написано настолько хорошо и живо, что любой человек может представить историю.

 

— Почему у нас нет таких авторов? Или история не богатая?

 

— Почему нет, а Михаил Михайлович Щукин?

 

— Это скорее городская история.

 

— Тут ещё надо понимать, что у нас нет другой истории. Она очень локальна. Я об этом много лет думаю, и уже одного своего друга, который был когда-то довольно приличным журналистом, уговаривал написать роман про Сузун, про монетный двор, обещал помочь с фактурой. Он отказался, а я был прямо увлечён этой историей и, если бы меня оставили в покое месяцев на шесть, наверное, сам написал бы такой роман.

 

— Книгу о Сузунском медеплавильном заводе вы уже написали.

 

— Обычная историческая книга, а должен быть роман, а ещё лучше — детектив или настоящий сибирский нуар. К примеру, я много лет наблюдаю за Азовским музеем, сейчас это целый комплекс, один из крупнейших в России, так вот, писатель-азовчанин Григорий Мирошниченко написал две важные книги — «Азов» и «Осада Азова». Это художественные книги, очень живые: там есть и любовь, и война, и предательство —общеизвестная историческая канва. У нас, конечно, не такая богатая история. И всё-таки можно было написать про становление русской государственности в начале XVIII века здесь, на южной границе, и Колывано-Воскресенские заводы, как это всё было устроено. Есть известные персонажи, хорошая историческая фактура…

 

— Тем более что и этнический компонент — скажем, чатские татары у нас есть.

 

— Я как раз недавно познакомился с имамом, который в Юрт-Орах, недалеко от Колывани создаёт музейный комплекс чатских татар, ему всё село помогает. Дело в том, что чатские татары  наименее изученная татарская группа, их историю нужно ещё копать и изучать. Много лет этим занимается Сергей Владимирович Колонцов. Он настоящий краевед, а все краеведы — одержимые романтики. Им подчас не хватает научного хладнокровия. При всём своём уважении к краеведам — а они выполняют полезную роль в обществе — я как историк-профессионал отношусь к тому, что они говорят, с большим скептицизмом и недоверием, как к мечтателям.

 

Поддерживают успешных

— Думаю, и вы в некоторой степени мечтатель. Хотя бы в том, что сейчас в Чемальском районе по вашему проекту строится острог. Или он будет максимально приближен к историческому оборонительному строению?

 

— Это невозможно. Никто этих объектов не видел вживую. Есть графические реконструкции, сделанные по описаниям, в некоторых острогах проводили археологические работы, и есть планы — мы понимаем, как это выглядит на плоскости. Но когда ты начинаешь поднимать строение от фундамента, возникает немало вопросов. Для меня это очень хороший опыт, я в ходе этой реконструкции многое для себя выяснил как исследователь. Скажем, строим башни, а они все были казармами, то есть должны отапливаться — соответственно, они были низкими, чтобы беречь тепло, но и второй этаж не может быть высоким, потому что он связан с обламом… Не до фанатизма, конечно, но конструктивно всё должно быть убедительно. Мы ведь хотим создать музей, чтобы это был туристический объект, там частные инвестиции. Мне это прибыли не принесёт, я работаю за интерес.

 

— Это у вас третья стройка, если считать реконструкцию главного здания музея — бывшего Торгового корпуса постройки 1910 года, а ещё комплекс «Сузун-завод. Монетный двор»?

 

— Я проектировал и другие музеи, был автором экспозиции в Нижневартовском краеведческом, участвовал в создании Палеопарка на Алтае. Мне это интересно, не всё же унитазы закупать.

 

— И этим приходится заниматься, всё-таки семь филиалов! В чём плюсы и минусы такой централизации?

 

— Всего у нас на балансе десять зданий, в одном только Сузуне их четыре. Так сложилось исторически. В Сузуне, когда всё уже было построено, был вариант передачи муниципалитету. Но местные музеи живут несколько по иным законам, там нужно было прийти с другим опытом. Они же не могут привыкнуть к тому, что чиновники должны ходить в музей за деньги — как простые люди. Кроме того, должна быть программа, если мы строим музейно-туристический комплекс, то «туристический» здесь так же важно, как «музейный». Мы должны строить систему, работающую для туристов. Честно говоря, было просто жаль потраченных усилий. И когда администрация Сузунского района предложила, мы согласились. Кроме того, надо понимать, что возможности муниципального бюджета нельзя сравнивать с возможностями областного.

 

Музей спорта мы буквально спасали, там очень хорошая коллекция, мемориально-ценные качественные вещи. На моей памяти немало таких общественных музеев пропало. С музеем связи была та же история: «Ростелеком» предложил забрать, «иначе закроем и увезём на склад». Мы же могли взять коллекцию, положить в фонды и всё. Но нам выделили и помещение, и дополнительное финансирование. Это значит, что администрация области понимает наши нужды, ценит усилия, которые мы вкладываем в развитие музейного дела, и готова поддерживать нас дальше. На самом деле это правильно и известно из теории менеджмента: нужно поддерживать успешных. Если тебя поддерживают — значит, ты успешен.

 

— В историческом парке «Россия — Моя история» планировалось в своё время создать реставрационный цех.

 

— Не было такого. Там площадей мало даже для самого парка. Но вокруг него много зданий-памятников, и само это место перспективное с точки зрения развития города. Военные рано или поздно уйдут, памятники в таком состоянии, что ни один инвестор их не купит даже за дёшево, потому что расходы по содержанию и сохранению немалые. Поэтому рано или поздно министерство обороны передаст эти здания либо городу, либо области. Было бы неплохо создать там целый квартал рядом с Историческим парком. Уже поработала большая группа проектировщиков и разработчиков, есть концепция строительного освоения. Я больше всех говорил, наверное, потому, что у меня были очень конкретные предложения, есть предварительный проект, мы предлагаем в двух соседних зданиях сделать центр хранения и реставрации музейных коллекций. Он нам давно нужен, пять лет назад я первый раз написал концепцию этого здания, должно было начаться строительство, но грянул кризис. А что касается Исторического парка, он от нас со временем уйдёт в самостоятельное плавание. Сейчас с точки зрения государства это удобнее — филиалом быть дешевле: чтобы выполнить все государственные требования, нужно много персонала.

 

— Второй раз продляется бесплатное посещение в парке «Россия — Моя история». Будет ли третий?

 

— Когда стало известно, что заканчивается первый срок, сразу увеличилось количество посетителей. Это значит, что есть большая категория людей, которая за деньги не придёт. А поскольку всё-таки государство это финансирует, действует большая государственная программа, мы решили, что ещё на три месяца продлим такую возможность, — пусть все малоимущие, все, кто не хочет платить, придут, а потом мы уже будем работать с другими аудиториями.

Рыба в мутной воде

— Мы все постоянно чему-то учимся: как говорил Конфуций, каждый человек мне учитель. История с домом-усадьбой, бывшим музеем Кирова, вас чему научила?

 

— Когда-то давно был большой бизнес-проект, планировалось построить гостиницу на месте этого дома, я единственный сказал «нет», после чего мы разработали новую концепции музея дома-усадьбы. Если бы это было вчера, я бы сказал «да». Сегодня глупо держать музей, посвящённый человеку, который не имеет к городу никакого отношения, который, собственно, кроме своей смерти, ничем не интересен, ничего хорошего он не сделал, был обычным сталинским ставленником, автором закона «о трёх колосках» — по сути, палачом. Почему мы должны сохранять память об этом человеке? Мы вместо мёртворождённого дитя пытаемся сделать хорошую вещь, но тут начинается такое! Я давно работаю в этой области и понимаю, что бьют всегда тех, кто что-то делает. Если кто-то хочет, чтобы там был музей Кирова, — ради бога, пусть будет принято государственное решение, и мы с удовольствием передадим здание. Я совсем не держусь за это место, потому что оно натурально проклятое. С тех пор как я пришёл сюда работать, мы приводим его в божеский вид, ежегодно решаем проблемы. Там не было туалета, дом не подключён к воде. Почему молчали эти люди, когда рядом был бордель и чуть ли не в парке у дома работал сутенёр. Просто мы попали в новый политический процесс: люди пытаются ловить рыбу в мутной воде, и бьются за какие-то свои интересы. Законы мы не нарушали — ни государственные, ни людские, ни божественные. Будет суд, значит, отвечу на суде.

 

— Чем будете удивлять в Ночь музеев в этом году?

 

— В Музее природы сделаем необычную программу: она будет непубличной, закрытой, заранее откроем продажу билетов; те, кто их приобретёт, проведут ночь в музее, за закрытыми дверями, — среди скелетов, чучел, камней, приведений. Хотим провести такой эксперимент. В здании на Красном будет работать несколько выставок, в том числе фотовыставка Антона Веселова.

 

Ночь музеев была придумана для музеев, а в нашей стране, и особенно в нашем городе, она постепенно превращается просто в городской праздник. Это всё очень далеко от задач Музейной ночи. Её цель в том, чтобы новые аудитории открыли для себя музейные пространства.

 

— А какой ваш идеальный посетитель?

 

— Я ещё не выбирал, у нас ведь есть свой план по съёмкам. Для меня идеальный посетитель — человек интересующийся. В нашем музее есть уникальная услуга — экскурсия с директором. Про неё никто не знает. Но одна компания заказала: как положено, через кассу. И вот я веду экскурсию, парень лет тридцати бесконечно задаёт вопросы, он меня, конечно, немного достал, с исторической точки зрения необразованный, но очень любознательный: его интересовало всё, вплоть до деталей, — и в конце концов он меня просто покорил. Когда человеку интересно и ему всё хочется знать, с ним и работать приятно.

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
1451

В Заксобрании


15.10.18
29

Депутат заксобрания НСО Татьяна ЕСИПОВА об интеграции особенных детей в социум, необходимости появления в регионе перинатального центра и областной детской больницы и проблемах трудоустройства инвалидов

11.10.18
370

Первая в истории района Спартакиада пенсионеров прошла в Тогучине. В ней участвовали 10 команд

11.10.18
396

Первый вице-спикер заксобрания Андрей ПАНФЁРОВ о новом составе правительства области, строительстве дорог и привлечении инвестиций

Политика


05.10.18
957

6 октября исполняется ровно год с момента приезда в Новосибирск нынешнего губернатора Андрея ТРАВНИКОВА. Вспомним, каким он был, этот год

28.09.18
1406

Губернатор Андрей Травников утвердил состав Правительства НСО: у нас новый министр здравоохранения и сразу три министра остаются в «подвешенном состоянии» с приставкой «ио»

19.09.18
992

Публикуем полные данные о результатах досрочных выборов Губернатора Новосибирской области 9 сентября 2018 года с данными, содержащимися в протоколах ВСЕХ избирательных комиссий об итогах голосования

Экономика


12.10.18
440

Кто должен помогать обманутым дольщикам и можно ли избежать этой участи, даже если у тебя юридическое образование?

11.10.18
393

Возможно ли купить коттедж или квартиру в КП «Берёзки» с использованием ипотечных средств банка?

11.10.18
389

«Новосибирский квартал»: 10 лет на рынке строительства – только начало

Общество


11.10.18
425

Какие праздники отмечают русские, немцы, татары, узбеки, китайцы, цыгане и другие народы — из печати вышла вторая часть Этноконфессионального атласа Новосибирской области, к изданию готовится третья

11.10.18
449

Бесплатное цифровое эфирное телевидение уже сейчас доступно каждому. Проверьте, может ли ваш телевизор принимать цифровой сигнал

11.10.18
360

Как получить паспорт гражданина РФ впервые, если документ ранее в установленном порядке не выдавался?

Культура


15.10.18
29

Путешествие с Римским-Корсаковым, спектакль студии пластики «Глобуса» по поэме «Руслан и Людмила», выставка о Красном проспекте с точки зрения авангарда и другие события недели. Выбирайте культпоход с 18 по 25 октября

09.10.18
721

Музей Новосибирска приглашает новосибирцев на осенние пешие и выездные экскурсии. Изучайте афишу вместе с «Ведомостями»

08.10.18
549

«Пушкин-Гоголь, Чапаев-Будённый, цветы-коты» — фантастические картины Владимира Фатеева украсили Арт-центр «Красный»

Спорт


10.10.18
463

Новосибирские бойцы ММА провели первый крупный смотр сил после летнего перерыва

02.10.18
858

Рекордный по количеству участников турнир по карате прошёл в Новосибирске

11.09.18
1192

Какие крупные спортивные объекты строятся в Новосибирской области?

x

Сообщите вашу новость: