Корь даёт урок
Медики, фармацевты и специалисты минздрава НСО объясняют, почему нельзя отказываться от прививок
Эксперты считают: если ХХ век называли «эрой бактериальных инфекций», то сейчас мы живём в «эпоху вирусов», когда вновь поднимают голову болезни, которые современные медики изучали в теории. Масла в огонь основательно подливает движение антипрививочников, из-за которых в обществе сложилась парадоксальная ситуация, когда люди не боятся болезней, но бегут в испуге от вакцин. Эту серьёзную проблему обсудили на круглом столе в ТАСС — с участием специалистов министерства здравоохранения НСО, представителей биофармкластера и экспертов различных ведомств.
Недавняя вспышка кори в Новосибирске обозначила масштаб бедствия — если игнорировать прививки, то практически побеждённые современной медициной болезни вновь предпримут атаки на человека. Медики обеспокоены «исторической спиралью» и не хотят повторения истории 90-х, когда россияне массово отказывались от вакцинации.
— В 1996—2000 годах в стране была вспышка дифтерии, — рассказывает главный инфекционист Новосибирской области Лариса Позднякова. — В нашем регионе в год было по 12—16 летальных исходов, многие заболевшие остались инвалидами после перенесённой инфекции. И это были как раз те люди, которые отказывались от вакцинации и не имели прививок от дифтерии. Сегодня этот же урок нам даёт корь.
Специалисты возмущены: молодые мамы, «зависающие» на форумах антипрививочников в сети, повально отказываются от прививки АКДС, ссылаясь на сомнительных «гуру», утверждающих, что из-за многокомпонентности вакцины она вызывает у детей различные осложнения. «Ведомости» знакомы с этими сайтами, где мамы общим хором поют песни о том, что «от АКДС у моего ребёнка развился аутизм!». Сергей Нетёсов, председатель Совета Ассоциации по развитию инновационного территориального кластера в сфере биофармацевтических технологий «Биофарм», считает это глупым мифом, который внедрил в общество английский врач Эндрю Уэйкфилд — подтасовщик фактов и манипулятор. Дело в том, что он был владельцем небольшой компании, которая разрабатывала вакцину от кори и безуспешно пыталась её продвинуть на рынок. Когда это не удалось, он запустил ложную информацию: «Вакцина от кори равно аутизму». Весь мир сошёл с ума — потребовалось 10 лет исследований, чтобы разрушить связь между прививкой от кори и синдромом РАС (расстройства аутистического спектра).
— Антипрививочники считают, что у малышей слабый иммунитет, не позволяющий справляться с очищенными вакцинами, — продолжает разговор Лариса Позднякова. — Это ещё один миф, потому что новорождённый ребёнок не слабый — у него сильнейший врождённый иммунитет до года. Потом уже подключается приобретённый иммунитет.
Создаётся ощущение, что антипрививочники и сочувствующие им молодые мамы думают, что дети живут в стерильном мире. И даже не задумываются, что большую вирусную нагрузку ребёнок может получить, расцарапав коленку об асфальт, где живёт настоящий «компот микробов», который вакцине даже и не снился.
Мифы нужно, конечно, развенчивать. И вести в обществе (особенно в среде молодых «яжематерей»!) просветительскую работу. К примеру, Уполномоченный по правам человека в НСО Нина Шалабаева считает, что нужно объединить усилия всех ведомств и запустить серию памяток, где бы медики рассказывали, что вред вакцинации — это миф. Кстати, на стимуляцию вакцинации могут повлиять и законодательные механизмы: сегодня из-за отсутствия прививок могут возникнуть проблемы с въездом в некоторые страны, будет непросто участвовать в спортивных соревнованиях и невозможно устроиться на работу в детские сады. В России действует Федеральный закон от 17.09.1998 г. №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», в соответствии с которым граждане могут отказаться от прививок, но тогда, например, в случае осложнения эпидемиологической ситуации, они столкнутся с множеством ограничений.
— Никто не лишает гражданина права отказаться от прививок, — объясняет заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области Лада Самойлова. — Но мы говорим непривитым, что в определённой ситуации у них будут ограничения, которые прописаны в законодательстве. Вот пример: каждый год у нас самые талантливые дети области едут на Кремлевскую ёлку. Одно из условий её посещения — у ребенка должны быть проставлены все прививки согласно российскому календарю прививок. Вот тогда родители готовы все прививки за один день сделать, отказавшись от своих принципов. Так что законодательство регулирует этот процесс.
Понятное дело, что люди, когда встречаются с таким «барьером», начинают громко возмущаться и строчить жалобы в инстанции. Нина Шалабаева рассказала, что в прошлом году к ней обратились шестеро родителей, которые искренне негодовали: мол, ребёнку мы пробу Манту не ставим из идеологических соображений, а его в школу не пускают! Нина Николаевна тогда спрашивает: «А если мы вам разрешим школу посещать, то не нарушим ли права других детей?». Обычно родители молчат и не отвечают.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что в России слишком лояльно относятся к антипрививочникам, в то время как, например, в Германии решением министра здравоохранения было запрещено принимать в детские сады, школы, университеты не вакцинированных по календарю прививок детей.
— Сегодня мы разрабатываем вакцины от самых разных заболеваний, — сказал в конце заседания Сергей Нетёсов. — В мире заканчивается борьба с полиомиелитом: он остаётся лишь в трёх-четырёх странах. Следующая на очереди корь, потом избавим мир от гепатита В, паротита, краснухи — всё можно искоренить. Мы можем разработать любую вакцину, но если её не будут применять, то ничего не изменится. Искоренить болезни можно только одним путем — вакцинация, вакцинация и ещё раз вакцинация.
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерий ПАНОВА