05.07.18

Кондуктор, выйди вон?

Грядущее оснащение трамваев и троллейбусов Новосибирска автоматизированными системами расчёта за проезд вызывает опасения у пассажиров. «Ведомости» попытались разобраться, чего больше в этом новшестве — плюсов или минусов.

16 июля должен определиться победитель электронного аукциона, объявленного муниципальным предприятием «Горэлектротранспорт». Целью закупки является оснащение трамваев и троллейбусов города «автоматизированными системами расчёта за проезд».

 

На сложности у нас привыкли жаловаться все перевозчики, но новосибирский «Горэлектротранспорт» многие годы действительно находится в тяжёлой экономической ситуации. Тарифы на проезд не поднимали больше трёх лет, износ подвижного состава велик, зарплаты у водителей и кондукторов «ГЭТ» весьма низкие. В такой ситуации поневоле приходится экономить на всём, и первыми «на выход» попросили кондукторов, средняя зарплата которых и так составляет около 17 000 рублей. Теперь их могут заменить турникетами, а часть функций кондукторов возьмут на себя вагоновожатые трамваев и водители троллейбусов.

 

Принцип действия «автоматизированной системы расчёта» прост: на передней площадке салона устанавливается крутящийся турникет и валидатор для считывания карт. Если вы рассчитываетесь наличными деньгами, то следует обращаться к водителю. Это, безусловно, практически полностью исключает случаи проезда без оплаты, а также позволяет вести более точный учёт услуг пассажирской перевозки на городском наземном электрическом транспорте. Вроде бы всё понятно и просто, но…

Пассажиры сразу же резонно заявили, что вход в салон через одну-единственную дверь, да ещё с задержкой каждого у турникета даже на 3-5 секунд, сделает посадку на транспорт очень долгой. К тому же «зайцы», которые по умолчанию являются очень находчивыми личностями, наверняка будут ухитряться проникать в салон через оставшиеся двери, где будет происходить высадка людей. Но дело даже не в «зайцах», а именно во времени движения. Электротранспорт и так самый медленный вид транспорта, а, учитывая, что выделенных полос для беспрепятственного движения автобусов и троллейбусов у нас практически нет, каждая поездка будет становиться ещё медленнее. А ведь именно привлечение пассажиров, по словам директора «Горэлектротранспрота» Константина Прокина, является чуть ли не главным приоритетом. Сомнительно, что удлинённые по времени поездки сделают трамваи и троллейбусы более конкурентоспособными.

 

В этом плане показателен пример Москвы, где несколько лет назад турникетами оборудовали не только электротранспорт, но и все автобусы. Да, собираемость выросла, но с этого года в столице, где движение общественного транспорта организовано не в пример лучше Новосибирска, от этой системы начали отказываться, особенно в автобусах большой вместимости и трамваях, состоящих из нескольких вагонов. Деньги деньгами, но время для москвичей оказалось дороже.

 

Впрочем, в департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска в столь масштабные эксперименты, как в столице, пускаться не собираются. Автоматизированные системы расчёта пока будут действовать только на маршрутах с небольшим пассажиропотоком. Это трамваи №3, 8, 9 и 11 и троллейбусы №26 и 36 (их планируют подключить к системе с 2019 года). Эксперимент, проводившийся минувшей зимой на паре трамвайных маршрутов, показал, что если пассажиров не очень много, то всё работает как часы, но на популярных направлениях сразу всплывают все недостатки. К тому же, по словам заместителя начальника департамента Владимира Кондаурова, на первых порах не исключён смешанный режим работы, когда на утренний и вечерний пики пассажиропотока будут привлекаться кондукторы, а затем всё опять будет работать в автоматическом режиме. Самое забавное, что кондукторы в «ГЭТ» сокращаться не будут в принципе, так как их сейчас большой недобор. В чём тогда экономия, сказать трудно, так как услуги автоматизированной системы расчёта обойдутся городу в 40 млн рублей до середины 2021 года. К тому же планируется повысить зарплаты водителям, которые будут получать определённый процент за каждый билет, проданный в ручном режиме. Одна надежда, что собираемость денег действительно повысится: эксперимент на трамвайном маршруте №3 показал прирост на 15%. Но все плюсы и минусы, которые обязательно будут, выявит только практическая эксплуатация. На трамвайных маршрутах турникеты введут уже осенью. Проедем — посмотрим!

 

Но есть и действительно хорошая новость для постоянных пассажиров «ГЭТ»: в ближайшее время должен заработать пилотный проект «сетевого проезда». Если в течение определённого времени вы пересаживаетесь с метро на трамвай, то вторая поездка будет дешевле. А если с трамвая на трамвай, то — бесплатной. Цель всё та же — привлечение дополнительных пассажиров.

 

КОММЕНТАРИЙ

Сергей ТИТКОВ, заместитель председателя комитета заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике:

— Плюсы у такой системы есть, так как безналичный расчёт — это контроль и невозможность манипуляций с деньгами. Но в остальном, конечно, нужно смотреть в процессе реализации проекта. Главное, чтобы это не стало очередной «забавой», экспериментом ради эксперимента, который ничего не изменит и не принесёт положительных результатов. Опять же есть вопросы по водителям, которым нужно и техникой управлять, и с пассажирами нервными общаться, и билеты им продавать. Уверенности, что всё будет гладко, у меня сейчас нет. Надеюсь, в мэрии всё тщательно взвесили и понимают, на что идут.

 

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Дмитрия ДАНЕВИЧА

back
344

В Заксобрании


22.01.19
48

Из-за отсутствия федерального финансирования концессионное соглашение в нынешнем виде уже невыполнимо

17.01.19
535

Спикер заксобрания Андрей Шимкив предложил наделить Совет муниципальных образований НСО правом законодательной инициативы

02.01.19
668

Отменить ипотеку на вторичное жильё или активнее просить федеральные деньги: что из этого быстрее поможет строителям Новосибирской области встать на ноги?

Политика


19.12.18
748

В школе Сузунского района появится специализированный спортивный класс.

17.12.18
776

Как будет развиваться Новосибирская область в ближайшие десять лет, какие глобальные цели перед ней стоят и как их достичь?

13.12.18
876

Новосибирский облизбирком: за плечами 25 лет работы и более двух тысяч избирательных кампаний

Экономика


21.01.19
200

Руководство области заинтересовано в создании условий для привлечения инвестиций и готово активно сотрудничать с промышленниками и предпринимателями в этом направлении

21.01.19
90

Повышение экспортного потенциала региона и поддержка малых форм хозяйствования — одни из главных задач новой государственной аграрной политики Новосибирской области

16.01.19
349

Как изменится областной закон о государственной поддержке сельхозпроизводства и почему он перестал устраивать практически всех?

Общество


21.01.19
224

Как поэт-легенда «русского Харбина» руководил хором в новосибирской школе

18.01.19
224

Когда новосибирские полицейские получат утраченное в 2015 году право составлять административные протоколы на нарушителей порядка?

17.01.19
236

Как будет развиваться Новосибирск в 2019 году и чем ему готова помочь область?

Культура


22.01.19
62

Концерт-лекция известного саксофониста Андрея Турыгина, день рождения Моцарта, выставка, посвящённая немецким изобретателям, и другие события недели. Выбирайте свой культпоход с 24 по 31 января

15.01.19
500

Услышать музыку парижских соборов, узнать о женских образах в драматургии или увидеть фильм-фаворит «Оскара»? Выбирайте свой культпоход с 17 по 24 января

15.01.19
328

На сцену ДКЖ вышли гармонисты из разных уголков мира, все они — друзья юных новосибирских виртуозов Алины и Михаила Хлебновых

Спорт


21.01.19
238

В региональном Центре подготовки по спортивной гимнастике Евгения Подгорного, открытом накануне Нового года, состоялись первые официальные соревнования

15.01.19
532

2019-й год начался с большого успеха новосибирского хоккея, и в дальнейшем обещает быть не менее интересным и насыщенным

25.12.18
1591

Уникальный, даже по меркам России, центр спортивной гимнастики открылся в Новосибирске

x

Сообщите вашу новость:

up