05.07.18

Кондуктор, выйди вон?

Грядущее оснащение трамваев и троллейбусов Новосибирска автоматизированными системами расчёта за проезд вызывает опасения у пассажиров. «Ведомости» попытались разобраться, чего больше в этом новшестве — плюсов или минусов.

16 июля должен определиться победитель электронного аукциона, объявленного муниципальным предприятием «Горэлектротранспорт». Целью закупки является оснащение трамваев и троллейбусов города «автоматизированными системами расчёта за проезд».

 

На сложности у нас привыкли жаловаться все перевозчики, но новосибирский «Горэлектротранспорт» многие годы действительно находится в тяжёлой экономической ситуации. Тарифы на проезд не поднимали больше трёх лет, износ подвижного состава велик, зарплаты у водителей и кондукторов «ГЭТ» весьма низкие. В такой ситуации поневоле приходится экономить на всём, и первыми «на выход» попросили кондукторов, средняя зарплата которых и так составляет около 17 000 рублей. Теперь их могут заменить турникетами, а часть функций кондукторов возьмут на себя вагоновожатые трамваев и водители троллейбусов.

 

Принцип действия «автоматизированной системы расчёта» прост: на передней площадке салона устанавливается крутящийся турникет и валидатор для считывания карт. Если вы рассчитываетесь наличными деньгами, то следует обращаться к водителю. Это, безусловно, практически полностью исключает случаи проезда без оплаты, а также позволяет вести более точный учёт услуг пассажирской перевозки на городском наземном электрическом транспорте. Вроде бы всё понятно и просто, но…

Пассажиры сразу же резонно заявили, что вход в салон через одну-единственную дверь, да ещё с задержкой каждого у турникета даже на 3-5 секунд, сделает посадку на транспорт очень долгой. К тому же «зайцы», которые по умолчанию являются очень находчивыми личностями, наверняка будут ухитряться проникать в салон через оставшиеся двери, где будет происходить высадка людей. Но дело даже не в «зайцах», а именно во времени движения. Электротранспорт и так самый медленный вид транспорта, а, учитывая, что выделенных полос для беспрепятственного движения автобусов и троллейбусов у нас практически нет, каждая поездка будет становиться ещё медленнее. А ведь именно привлечение пассажиров, по словам директора «Горэлектротранспрота» Константина Прокина, является чуть ли не главным приоритетом. Сомнительно, что удлинённые по времени поездки сделают трамваи и троллейбусы более конкурентоспособными.

 

В этом плане показателен пример Москвы, где несколько лет назад турникетами оборудовали не только электротранспорт, но и все автобусы. Да, собираемость выросла, но с этого года в столице, где движение общественного транспорта организовано не в пример лучше Новосибирска, от этой системы начали отказываться, особенно в автобусах большой вместимости и трамваях, состоящих из нескольких вагонов. Деньги деньгами, но время для москвичей оказалось дороже.

 

Впрочем, в департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска в столь масштабные эксперименты, как в столице, пускаться не собираются. Автоматизированные системы расчёта пока будут действовать только на маршрутах с небольшим пассажиропотоком. Это трамваи №3, 8, 9 и 11 и троллейбусы №26 и 36 (их планируют подключить к системе с 2019 года). Эксперимент, проводившийся минувшей зимой на паре трамвайных маршрутов, показал, что если пассажиров не очень много, то всё работает как часы, но на популярных направлениях сразу всплывают все недостатки. К тому же, по словам заместителя начальника департамента Владимира Кондаурова, на первых порах не исключён смешанный режим работы, когда на утренний и вечерний пики пассажиропотока будут привлекаться кондукторы, а затем всё опять будет работать в автоматическом режиме. Самое забавное, что кондукторы в «ГЭТ» сокращаться не будут в принципе, так как их сейчас большой недобор. В чём тогда экономия, сказать трудно, так как услуги автоматизированной системы расчёта обойдутся городу в 40 млн рублей до середины 2021 года. К тому же планируется повысить зарплаты водителям, которые будут получать определённый процент за каждый билет, проданный в ручном режиме. Одна надежда, что собираемость денег действительно повысится: эксперимент на трамвайном маршруте №3 показал прирост на 15%. Но все плюсы и минусы, которые обязательно будут, выявит только практическая эксплуатация. На трамвайных маршрутах турникеты введут уже осенью. Проедем — посмотрим!

 

Но есть и действительно хорошая новость для постоянных пассажиров «ГЭТ»: в ближайшее время должен заработать пилотный проект «сетевого проезда». Если в течение определённого времени вы пересаживаетесь с метро на трамвай, то вторая поездка будет дешевле. А если с трамвая на трамвай, то — бесплатной. Цель всё та же — привлечение дополнительных пассажиров.

 

КОММЕНТАРИЙ

Сергей ТИТКОВ, заместитель председателя комитета заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике:

— Плюсы у такой системы есть, так как безналичный расчёт — это контроль и невозможность манипуляций с деньгами. Но в остальном, конечно, нужно смотреть в процессе реализации проекта. Главное, чтобы это не стало очередной «забавой», экспериментом ради эксперимента, который ничего не изменит и не принесёт положительных результатов. Опять же есть вопросы по водителям, которым нужно и техникой управлять, и с пассажирами нервными общаться, и билеты им продавать. Уверенности, что всё будет гладко, у меня сейчас нет. Надеюсь, в мэрии всё тщательно взвесили и понимают, на что идут.

 

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Дмитрия ДАНЕВИЧА

back
230

В Заксобрании


12.07.18
128

12 июля 60-летие отмечает опытный депутат, заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области, секретарь Новосибирского регионального отделения партии «Единая Россия», многолетний руководитель транспортного предприятия Валерий ИЛЬЕНКО.

05.07.18
239

Муниципальной власти добавили гарантий.

04.07.18
247

Депутаты новосибирского заксобрания попросили помощи у министра МВД в вопросе спасения региональных дорог.

Политика


12.07.18
101

Депутаты разных уровней обсудили вопросы, действительно волнующие сегодня большинство сельчан.

21.06.18
445

Различные коллизии в семейной жизни могут помешать депутатам исполнять антикоррупционное законодательство.

14.06.18
525

Центризбирком опубликовал финансовые отчёты 66 зарегистрированных в России партий за 2017 год.

Экономика


12.07.18
92

В наш век недоверия всему, что производится и реализуется на рынке, это учреждение — самый настоящий оплот подтверждённого стандарта и качества.

12.07.18
126

Новосибирскстат подсчитал, как в июне изменились цены на потребительском рынке Новосибирской области.

12.07.18
82

400 тысяч налогоплательщиков освободились от задолженности.

Общество


12.07.18
128

В последних числах августа Новосибирск примет V Спартакиаду пенсионеров России.

12.07.18
157

Наверное, прав был Лев Толстой, говоря о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга. Они похожи. Счастливыми улыбками, блеском в глазах. Тем, как смотрят друг на друга супруги, прожившие 25, 45 или даже почти 60 лет!

12.07.18
173

Мы не просто перестали мечтать о полётах — нам это запрещают делать.

Культура


16.07.18
26

Если любимый спектакль снят с репертуара, его можно увидеть на экране Кафе. Чайные традиции могут быть китайскими, японскими и прочими, но у нас своя — самоварная. Театр для детей может быть весёлым и поучительным одновременно, как спектакли театра «Пилигримы». Выбирайте культпоход на 21-22 июля!

12.07.18
222

В сентябре на международный конгресс в Новосибирск съедутся выдающиеся хореографы со всего мира и сам Эмир Кустурица.

09.07.18
131

Несмотря на летний сезон жизнь в Новосибирске продолжает бить ключом. Можно послушать задорные частушки, сфотографироваться с мимишными собаками и котами или станцевать «танец тела» с Олегом Жуковским. Выбор за вами!

Спорт


12.07.18
130

В Новосибирске стартовала настоящая подготовка к молодёжному чемпионату мира по хоккею 2023 года.

04.07.18
260

Юбилейные летние сельские игры прошли в Искитиме.

31.05.18
742

В Новосибирске прошёл Всероссийский фестиваль боевых искусств — одно из самых массовых спортивных мероприятий региона.

x

Сообщите вашу новость: