21.05.20

Лёгкость перевода

В маленьком селе, основанном двести лет назад, конструируют мотоблоки и переводят старые названия для словаря тюркской топонимики.

Мотоблоки в Нижней Баяновке совершенствуют постоянно.

Купить пушку

Нижняя Баяновка — маленькое казахское село, точнее, аул, в Карасукском районе Новосибирской области. Дети в местной школе получают одни пятёрки и четвёрки — во всяком случае, на уроках Беймбета Ашоковича Хаирова. В Нижнебаяновской ООШ — 19 учеников, в классах по 2-3 человека, 11 педагогов, спортивных и творческих достижений столько, что иной большой школе можно позавидовать. Школа для Нижней Баяновки — средоточие жизни, сердце села и центр мироздания. По переписи населения 2010 года, в ауле живут 165 человек; в 2002 году, для сравнения, было на 70 больше. Численность продолжает падать. Не будет школы — не будет и аула.

— Изначально я попытался увлечь детей поделками. Но интуитивно чувствовал: чем больше взрослых увлечётся каким-то делом, тем больше будет увлечённых детей, — вспоминает начало своей педагогической деятельности Беймбет Хаиров, учитель физической культуры и технологии. — В школу я пришёл учителем в 1992 году. Материала нет, не рыться же на свалке. Проще было достать мяч и увлечь футболом родителей, а позже и дети втянулись. И настал момент, когда родители приходили уже как зрители. Дальше мы вышли на соревнования, хотелось двигаться, не вариться в собственном соку, а вывозить детей. Наша главная проблема — малочисленность села: не хватало учеников одного года, а разновозрастные команды не допускали к соревнованиям. Я искал выход, и вот как-то, убираясь на складе, нашёл теннисный стол. Мы с детьми стали играть. Этот вид спорта менее травматичен, и команда может состоять из трёх человек.

Тренировать детей Беймбет Хаиров решил всерьёз, поэтому задумал купить специальную автоматическую пушку, стреляющую шариками для пинг-понга. Начал писать гранты, и не с первого, а с пятого раза всё-таки выиграл грант губернатора. Приобрели робота-пушку и стали оттачивать мастерство. Результат не замедлил сказаться — три года подряд ребята из Нижней Баяновки выигрывали соревнования в Карасукском районе. Дальше — больше: поехали в соседние районы, выезжали на турниры в Новосибирск, Бердск и Искитим; в составе карасукской команды занимали первые места в области; участвовали во всероссийских соревнованиях.

Беймбет Ашокович со своими учениками

На занятия в теннисный клуб дети бегут с удовольствием, а вечерами приходят отдохнуть с ракеткой и взрослые. Аул Нижнебаяновский по праву называют теннисным центром Карасукского района.

Пятеро ребят в разное время были удостоены стипендии главы района. Высокие спортивные достижения показывали и после школы, учась в других образовательных учреждениях, Рауза Тунгушева, Аян и Айгерим Нуржановы, Данияр Уткельбаев, Кайыржан Дощанов, Мурат Ильяшев, Санат Адильбаев, Лерик и Азиза Альбековы, Канат Тулегенов. За последние пять лет четыре выпускника получили диплом учителя физической культуры. Нижнебаяновцы не прерывают связи со своим аулом, школой и родными учителями. Как-то в доме Хаировых в четыре утра раздался звонок — бывший выпускник звонил Беймбету Ашоковичу из Чечни и радостно кричал: «Я приземлился, я живой!».

Среди многочисленных достижений Беймбета Хаирова — победа на Всероссийском смотре-конкурсе 2019 года в номинации «Спорт для всех» в категории «Лучший организатор физкультурно-спортивной работы в сельской местности». Сейчас Беймбет Ашокович участвует в конкурсе на лучшего педагога Новосибирской области, и у него есть все шансы победить. Хаировы — семья потомственных учителей. Его супруга Айтолкын Камариденовна Хаирова — директор Нижнебаяновской ООШ.

Издавна эти земли были частью Великой степи, которую осваивали кочевники и земледельцы. Территория входила в зону кочевий Среднего жуза ещё с начала XVI века, когда образовалось Казахское ханство. Постепенно казахи расселились в степных районах региона. После Революции, в 1920-м, в составе РСФСР была создана Казахская АССР. Десять лет спустя, в период массового голода, когда коллективизация и перевод кочевников на оседлость привели к уменьшению поголовья скота, казахи, спасаясь от бед, уходили в сопредельные регионы, в том числе в Новосибирскую область. Тогда в Западной Сибири насчитывалось 50 тысяч казахов. В 1934-м часть вернулась на родину, но многие остались. Казахи очень внимательны к сохранению традиций. Один из самых трогательных обрядов — разрезание пут при первых шагах ребёнка: смысл его заключается в том, чтобы поставить дитя на правильную дорогу. Когда ребёнок идёт в первый класс, ему делают подарки и говорят напутствия по случаю тилашар — праздника «начала речи». В несколько этапов проходят в казахских семьях свадьбы (той) с обязательным сватовством и ритуальными подарками; отдельно играют свадьбу в доме невесты, провожая её в «светлый путь», а затем — с ещё большим размахом — в доме жениха. Один из самых зрелищных обрядов — согым — заготовка мяса на зиму, который объединяет всё село. Казахи соблюдают основные законы ислама, будучи мусульманами-суннитами. И если в сёлах нет мечетей, то интернет и телевидение позволяют смотреть трансляцию намаза перед совершением трапезы, традиционные совместные церемонии сопровождаются молитвами, а ритуалы похорон и поминок проходят согласно религиозным канонам.

Хоронят казахи на родовых семейных кладбищах. После поста Ураза устраивают праздник по случаю поминовения предков. А самым большим праздником казахов НСО является Курбан-айт — праздник жертвы, жертвенные дастарханы накрывают во многих домах. Жертва приносится ради живых и объединяет их ради жизни. Оставаясь частью многонациональной России, казахи поддерживают связи с Республикой Казахстан, в рамках и межгосударственного сотрудничества, и межрегионального. В Новосибирской области действует несколько общественных организаций, объединяющих казахов. Кстати, в 2014 году традиционное жилище казахов — юрта — вошла в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО и была признана символом традиционного гостеприимства, которое является характерной чертой казахского народа.

Подготовлено по материалам издания «Новосибирская область: этноконфессиональный атлас» (Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2017. – Ч. 2: Праздники и фестивали).

 

Я — казах, и этим горжусь

В 2011 году этнограф, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, профессор НГУ Ирина Октябрьская в проекте «Родинки на карте» писала: «Спортивный зал, теннисный клуб, компьютерный класс, музей и фольклорный кружок формируют пространство жизни маленького сообщества. Учителя школы, много и азартно работая, задают ритм и ориентиры существования. Директор школы Айтолкын Камариденовна Хаирова раз за разом избирается депутатом сельского совета, решая проблемы больших и маленьких жителей аула. В Нижнебаяновке дорожат своей школой, теми, кто учит и учится». Тогда же она сделала свой первый фильм — «Мен казах» («Я казах») — из серии о людях разных национальностей Новосибирской области, используя удивительные фотографии Валерия Кламма. (С тех пор об уникальном ауле было снято ещё четыре фильма). Главным героем-собеседником стал подросток Ришат Хаиров, сын учителя и директора школы. «Я считаю себя казахом и горжусь этим, — рассказывал этнографу 15-летний Ришат. — У казахов есть такое выражение “знать свою родословную по седьмое колено”… Моя сестра её составила почти до самых корней, но всё, конечно, не выучишь. Каждый казах любит своих предков, чтит их традиции...» Ришат тогда признался, что хотел бы остаться в селе, если найдётся престижная работа. С тех пор прошло много лет, Ришат окончил славгородский техникум по специальности «программист», отслужил в армии — моряком на военном корабле в Балтийске, и форма ему очень шла. Сейчас учится в НГТУ на приборостроении, преподаёт школьникам робототехнику в Лиге роботов. Вернуться в аул, как мечтал, вряд ли получится, работать программисту там негде. Да и вырос Ришат — сообразительному способному парню из пограничного села Новосибирской области многие дороги открыты.

Посадка картошки.

Сестра Ришата, дочь Хаировых Аида тоже сейчас в Новосибирске, работает, в конце июня семья на короткое время воссоединится, дети приедут домой. По этому случаю в родном доме обязательно накроют большой дастархан и позовут в гости родных, друзей, соседей…

Сегодня казахи в Новосибирской области — пятый по численности народ, около 11 тысяч человек, из них сельских жителей — 55,7%. Места компактного проживания казахов — сельские поселения Новосибирского, Краснозёрского, Чановского, Баганского и Карасукского районов, сообщает Этноконфессиональный атлас «Новосибирская область: Народы, культуры, религии», подготовленный Институтом археологии и этнографии СО РАН под редакцией доктора исторических наук Ирины Октябрьской по заказу и при активном содействии министерства региональной политики Новосибирской области.

 

Глубока река

Занятия настольным теннисом — не единственное увлечение нижнебаяновцев. В 2016 году на средства гранта губернатора здесь издали книгу «Милый, родной сердцу аул — Нижнебаяновский». О каждом человеке есть что сказать, считают здесь, и советуют жителям сёл писать свои книги. Кроме того, Беймбет Ашокович со своими учениками много лет собирает материал по топонимике, выступал на конференции в райцентре, готова к публикации большая статья.

— В 2003 году мы ездили представителями казахской культуры Новосибирской области в город Уральск, это был Год культуры Казахстана в России. Насмотрелись там и стали больше заниматься культурным направлением, книгу писать, — делился опытом на семинаре в новосибирском Доме национальных культур имени Г. Заволокина в декабре 2019 года Беймбит Хаиров. — Я считаю важным воспитывать детей через народную культуру. Сам я охотник. И вот если послушать разговор двух охотников, можно узнать разные названия, но они отличаются. Взял я у агронома карту наших полей и лесов, нарисовал на крупных форматах, пригласил вдов и стариков, стал их расспрашивать, откуда какое название пошло и почему. Мы говорили, обсуждали, вносили изменения на карту. Есть, к примеру, местечки Красная Сибирь и Красный партизан, там после Революции создавались ТОЗы — товарищества по обработке земли, были коммуны. Или взять Карасук — часто дословно переводят как «чёрная вода», но не всё так буквально: речка узенькая, до того берега можно дотянуться рукой, но местами она очень глубокая, эта вода полна неожиданностей — вот смысл перевода. Так постепенно все втянулись в изучение топонимики, ребята даже из поездок привозят новые тюркские названия и их значения. Река Катунь, к примеру, дословно «принцесса», и действительно река капризная, как царственная особа…

И это ещё не все новшества, внедрением которых маленький аул может поделиться. На премию министерства культуры Новосибирской области за участие в проекте по художественно-эстетическому и нравственному воспитанию и просвещению детей и молодёжи здесь приобрели мотоблок с прицепом. Второй мотоблок купили на грант губернатора.

И теперь дети с удовольствием помогают ветеранам, труженикам тыла, нетрудоспособным жителям аула обрабатывать землю, сажать и копать картошку, вывозить мусор, откидывать снег, скашивать бурьян и проводить другие работы. Беймбит Ашокович так модернизировал мотоблоки, что они здесь умеют всё. Были когда-то в школах уроки машиноведения, когда ученики получали права на вождение трактора, у Хаирова же разработана своя программа — «Мотоблоковедение», где есть и моделирование, и конструирование. Мотоблок можно моделировать без конца, придумывать что-то своё, утверждает учитель из Нижней Баяновки. Он так заинтересовал своих учеников, что теперь тяжёлый сельский труд мальчишкам в радость.

Крохотное, затерянное в степи село, маленькая школа — все живут как одна большая семья. Благодаря школе, Нижняя Баяновка сохраняет надежду на будущее. И пусть аул не постигнет участь окрестных деревень, которые исчезли после того, как были закрыты школы. Если вы спросите, как переводится сама Нижняя Баяновка, не углубляясь в тонкости перевода, а руководствуясь вышесказанным, заметим: «жизнь есть учёба, развитие и познание».

Марина ШАБАНОВА | Фото предоставлено Нижнебаяновской ООШ

back
539

Новости  [Архив новостей]


x

Сообщите вашу новость:


up