05.07.18

Кондуктор, выйди вон?

Грядущее оснащение трамваев и троллейбусов Новосибирска автоматизированными системами расчёта за проезд вызывает опасения у пассажиров. «Ведомости» попытались разобраться, чего больше в этом новшестве — плюсов или минусов.

16 июля должен определиться победитель электронного аукциона, объявленного муниципальным предприятием «Горэлектротранспорт». Целью закупки является оснащение трамваев и троллейбусов города «автоматизированными системами расчёта за проезд».

 

На сложности у нас привыкли жаловаться все перевозчики, но новосибирский «Горэлектротранспорт» многие годы действительно находится в тяжёлой экономической ситуации. Тарифы на проезд не поднимали больше трёх лет, износ подвижного состава велик, зарплаты у водителей и кондукторов «ГЭТ» весьма низкие. В такой ситуации поневоле приходится экономить на всём, и первыми «на выход» попросили кондукторов, средняя зарплата которых и так составляет около 17 000 рублей. Теперь их могут заменить турникетами, а часть функций кондукторов возьмут на себя вагоновожатые трамваев и водители троллейбусов.

 

Принцип действия «автоматизированной системы расчёта» прост: на передней площадке салона устанавливается крутящийся турникет и валидатор для считывания карт. Если вы рассчитываетесь наличными деньгами, то следует обращаться к водителю. Это, безусловно, практически полностью исключает случаи проезда без оплаты, а также позволяет вести более точный учёт услуг пассажирской перевозки на городском наземном электрическом транспорте. Вроде бы всё понятно и просто, но…

Пассажиры сразу же резонно заявили, что вход в салон через одну-единственную дверь, да ещё с задержкой каждого у турникета даже на 3-5 секунд, сделает посадку на транспорт очень долгой. К тому же «зайцы», которые по умолчанию являются очень находчивыми личностями, наверняка будут ухитряться проникать в салон через оставшиеся двери, где будет происходить высадка людей. Но дело даже не в «зайцах», а именно во времени движения. Электротранспорт и так самый медленный вид транспорта, а, учитывая, что выделенных полос для беспрепятственного движения автобусов и троллейбусов у нас практически нет, каждая поездка будет становиться ещё медленнее. А ведь именно привлечение пассажиров, по словам директора «Горэлектротранспрота» Константина Прокина, является чуть ли не главным приоритетом. Сомнительно, что удлинённые по времени поездки сделают трамваи и троллейбусы более конкурентоспособными.

 

В этом плане показателен пример Москвы, где несколько лет назад турникетами оборудовали не только электротранспорт, но и все автобусы. Да, собираемость выросла, но с этого года в столице, где движение общественного транспорта организовано не в пример лучше Новосибирска, от этой системы начали отказываться, особенно в автобусах большой вместимости и трамваях, состоящих из нескольких вагонов. Деньги деньгами, но время для москвичей оказалось дороже.

 

Впрочем, в департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска в столь масштабные эксперименты, как в столице, пускаться не собираются. Автоматизированные системы расчёта пока будут действовать только на маршрутах с небольшим пассажиропотоком. Это трамваи №3, 8, 9 и 11 и троллейбусы №26 и 36 (их планируют подключить к системе с 2019 года). Эксперимент, проводившийся минувшей зимой на паре трамвайных маршрутов, показал, что если пассажиров не очень много, то всё работает как часы, но на популярных направлениях сразу всплывают все недостатки. К тому же, по словам заместителя начальника департамента Владимира Кондаурова, на первых порах не исключён смешанный режим работы, когда на утренний и вечерний пики пассажиропотока будут привлекаться кондукторы, а затем всё опять будет работать в автоматическом режиме. Самое забавное, что кондукторы в «ГЭТ» сокращаться не будут в принципе, так как их сейчас большой недобор. В чём тогда экономия, сказать трудно, так как услуги автоматизированной системы расчёта обойдутся городу в 40 млн рублей до середины 2021 года. К тому же планируется повысить зарплаты водителям, которые будут получать определённый процент за каждый билет, проданный в ручном режиме. Одна надежда, что собираемость денег действительно повысится: эксперимент на трамвайном маршруте №3 показал прирост на 15%. Но все плюсы и минусы, которые обязательно будут, выявит только практическая эксплуатация. На трамвайных маршрутах турникеты введут уже осенью. Проедем — посмотрим!

 

Но есть и действительно хорошая новость для постоянных пассажиров «ГЭТ»: в ближайшее время должен заработать пилотный проект «сетевого проезда». Если в течение определённого времени вы пересаживаетесь с метро на трамвай, то вторая поездка будет дешевле. А если с трамвая на трамвай, то — бесплатной. Цель всё та же — привлечение дополнительных пассажиров.

 

КОММЕНТАРИЙ

Сергей ТИТКОВ, заместитель председателя комитета заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике:

— Плюсы у такой системы есть, так как безналичный расчёт — это контроль и невозможность манипуляций с деньгами. Но в остальном, конечно, нужно смотреть в процессе реализации проекта. Главное, чтобы это не стало очередной «забавой», экспериментом ради эксперимента, который ничего не изменит и не принесёт положительных результатов. Опять же есть вопросы по водителям, которым нужно и техникой управлять, и с пассажирами нервными общаться, и билеты им продавать. Уверенности, что всё будет гладко, у меня сейчас нет. Надеюсь, в мэрии всё тщательно взвесили и понимают, на что идут.

 

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Дмитрия ДАНЕВИЧА

back
337

В Заксобрании


15.11.18
189

Заксобранию представлен преемник Владимира Фалилеева на посту прокурора Новосибирской области

15.11.18
55

Преступность в Новосибирской области выросла: как изменить ситуацию и повысить уровень доверия к полиции, обсуждали на антикоррупционной комиссии заксобрания

15.11.18
45

Депутат заксобрания по Барабинскому и Здвинскому районам, глава регионального отделения Пенсионного фонда РФ Александр ТЕРЕПА — о наказах избирателей, нелегальной торговле и повышении пенсионного возраста

Политика


15.11.18
75

В Новосибирской области появится современный онкологический центр — разработка проекта начнётся уже в следующем году

15.11.18
47

Весной этого года Госдума разрешила россиянам свободно собирать в лесах так называемый валежник

15.11.18
44

В Новосибирске утвердили повышение стоимости проезда в общественном транспорте

Экономика


15.11.18
59

Почему за животноводством будущее и могут ли «карусели» заменить человека?

15.11.18
44

В 2019 году господдержка аграриев области предусмотрена в прежних объёмах

08.11.18
527

Цифровые технологии, увеличение экспорта и человеческий капитал — аграрии Сибири обсудили тренды дальнейшего развития отрасли

Общество


15.11.18
58

Новосибирская область ждёт туристов из России и из-за рубежа: у нас есть курорты, метро и фабрики мороженого

15.11.18
62

Как получить социальный налоговый вычет

15.11.18
67

Новосибирская область в следующем году присоединится к новому проекту «БКД 2.0»

Культура


13.11.18
140

Современные тексты, необычные площадки, спектакль-променад и постановка на ощупь — новосибирские театры всё чаще предлагают зрителю стать частью действа

12.11.18
200

Экскурсия в «Монетный двор», спектакль-номинант на «Золотую Маску», лекция от Анны Галеевой и другие события недели. Выбирайте культпоход с 15 по 22 ноября

08.11.18
488

«Золотая Маска» объявила номинантов сезона 2017/2018 и сто спектаклей лонг-листа — практически все заявленные новосибирские постановки отмечены экспертами

Спорт


07.11.18
560

Сильнейшие танцоры Новосибирской области выявили лучших в рамках первенства и чемпионата региона

06.11.18
765

Как изменится Новосибирск к 2023 году — моменту проведения в нашем городе молодёжного чемпионата мира по хоккею?

01.11.18
874

В декабре в Новосибирске откроется центр спортивной гимнастики. Как проходило его cтроительство, рассказывает олимпийский чемпион, депутат заксобрания Евгений ПОДГОРНЫЙ

x

Сообщите вашу новость: