21.05.20

Лёгкость перевода

В маленьком селе, основанном двести лет назад, конструируют мотоблоки и переводят старые названия для словаря тюркской топонимики.

Мотоблоки в Нижней Баяновке совершенствуют постоянно.

Купить пушку

Нижняя Баяновка — маленькое казахское село, точнее, аул, в Карасукском районе Новосибирской области. Дети в местной школе получают одни пятёрки и четвёрки — во всяком случае, на уроках Беймбета Ашоковича Хаирова. В Нижнебаяновской основной общеобразовательной школе — 19 учеников, в классах по 2-3 человека, 11 педагогов, а спортивных и творческих достижений столько, что иной большой школе можно позавидовать. Школа для Нижней Баяновки — средоточие жизни, сердце села и центр мироздания. По переписи населения 2010 года, в ауле живут 165 человек; в 2002 году, для сравнения, было на 70 больше. Численность продолжает падать. Не будет школы — не будет и аула.

— Изначально я попытался увлечь детей поделками. Но интуитивно чувствовал: чем больше взрослых увлечётся каким-то делом, тем больше будет увлечённых детей, — вспоминает начало своей педагогической деятельности Беймбет Хаиров, учитель физической культуры и технологии. — В школу я пришёл учителем в 1992 году. Материала нет, не рыться же на свалке. Проще было достать мяч и увлечь футболом родителей, а позже и дети втянулись. И настал момент, когда родители приходили уже как зрители. Дальше мы вышли на соревнования, хотелось двигаться, не вариться в собственном соку, а вывозить детей. Наша главная проблема — малочисленность села: не хватало учеников одного года, а разновозрастные команды не допускали к соревнованиям. Я искал выход, и вот как-то, убираясь на складе, нашёл теннисный стол. Мы с детьми стали играть. 

Тренировать детей Беймбет Хаиров решил всерьёз, поэтому задумал купить специальную автоматическую пушку, стреляющую шариками для пинг-понга. Начал писать гранты, и не с первого, а с пятого раза всё-таки выиграл грант губернатора Новосибирской области. Приобрели робота-пушку и стали оттачивать мастерство. Результат не замедлил сказаться — три года подряд ребята из Нижней Баяновки выигрывали соревнования в Карасукском районе. Дальше — больше: поехали в соседние районы, выезжали на турниры в Новосибирск, Бердск и Искитим; в составе карасукской команды занимали первые места в области; участвовали во всероссийских соревнованиях. Пятеро ребят в разное время были удостоены стипендии главы района.

Беймбет Ашокович со своими учениками

На занятия в теннисный клуб дети бегут с удовольствием, а вечерами приходят отдохнуть с ракеткой и взрослые. Аул Нижнебаяновский по праву называют теннисным центром Карасукского района.

За последние пять лет четыре выпускника школы получили диплом учителя физической культуры. Нижнебаяновцы не прерывают связи со своим аулом, школой и родными учителями. Как-то в доме Хаировых в четыре утра раздался звонок — бывший выпускник звонил Беймбету Ашоковичу из Чечни после прыжка с парашютом и радостно кричал в трубку: «Я приземлился, я живой!». Среди многочисленных достижений Беймбета Хаирова — победа на Всероссийском смотре-конкурсе 2019 года в номинации «Спорт для всех» в категории «Лучший организатор физкультурно-спортивной работы в сельской местности». Сейчас Беймбет Ашокович участвует в конкурсе на лучшего педагога Новосибирской области, и у него есть все шансы победить. Хаировы — семья потомственных учителей. Его супруга Айтолкын Камариденовна Хаирова — директор Нижнебаяновской ООШ, ещё и депутат сельского совета, помогает решать проблемы больших и маленьких жителей аула. 

Казахи очень внимательны к сохранению традиций. Один из самых трогательных обрядов — разрезание пут при первых шагах ребёнка: смысл его заключается в том, чтобы поставить дитя на правильную дорогу. Когда ребёнок идёт в первый класс, ему делают подарки и говорят напутствия по случаю тилашар — праздника «начала речи». В несколько этапов проходят в казахских семьях свадьбы (той) с обязательным сватовством и ритуальными подарками; отдельно играют свадьбу в доме невесты, провожая её в «светлый путь», а затем — с ещё большим размахом — в доме жениха. Один из самых зрелищных обрядов — согым — заготовка мяса на зиму, который объединяет всё село. Казахи соблюдают основные законы ислама, будучи мусульманами-суннитами. 
...Оставаясь частью многонациональной России, казахи поддерживают связи с Республикой Казахстан, в рамках и межгосударственного сотрудничества, и межрегионального. В Новосибирской области действует несколько общественных организаций, объединяющих казахов. 

Подготовлено по материалам издания «Новосибирская область: этноконфессиональный атлас» (Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2017. – Ч. 2: Праздники и фестивали).

 

Я — казах, и этим горжусь

В 2011 году этнограф, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, профессор НГУ Ирина Октябрьская в проекте «Родинки на карте» писала: «Спортивный зал, теннисный клуб, компьютерный класс, музей и фольклорный кружок формируют пространство жизни маленького сообщества. Учителя школы, много и азартно работая, задают ритм и ориентиры существования. В Нижнебаяновке дорожат своей школой, теми, кто учит и учится». Тогда же Ирина Вячеславовна сделала свой первый фильм — «Мен казах» («Я казах») — из серии о людях разных национальностей Новосибирской области, используя удивительные фотографии Валерия Кламма. Главным героем-собеседником стал подросток Ришат Хаиров, сын учителя и директора школы. «Я считаю себя казахом и горжусь этим, — рассказывал этнографу 15-летний Ришат. — У казахов есть такое выражение “знать свою родословную по седьмое колено”… Моя сестра её составила почти до самых корней, но всё, конечно, не выучишь. Каждый казах любит своих предков, чтит их традиции...» Ришат тогда признался, что хотел бы остаться в селе, если найдётся престижная работа. С тех пор прошло много лет, Ришат окончил славгородский техникум по специальности «программист», отслужил в армии — моряком на военном корабле в Балтийске, и форма ему очень шла. Сейчас учится в НГТУ на приборостроении, преподаёт школьникам робототехнику в Лиге роботов. Вернуться в аул, как мечтал, вряд ли получится, работать программисту там негде. Да и вырос Ришат — сообразительному способному парню из пограничного села Новосибирской области многие дороги открыты.

Посадка картошки.

Сестра Ришата, дочь Хаировых Аида тоже сейчас в Новосибирске, работает, в конце июня семья на короткое время воссоединится, дети приедут домой. По этому случаю в родном доме обязательно накроют большой дастархан и позовут в гости родных, друзей, соседей…

Сегодня казахи в Новосибирской области — пятый по численности народ, около 11 тысяч человек, из них сельских жителей — 55,7%. Места компактного проживания казахов — сельские поселения Новосибирского, Краснозёрского, Чановского, Баганского и Карасукского районов, сообщает Этноконфессиональный атлас «Новосибирская область: Народы, культуры, религии», подготовленный ИАиЭ СО РАН под редакцией доктора ист. наук Ирины Октябрьской по заказу и при содействии министерства региональной политики НСО.

 

Глубока река

Занятия настольным теннисом — не единственное увлечение нижнебаяновцев. В 2016 году на средства гранта губернатора здесь издали книгу «Милый, родной сердцу аул — Нижнебаяновский». О каждом человеке есть что сказать, считают здесь, и советуют жителям сёл писать свои книги. Кроме того, Беймбет Ашокович со своими учениками много лет собирает материал по топонимике, выступал на конференции в райцентре, подготовил к публикации большую статью.

— В 2003 году мы ездили в качестве представителей казахской культуры Новосибирской области в город Уральск, это был Год культуры Казахстана в России. Насмотрелись там и стали больше заниматься культурным направлением, книгу писать, — делился опытом на семинаре в новосибирском Доме национальных культур имени Г. Заволокина в декабре 2019 года Беймбит Хаиров. — Я считаю важным воспитывать детей через народную культуру. Сам я охотник. И вот если послушать разговор двух охотников, можно узнать разные названия, но они иногда отличаются. Чтобы разобраться в этом вопросе, я взял у агронома карту наших полей и лесов, нарисовал на крупных форматах, пригласил наших старожилов и стал их расспрашивать, откуда какое название пошло и почему. Мы говорили, обсуждали, вносили изменения на карту. Есть, к примеру, местечки Красная Сибирь и Красный партизан, там после Революции создавались ТОЗы — товарищества по обработке земли, были коммуны. Или, скажем, Карасук часто дословно переводят как «чёрная вода», но не всё так буквально: речка узенькая, до того берега можно дотянуться рукой, но местами она очень глубокая, эта вода полна неожиданностей — вот смысл перевода. Так постепенно все втянулись в изучение топонимики. 

И это ещё не все новшества, внедрением которых маленький аул может поделиться. На премию министерства культуры Новосибирской области за участие в проекте по художественно-эстетическому и нравственному воспитанию молодёжи здесь приобрели мотоблок с прицепом. Второй мотоблок купили на грант губернатора.

Были когда-то в школах уроки машиноведения, когда ученики получали права на вождение трактора, у Беймбита Ашоковича разработана своя программа — «Мотоблоковедение», где есть и моделирование, и конструирование. Мотоблок можно моделировать без конца, придумывать что-то своё, утверждает учитель. Он так заинтересовал своих учеников, что теперь тяжёлый сельский труд мальчишкам в радость, они с удовольствием помогают старшим жителям аула обрабатывать землю, сажать картошку, вывозить мусор, откидывать снег, скашивать бурьян.

Крохотное, затерянное в степи село, маленькая школа — все живут как одна большая семья. Благодаря школе, Нижняя Баяновка сохраняет надежду на будущее. И пусть аул не постигнет участь окрестных деревень, которые исчезли после того, как были закрыты школы. Если вы спросите, как переводится сама Нижняя Баяновка, не углубляясь в тонкости перевода, а руководствуясь вышесказанным, заметим: «жизнь есть учёба, развитие и познание».

Марина ШАБАНОВА | Фото предоставлено Нижнебаяновской ООШ

back

Материалы по теме:

09.01.23 Кто я и откуда?

Новосибирцы всё больше интересуются историей своей семьи и места, в котором они живут, — куда обращаться и какие ресурсы использовать?

14.04.21 Что бы это значило?

Курья, Баган, Чаны, Сокур, Искитим… Краеведы из аула Нижнебаяновский Карасукского района составили словарь тюркской топонимики Новосибирской области и Алтая

15.07.20 Сибирь расписная

Жительница Ордынки создала и запатентовала новый вид росписи — о нём теперь знают не только в России

30.06.20 С чего начинается Мыс?

В селе Казачий Мыс ищут свои корни, не верят легендам и хранят кости мамонтов

15.01.20 Удачи Неудачина

Пять лет существует в Неудачино дом-музей Абрама Яковлевича Штеффена, единственный в своём роде за Уралом

11.11.19 Басенки-куралесинки из Чирухи

В деревне Поротниково в рекруты «провожают», страшилки рассказывают и устраивают представления с погружением в быт русских старожилов Сибири

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика