13.08.18

Левша и его микромир

13 августа — Международный день левши. Владимира АНИСКИНА называют «новосибирским левшой». Он мастер микроминиатюры, чьи работы входят в Книгу рекордов Гиннесса.

Владимир Анискин родился в 1973 году в Новосибирске. Окончил с отличием Новосибирский государственный технический университет. Искусством микроминиатюры начал заниматься в 25 лет. В его коллекции есть такие классические работы жанра, как подкованная блоха, караван верблюдов в игольном ушке и надписи на рисовом зёрнышке. С 1999 года Владимир Михайлович работает в Институте теоретической и прикладной механики СО РАН. Его научная деятельность в основном ориентирована на разработку, создание и применение микродатчиков для аэродинамических исследований.

Владимир Анискин, «Караван верблюдов в игольном ушке».

— Владимир, расскажите, как вы решили заняться созданием микроминиатюр?

 

— После окончания школы я поступил в Новосибирский государственный технический университет на факультет летательных аппаратов. Когда уже учился на последнем курсе университета, у меня возникли сомнения, идти дальше в науку или нет. Вообще, я всегда хотел зарабатывать себе на жизнь своими руками. Так, я рассматривал две области, где я мог бы приложить свои руки: строительство и ювелирное искусство.

Однажды я пошёл в библиотеку своего университета в поисках литературы по пайке металлов, но мне на глаза попалась книжка «Тайна невидимых шедевров». Я подумал, что слово «шедевры» может относиться к ювелирке, а эпитет «невидимые» подчеркивать их особую тонкость. Я взял эту книжку, прочёл её, и это оказался сборник рассказов про мастеров-микроминиатюристов Советского Союза. Я был впечатлён теми работами, о которых там шла речь. Тогда у меня и возникло огромное желание попробовать сделать самому что-то в этом ключе.

Про микроскопы я тогда ничего не знал. Я думал, что стоит мне найти микроскоп, который имеет большое увеличение, и я сразу всё увижу и всё сделаю. Но на самом деле это оказалось не так, потому что помимо увеличения там есть еще и другие параметры: поле обзора, глубина резкости, фокусное расстояние и прочие. Но на тот момент мне удалось достать лишь одноглазый детский микроскоп. И первые мои работы были сделаны именно под ним. Это была надпись «С Новым годом», сделанная в две строчки на рисовом зёрнышке, который я впоследствии подарил своей матушке. Кстати, этот детский микроскоп ещё и переворачивал изображение: мне пришлось приловчиться писать буковки вверх ногами и справа налево, чтобы визуально они воспринимались привычным образом.

Потом, где-то через полгода, мне удалось достать хороший бинокулярный микроскоп, который изображение уже не переворачивал, а потому мне пришлось целых три дня потратить на то, чтобы снова переучиться писать.

 

— Вы работаете в Институте теоретической и прикладной механики СО РАН и параллельно занимаетесь созданием микроминиатюр. А создание микроминиатюр — это же такая кропотливая работа, на которую уходит много времени… Как вам удаётся совмещать?

 

— Встаёшь пораньше, ложишься попозже. И не тратишь времени зря. А на самом деле, моя научная деятельность — вернее режим работы в институте — позволяет заниматься микроминиатюрой, потому что нет обязательства быть строго в 9:00 на работе и уходить ровно в 18:00. И я пользуюсь этим. То есть я встаю утром, начинаю заниматься микроминиатюрой. Если у меня работа пошла, то я работаю часов до 12:00, потом пообедал и пошёл уже на основную работу. Если мне нужно уйти пораньше, чтобы сесть за микроскоп, то я тоже просто ухожу и ни у кого не спрашиваю, не отпрашиваюсь. Это научная специфика, она позволяет мне совмещать.

 

— А сколько в среднем уходит времени на создание одной микроминиатюры?

 

— От недели до полугода. Это время только изготовления микроминиатюры. А вот поиск технологии может занимать несколько лет. Так было у меня с «розой в волосе»: три года ушло на поиск нужной технологии, на решение вопросов, как просверлить волос, чем его просверлить, как отполировать, из чего делать розу. Но решение всех этих вопросов — это творческая задача, которая доставляет большую радость, когда занимаешься этим.

 

Владимир Анискин, «Роза в волосе». 

— Если не секрет, а чей был тот волос?

 

— Конский, из гривы белого коня. Я использую конский волос, потому что он у основания круглый в сечении, дальше он становится плоским. А человеческий волос, как правило, всегда приплюснутый и у основания овальный. Также конский волос больше человеческого.

 

— А какие ещё материалы вы используете в своей работе?

 

— Какого-то основного материала нет. Часто используется краска, золото. Краска — удобная, золото — благородное, хорошо и красиво смотрится. Не связываюсь с серебром, потому что оно со временем окисляется. Порой пылинки использую — они разноцветные бывают, различного размера, можно подобрать подходящую.

 Владимир Анискин, «Композиция на срезе виноградной косточки».

— Получается ли на создании микроминиатюр зарабатывать?

 

— Получается. Но не за счёт их продажи, а за счёт того, что у меня есть выставки, которые ездят по стране: люди приходят на выставку, платят деньги, набирается некоторая сумма, и я получаю определённый процент от этой суммы. Но этот заработок нестабильный, зависит от города, времени года и ряда других параметров. Сейчас по стране ездят две таких выставки с моими работами, одна из них копеечку приносит.

 

— А в Новосибирске ваши работы можно увидеть?

 

— В Новосибирске у меня выставка откроется в начале сентября в Художественном музее. Точная дата ещё обсуждается, но ориентировочно это будет 5 сентября. Выставка будет работать достаточно продолжительное время. Мы подписали договор на полгода с дальнейшей пролонгацией. Поэтому я надеюсь встать на несколько лет. Там будет представлено примерно 35 моих работ. Со временем количество, конечно, будет увеличиваться.

 

— Вы занимаетесь микроминиатюрами уже 20 лет. Сколько микрошедевров вы за это время создали?

 

— Более 200. Точнее не могу сказать.

 

— А какие из них ваши любимые?

 

— Любимые — это те, на изготовление которых ушло много времени, много душевных сил. Это, конечно, «Роза в волосе». Также мне очень нравятся мультипликационные герои — их приятно делать и выглядят они хорошо. Это Винни Пух, Чебурашка с Геной, Буратино. Также мне нравится работать над орденами.

 

Владимир Анискин, «Винни Пух и его друзья».

— Сейчас над чем-то работаете?

 

— Да, я постоянно работаю. Но я заметил такую закономерность: если ляпнешь языком, то потом очень сложно работа идёт. Поэтому я стараюсь не распространяться о том, над чем я работаю.

 

— Хорошо, тогда скажите, какая была последняя работа?

 

— Последние мои работы были посвящены чемпионату мира по футболу. Мне удалось сделать эмблему на рисовом зёрнышке, Забиваку — на маковом, и Кубок Фифа — на маковом. Удалось также на маковом зёрнышке сделать слоника.

 

— Как к вам приходят идеи? Почему, например, захотелось сделать слоника?

 

— Животные, цветы, вообще окружающий мир издревле были предметами для отображения у художников. Мне они тоже нравятся. У меня даже была идея сделать зоопарк на маковом зёрнышке. Но сначала решил просто серию животных сделать. Со слоника начал, потом жирафа хочу сделать, а потом, может, всё умещу на маковом зёрнышке.

 

— А у вас есть подмастерье и своя мастерская?

 

— Нет, мне никто не помогает. Я имею в виду изготовление и оформление. Помогают мне только с оптикой, так как её достать порой бывает очень сложно. А моя мастерская — это просто мой стол дома.

 

— Не могу не спросить: вот вас называют «новосибирским левшой». Скажите, а вы на самом деле левша или правша?

 

— Я правша.

Владимир Анискин, «Королёв».

 Дарья КОСТИЦЫНА | Фото предоставлены Владимиром АНИСКИНЫМ

back
1565

В Заксобрании


21.11.19
55

Депутаты требуют разобраться, что происходит в регионе с вывозом мусора.

21.11.19
100

Наркоторговцы в совершенстве освоили сетевой маркетинг и расчёт криптовалютами.

21.11.19
58

Что и где построят в 2020 году по наказам избирателей депутатам заксобрания?

Политика


14.11.19
684

В Новосибирске прошла межрегиональная научно-практическая конференция, посвящённая гражданскому активизму в Сибири

29.10.19
623

Отменят ли партийные списки на выборах в городской Совет Новосибирска, которые пройдут в 2020 году

29.10.19
640

«Единую Россию» на выборы в 2020 году поведут сразу два региональных лидера

Экономика


15.11.19
689

Зачем нужна маркировка товаров и как её введение отразится на производителях, продавцах и покупателях?

21.10.19
847

Будет ли Новосибирская область продавать больше зерна за границу?

25.09.19
1541

Что должно стать основным драйвером развития инноваций в России и почему здесь не может быть единственно правильного ответа?

Общество


21.11.19
51

Модернизация и ремонт затронули все ТЭЦ Новосибирской области, находящиеся в ведении Сибирской энергетической компании.

21.11.19
52

Четыре новых автобуса для внутрирайонных маршрутов получили сузунские перевозчики благодаря депутатам Законодательного собрания

21.11.19
62

Аграрии Сузунского района удостоены медалей Законодательного собрания. Они первыми в области в этом году завершили уборку зерновых культур

Культура


21.11.19
51

Чуть ли не весь звёздный состав «Глобуса» объединила на малой сцене постановка пьесы современного российского драматурга Ивана Вырыпаева «Иранская конференция».

21.11.19
68

13 поэтов и писателей России соберёт в Новосибирске фестиваль «Белое пятно»

21.11.19
74

19 ноября в Новосибирске стартовал IX Международный конкурс юных скрипачей.

Спорт


12.11.19
618

Ещё пару лет назад о детском следж-хоккее в Новосибирской области ничего не знали, а сегодня ребята выходят на совместные тренировки с игроками ХК «Сибирь»

06.11.19
756

В Новосибирске в 18-й раз прошёл один из крупнейших в России боксёрских турниров — памяти мастера спорта СССР Дмитрия Панова

29.10.19
557

В Сибирской академии самбо прошло крупнейшее региональное соревнование по этому виду спорта

x

Сообщите вашу новость:

up