07.06.18

Культурный код

Екатерина КУЗНЕЦОВА о полевой журналистике, умной благотворительности и свободных студентах.

Она идёт по жизни лёгкой походкой счастливого человека, уверенного, что дело должно быть — любимым, близкие люди — рядом, а внутренние горизонты — безграничными. Она — это журналист, руководитель новосибирского отделения федерального благотворительного фонда Русфонд, преподаватель НГУ, театралка, яхтсменка и просто красавица Екатерина Кузнецова.

Солнечное затмение

— Журналистика — одна из важных дорог в твоей жизни. Как ты на неё вышла?

 

— Наш курс был первым выпуском факультета журналистики НГУ: мы были первопроходцы, всё в новинку, всё интересно. Когда училась, то проходила практику на ГТРК. Поэтому после выпуска из университета меня на телевидении уже ждали. Хорошо помню свой первый репортаж. Я пришла тогда в редакцию программы «Панорама», сейчас это «Вести-Новосибирск» называется. Шеф-редактор Юрий Иванович Коваленко мне говорит: «Ну, чем будешь заниматься? Что будешь снимать?» Я подумала и говорю: «А завтра будет солнечное затмение». И все воскликнули: «О! Здорово! А у нас как раз никто из журналистов эту тему не взял». Дали мне оператора Андрея Васильевича Караваева, и мы с ним поехали. А куда ехать? Я решила, что, конечно, в планетарий, там комментарии мне дадут грамотные. Взяла закопчённое стёклышко, чтобы стендап записать, текст написала — помню, все смеялись, такой забавный репортаж вышел. «Во время затмения все животные странно себя ведут. К примеру, волки выходят из лесу и воют», — вот такой детский наив получился. Но после редактуры репортаж всё-таки вышел, и я запомнила его на всю жизнь. Сейчас своим студентам факультета журналистики НГУ говорю: «Идите и делайте. И ничего не бойтесь. Сейчас самое лучшее время, когда можно пробовать себя в профессии, ошибаться и выбирать свой путь».

 

— Как складывалась твоя карьера на ГТРК?

 

— После «солнечного затмения» было всё. Я вела программы «Вести-Новосибирск» и «Вести Сибири», «Вести. События недели» и различные ток-шоу. Кстати, ток-шоу меня многому научили: как вести беседу, как себя держать, как снизить или поднять градус накала. И репортажи, разумеется, снимала: и в поля ездила, и в отдалённые сёла — одним словом, прошла дорогу телевизионной полевой журналистики. На ГТРК существует одно замечательное правило: даже если ты в эфире, ты должен заниматься выездной работой. Неделя эфира, неделя репортажей. И, на мой взгляд, это очень правильная тактика.

Племя младое и другое

— Каждый год НГУ выпускает талантливых молодых журналистов. А куда они потом «разбредаются»? Город-то не перекормлен профи.

 

— У нас учится много приезжих, и потом они разъезжаются по своим городам. И это хорошо. Здесь они получили знания, опыт. С таким багажом многие уезжают в Москву и Питер. Знаешь, если даже они не будут работать в журналистике, их образование поможет им постоянно расширять свои интеллектуальные горизонты и чувствовать определённую внутреннюю свободу. Я не хочу обижать другие вузы, но у выпускников НГУ есть одно объединяющие их качество — чувство свободы. Это некий культурный маркер, культурный код, позволяющий сразу в общении узнавать «своего». Думаю, что тут дело ещё и в атмосфере Академогородка, которая влияет на каждого.

 

— Старшее поколение всегда бухтит: мол, молодёжь нынче пошла не та. Сейчас модно упрекать молодых в том, что они не читают «многобукв» и предпочитают длинным текстам короткую информацию…

 

— Они просто другие. У них другой подход к жизни, они живут совершенно в другом пространстве. И если нашему поколению приходилось осваивать интернет, то нынешние молодые сразу родились в информационном поле, это их привычная среда. У них полностью отсутствуют стереотипы, которые вложены в наши головы с детства: нужно окончить институт, проработать на одном месте 15 лет, потом пойти на повышение… Они свободны от этих шор. Они работают проектно. Вот появился интересный проект — они собрались, сделали его классно и разошлись. Они не боятся пробовать и ошибаться. И деньги для них не цель, а метод. Недавно изучала исследование, которое проводил «ХедХантер». Оказывается, для молодых специалистов, осваивающих профессию, на первом месте стоит не уровень зарплаты, а интересность проекта.

Внутренний выбор

— Почему ушла из журналистики?

 

— Был завершён очередной жизненный этап. Остро встал внутренний вопрос: а что я полезного делаю для людей? Подумала, что в благотворительности смогу помогать людям, используя и свой журналистский опыт, и свою медийную узнаваемость. Меня многие спрашивают: как ты занимаешься таким делом, сердце из-за больных детей не разрывается? Но ведь это как в медицине. Ты можешь слезами обливаться над ребёнком, а можешь потратить свою эмоциональную энергию на решение его очевидных проблем. Будто «счётчик» в голове включается: к какому врачу обратиться, с какой клиникой связаться, как соединить всех специалистов, которые смогут помочь. Вот сейчас мы решаем большую задачу. В Новосибирске есть мальчик, которому нужна трансплантация сердца. А у нас такую операцию, к сожалению, не делают. Сейчас я пытаюсь соединить все ниточки в одно целое.

 

— Понимаю, что для тебя в твоей работе нет деления на трудную и простую ситуацию. Но за четыре года работы в «Русфонде» появился ли у тебя особый повод для профессиональной гордости?

 

— У нас каждый случай особый. Ведь за каждой историей стоит жизнь ребёнка. Девочка Лиза у нас была. У неё онкология, шла речь об ампутации ножки. Заведующий отделением клиники Мешалкина, прекрасный врач Александр Александрович Жеравин, предложил операцию, которая спасла бы ногу. И мы тогда всем миром собирали средства на эндопротез. Сама операция была бесплатной, но нужны были деньги на расходный материал. Мы объявили сбор. И раздался звонок. Звонил молодой человек, предложил встретиться, поговорить. Мы встретились, и он почти полностью оплатил всю сумму, порядка 2 450 тысяч рублей. В его жизни была личная история, и Лизина ситуация в нём откликнулась. Операция была успешной, ножку Лизе сохранили, ей уже 17 лет, у неё есть мальчик, она такая красавица! Сейчас Лиза в ремиссии. Это было настоящее чудо. Я в них всегда верила и верю.

 

Ты знаешь, моя работа окончательно убедила меня, что миром движет добро — и оно всегда возвращается. Получается, что мы помогаем не только детям, но и тем, кто является нашим благотворителем. Ведь в человеке изначально заложена потребность помогать другому, а мы её раскрываем. Это же чудесно! Разумеется, не всё так лучезарно в моей работе: случаются ситуации и необъяснимой доброты, и необъяснимого человеческого цинизма. Я не хочу приводить какие-то конкретные примеры, но иногда мне задают вопросы из серии «А ребёнок, если я помогу, точно выздоровеет?» и рассказывают истории о том, как знакомый помог ребёнку, а тот умер — неэффективное вложение средств.

 

— Катя, год назад ты объявила войну мошенникам, которые называли себя волонтёрами «Русфонда» и собирали деньги на улице. Тогда практически все городские СМИ поддержали тебя.

 

— Да, это была настоящая война! (смеётся). Когда мне поступило первое сообщение, что волонтёры «Русфонда» ходят по городу с коробочкой и собирают деньги на лечение ребёнка, я очень удивилась. Фонд такими вещами не занимается. Потом второе сообщение, третье… И мы с журналистами открыли на мошенников охоту, фотографировали их на улицах, писали статьи. Мошенники боятся публичности, поэтому такие действия заставили их уйти. Не знаю, надолго ли? Я ещё раз хочу обратиться к горожанам: благотворительность должна быть умной. Если к вам подошёл «волонтёр», не торопитесь отдать ему сто рублей, чтобы почувствовать себя благотворителем. Спросите телефон координатора проекта, узнайте номер расчётного счёта, задавайте больше вопросов, они быстро выводят мошенников на чистую воду.

О расширении горизонтов

— Знаю, что в свободное время ты ходишь на яхтах в открытое море и информационно помогаешь Федерации парусного спорта. Это твой отдых?

 

— Человеку нужно иногда переключать себя и расширять свои горизонты, находя для себя интересные увлечения. Так произошло и с Федерацией парусного спорта: мы сотрудничаем уже несколько лет, и это взаимная любовь. Мы организовываем соревнования, хотя, конечно, лето в Сибири короткое, и парусный сезон недолог.

 

— Кроме яхт, ты ещё любишь театр…

 

— В этом году я окончила Академию арт-журналистики Транссибирского фестиваля и Школу театрального блогера в рамках Рождественского фестиваля. Это был незабываемый опыт общения с профессионалами, пишущими о музыке и театре. А после Школы театрального блогера мы с коллегами решили коллекционировать «Пера Гюнта»: сначала посмотрели его в «Старом доме», потом на сцене НОВАТа, а сейчас обсуждаем красноярскую постановку, которую посмотрели в рамках фестиваля «Ново-Сибирский транзит». Знаешь, это такое прекрасное чувство, когда ты смотришь спектакль, а потом его обсуждаешь с людьми, с которыми у тебя одинаковый культурный код.

 

Наталия ДМИТРИЕВА

back
up