01.09.20

Люди на колёсах

Имеют ли право электросамокаты на жизнь в большом городе, почему их боятся пешеходы и как СИМы становятся транспортом будущего.

Новосибирск «захватили» люди на быстрых колёсах, несущиеся по пешеходным дорожкам, как Фрези Грант по волнам — бесшумно, неожиданно, но красиво. За последний год в России на 730% выросли продажи электросамокатов, и тотальная мода на индивидуальные перемещения в пространстве доехала и до нас. Адепты называют электросамокаты экологичным транспортом будущего, а вот пешеходы считают его «убийственным» и не хотят делить свои тротуары с людьми на колёсах.

Суровые сибирские самокатчики
Маша Иванова, жительница Академгородка, социальная сеть «Фейсбук»: «Я против электросамокатов! На тротуарах, без навыков вождения, часто в руках (в ногах) несовершеннолетних детей. Вчера оставила посторожить маме спящего ребёнка в коляске, ушла в Торговый на 10 минут. Выхожу — мама перепугана, с локтя стекает кровь, поясница болит. За эти 10 минут в неё на тротуаре врезалась девица на прокатном самокате — в спину!!! Идущему медленно по тротуару с коляской человеку в возрасте в спину! К слову, мама — инвалид с пластиной в голове, если бы она упала и ударилась, последствия были бы очень плачевные. Спасло её только то, что она за коляску держалась. Чудом не въехали в ребёнка. А теперь продолжение — нахожу номер прокатной компании, в ответ слышу: «А это не наши проблемы. У нас договор (ха-ха), нас волнует, чтобы нам самокат целым вернули (ха-ха). Остальное вообще не наша ответственность». Знаю, что езда на таком агрегате по тротуарам незаконна (об этом и сами прокатчики говорят), где полиция тогда? Кого-то штрафуют за это? Если инфраструктуры в районе нет для такого транспорта, почему им дают разрешение? Администрация дала? Недавно в разговоре услышала: «О, Академ! У вас классно, мы к вам ездим на самокатах кататься!» Из города. Нам своих мало? Это же убийцы потенциальные».

До Сибири все тренды доходят с опозданием на несколько лет — в 2018 году во Франции и Германии самокатчики и их собратья по классу «личных моторизированных средств передвижения» стали настоящим кошмаром для пешеходов и автомобилистов. На тротуарах они сбивали-пугали почтенных пешеходов, на проезжей части из-за своей «наглой маневренности» попадали под колёса. Европейские «гаишники» не выдержали и обратились к властям: дайте регламент для всей этой братии! Власти ввели понятие «транспортного средства без сиденья, оснащённое нетепловым двигателем и предназначенное для передвижения одного человека». Запретили ездить по пешеходным тротуарам, установили лимит скорости в 20 км/ч и обязали транспорт будущего передвигаться только по велодорожкам или автомобильным дорогам, где максимальная разрешённая скорость не превышает 50 км/ч. Если самокатчик выезжает на пешеходную зону — штраф в размере 135 евро. Превысил скорость? Отдай 1 500 евро!

Но здесь, как говорится, вам не тут. Наши сибирские самокатчики настолько суровы, что гоняют с большой скоростью по тротуарам, «вгрызаются» в плотный пешеходный поток и надменно не обращают внимания на разбегающихся из-под колёс граждан. Особенно эпично это смотрится на улице Ленина в пятничный вечер, когда граждане и гости столицы выходят на променад и постоянно шарахаются от «ниндзя на колёсах». В зоне конфликта оказывается и велодорожка на набережной — велосипедисты сильно недовольны, что их ЗОЖу мешают скоростные самокаты.

Активной популяризации электросамокатов в Новосибирске способствуют пункты проката — в том же Академгородке их на каждом шагу по нескольку штук. «Получила инструктаж, прокатилась с инструктором, поехала сама, не справилась с управлением (только кажется, что им легко управлять), попала в травму с переломом рёбер, — пишет в «фейсбучной» группе «Академгородок» Елена Семёнова. — Не надо, чтобы ездили на пешеходных тротуарах и оживлённых местах. Это очень опасно. Нас в травматологии таких трое было».

Электросамокат считается экологичным видом транспорта: работает от зарядки, недорого стоит, ему не нужен бензин, он не застревает в пробках, с ним пускают в метро и в магазины, а его «бортовой компьютер» синхронизируются со смартфоном через Bluetooth.

Как считает президент РОО «Федерация экстремального спорта и молодёжных спортивных движений НСО» Роман Канаев, если самокатеров не регламентировать, то будет очень много ДТП с печальными исходами — иной самокат разгоняется до 100 км/ч. А если с такой скорости с него упасть, то есть вероятность летальных последствий. Велодорожек у нас нет, асфальты щербатые, а пользователи зачастую слишком юны и самонадеянны. И, как официально заявила новосибирская Госавтоинспецкция, «владельцы этих транспортных средств иногда доставляют дискомфорт не только пешеходам на тротуарах, но и опасны сами для себя».

Юлия БАКОВЕЦ, жительница Новосибирска: «Я в мае взяла в прокат электросамокат. Упала, разрыв связок колена, операция, сейчас конец августа, я на реабилитации, и непонятно, когда начну нормально ходить. Я за запрет прокатов электросамокатов».
Сам себе троллейбус

Настя Лагунова, социальная сеть «Фейсбук»: «Самокаты — это прототип личного транспорта будущего. Они электрические, не создают выхлопа, от них нет пробок, и, к примеру, тот же Академгородок — идеальное место их использования для коротких поездок вместо такси. Поэтому логичное решение — создать дорожки и следить за соблюдением правил, чем пытаться противостоять прогрессу. Это всем же в итоге на пользу будет!»

В нашем городе, к сожалению, нет инфраструктуры, где в своей тарелке чувствовали бы себя все, кто любит «экологичные колёса» — кроме разбитых велодорожек в Академгородке, 1 450 метров велотропинок в Заельцовском парке и статусной велотрассы на Михайловской набережной. Об этом каждый год со всех общественных трибун говорят велоактивисты и урбанисты, ратующие за формирование в Новосибирске комфортной городской среды: в современном мегаполисе должно хватать всем места — и пешеходам, и велосипедистам, и автомобилистам. А теперь ещё — самокатчикам.

Минтранс РФ разработал документ, где за электросамокатом закреплён новый термин — средство индивидуальной мобильности, или СИМ.

— В нашем городе довольно остро стоит проблема с велоинфраструктурой, — говорит велоактивист и основатель проката «Абсолют прокат» Андрей Левачёв. — И это, конечно, создаёт большие неудобства для пешеходов, которые вынуждены делить пространство с самокатерами. Да, это очень экологичный вид транспорта, и мне кажется, что скоро он выйдет на передовую линию — на самокате удобно перемещаться по городу, он держит заряд до 30 километров, его можно на зиму спрятать в кладовке и, самое главное, ему не нужен бензин. Думаю, что в будущем он обгонит велосипеды. В качестве городского мобильного средства перемещения самокат идеален. Но, разумеется, его нужно включать в развитие городской инфраструктуры, чтобы никто никому не мешал. А то получается, что, с одной стороны, самокатчиков «выживают» с полосы автомобилисты, а с другой — пешеходы. Зачем запрещать транспорт будущего и сопротивляться прогрессу, когда можно закрепить на законодательном уровне все права и обязанности?

Действительно, электросамокат выглядит настоящей альтернативной городскому транспорту, такой «сам себе троллейбус», способный, минуя все пробки, добраться из пункта А в пункт Б. Да и прогрессу нужно отдать должное, а не привычно ворчать: мол, распоясалась наша молодёжь. «Надо быть терпимее друг к другу и уважать друг друга на дороге», — говорит новосибирская Госавтоинспекция, и трудно с этим не согласиться. Но средний возраст самокатеров — это вчерашние подростки. А психологи считают, что от молодых людей в этом возрасте трудно требовать уважения к внешнему миру и соблюдения правил. Поэтому когда испуганная пожилая женщина кричит вслед самокатеру: «Как вам не стыдно!» — её в лучшем случае проигнорят.

Ты кто вообще?
Андрей Попов, житель Новосибирска: «Как активный пользователь самокатов, когда бываю в США и не только, могу подтвердить, что гайки самокатерам за границей закрутили. Во многих сервисах при регистрации требуют водительское удостоверение, например. Но, с другой стороны, у нас, когда пытаешься выполнять условия и ехать по проезжей части, машины сигналят: мол, свали с дороги».

Больше всего споров в обществе вызывает «генедерная принадлежность» электросамоката: он кто вообще? Обычный самокат или что-то вроде мопеда? Специалисты считают, что формально электросамокат с рыночной мощностью в 250 Вт можно по правилам дорожного движения приравнять к мопеду. Он походит к «мопедному классу» по ряду технических характеристик, а значит, все самокатеры должны носить шлемы и ездить только по обочине проезжей части. Но власти пока ещё не закрепили правовой статус мобильного электротранспорта: на федеральном уровне ГИБДД считает его пешеходом со всеми вытекающими. Вернее — выезжающими. Вот что говорится в официальном документе: «В текущей редакции ПДД пользователи индивидуальных колёсных средств передвижения на электротяге (сигвеи, электросамокаты, гироскутеры и моноколеса) в отдельную категорию участников дорожного движения не выделены, поэтому де-юре пользователи приравниваются к пешеходам. Соответственно, требования к ним предъявляются исключительно как к пешеходам».

А значит — самокатчик может рассекать по пешеходным тротуарам и не спешиваться, как велосипедисты на пешеходных переходах, ну и встать за руль в алкогольном опьянении. Понимая всю зыбкость такого пешеходного статуса, ГИБДД сочинила документ, где владельцам СИМов предлагается «уважать приоритет пешеходов во всех случаях, если они находятся в одном с ними пространстве и не разгоняться более 20 км/ч, а взрослым самокатчикам ездить по велодорожкам». В общем, замкнутый круг.

Сейчас федеральный минтранс, понимая всю остроту момента, оперативно разрабатывает нормативный документ, где будут прописаны все пункты для владельцев СИМов: с какой скоростью они смогут передвигаться по городу, где они могут это делать, какую ответственность будут нести, если нарушат правила. Есть вероятность, что такая нормативная база появится в России к концу этого года, то есть весной 2021 года самокатеры станут полноценными участниками дорожного движения, а не бесшумными «ниндзя на колёсах».

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерий ПАНОВА

back
1648

Новости  [Архив новостей]


x

Сообщите вашу новость:


up