24.07.18

Коллектор, ты мне не звони!

Корреспондент «Ведомостей» делится своим опытом борьбы с надоедливыми коллекторами.

 

Жизнь — штука непредсказуемая, случиться может всякое. Например, возникнет такая жёсткая необходимость в деньгах, когда и до зарплаты ещё далеко, и занять особо не у кого: все вокруг примерно в таком же положении. Поневоле забудешь обо всех описываемых в прессе ужасах вокруг микрофинансовых организаций и присоединишься к тем 10 процентам населения России, которые, если верить статистике, пользуются «быстрыми кредитами». Но бывают и ещё более внезапные вещи: человек ведёт учёт своих доходов-расходов с дотошностью министра финансов и думать не думает ни о каких микрокредитах. Как вдруг они сами врываются в его жизнь надоедливыми звонками неких молодых людей с вопросами о том, знает ли человек, кто такой Иван Иванович Иванов, который должен кучу денег ООО «Рога и копыта»? В худшем случае звонящие будут убеждать, что Иван Иванович — это вы и есть и долг погасить обязаны. Любые ответы — хоть «да», хоть «нет» — не гарантируют, что подобный звонок не повторится через час или на следующий день. Автор этого материала сам оказался в подобной ситуации. Думаю, мой опыт противодействия таким звонкам будет полезным и для других.

 

Первый звонок раздался в середине мая. Молодой нагловатый мужской голос назвал меня по имени-отчеству и спросил, знаю ли я Алексея Ш. (имя я изменил) и могу ли я передать ему, что у него долг перед некой кредитной конторой. Не заподозрив ничего дурного, я это подтвердил. Это была первая ошибка, повторять которую вам не советую.

Совет 1: пока не выспросите у звонящего его собственные фамилию, имя и отчество, организацию, которую он представляет, её реквизиты — никаких ответов на его вопросы. Вряд ли это отпугнёт звонящего, но у вас, по крайней мере, будет с чем идти по инстанциям. А идти, скорее всего, придётся — добрым словом коллекторов не отвадить.

После первого раза звонков не было в течение недели. За это время я узнал, что с таким же вопросом из той же самой конторы звонили ещё нескольким людям, чьё знакомство с должником, скорее всего, было установлено кредиторами через социальные сети. Это уже «попахивает» нарушением закона о персональных данных и, в свою очередь, может вызвать интерес у правоохранителей, но, если вы решили взять микрокредит, у вас ещё есть шанс подстраховать своих знакомых от такого общения.

Совет 2 (для заёмщиков): отправляясь за «быстрыми деньгами», заранее измените настройки своих аккаунтов в соцсетях, чтобы информация о ваших контактах не была доступна посторонним, и внимательно проверяйте, что за люди вдруг начали проситься к вам в друзья после того, как вы взяли кредит.

Через неделю звонки с тем же самым вопросом возобновились. Звонила уже не только кредитная организация, но и коллекторская контора, в которую кредиторы передали информацию о должнике — вместе со всеми «накопанными» контактами. Звонки приходили с московских стационарных и мобильных номеров, попытки перезвонить по ним, чтобы связаться с начальством, успеха не приносили. Между тем звонить стали не только в рабочие дни, но и в выходные. Поняв, что дело начинает заходить далеко, я решил действовать. Первое — написал жалобу на действия коллекторского агентства на сайте НАПКА (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств). Несколько дней спустя получил от них ответ: «Рассмотрев Ваше обращение в НАПКА, сообщаем, что в ООО (название не привожу)  не обрабатывается номер телефона, указанный Вами в обращении, либо Вами допущена ошибка при его написании». Это было неправдой, но факт остаётся фактом — звонков от коллекторов больше не было.

Совет 3: в случае звонков из коллекторского агентства (его сотрудники по закону обязаны назвать себя и организацию) надо зайти на сайт www.napca.ru и открыть страницу «Члены НАПКА». Если организация есть в представленном списке, то переходите в раздел «Добро пожаловаться» и выбирайте пункт «Направить обращение в НАПКА».

Тем временем мне удалось дозвониться до московского руководства микрокредитной организации. С трудом, но выяснил: для того, чтобы пресечь звонки, нужно скачать на их сайте соответствующий бланк, написать на нём заявление от руки об исключении своего номера из их базы, отсканировать и отправить обратно по электронной почте. Как ни странно, все эти манипуляции в итоге действительно помогли. Звонки прекратились.

Совет 4: ищите любые способы связаться с компанией, которая «преследует» вас по чужим или вашим, но давно погашенным кредитам. В заявлении, отправленном на её адрес, обязательно ссылайтесь на п. 5 ст. 4 Закона №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов» и Закон «О персональных данных». Можно также напомнить о статье 137 УК РФ, предусматривающей ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни (самостоятельный поиск кредиторами и коллекторами телефонных номеров людей из окружения должника подпадает под эту статью).

Одновременно я написал обращения в Роскомнадзор (столичное и новосибирское отделения), Генпрокуратуру, Роспотребназор, судебным приставам — словом, туда, куда и рекомендуют писать в подобных случаях. Однако на поверку добиться внимания «надзоров» оказалось не так-то просто. Роспотребнадзор, откликнувшийся позже всех, написал, что у них на сайте есть соответствующий раздел, где надо изучить всю информацию, и даже дал гиперссылку на этот раздел (правда, этот ответ был напечатан на бумаге и затем отсканирован, так что одним нажатием кнопки пройти по ссылке не получится). Роскомнадзор запросил копию документа, удостоверяющего личность, копию договора об оказании услуг связи по номеру телефона, на который звонят, и детализацию самих вызовов. Уточнение понадобилось и приставам. А прокуратура «расшевелила» местную полицию — довелось даже побывать у участкового, ещё раз поведав ему всю историю с самого начала. Звонки между тем так и не возобновились.

Совет 5: если не уверены, что обращения к самим звонящим возымеют действие, пишите во все официальные структуры. Для удобства заранее оцифруйте паспорт и договоры с мобильным оператором, а также подготовьте детализацию вызовов, отметив «те самые». В «пустоту» эти жалобы не уйдут — вам ответят обязательно.

И последнее. Один из самых частых советов избавиться от подобных звонков — поставить на телефон программу-антиколлектор, благо их существует великое множество. Одну из них я установил, и она действительно успешно «отфутболивала» коллекторов. Но у таких программ есть уязвимое место. Их «чёрный список» формируют сами пользователи. И вместе с телефонами коллекторов и мошенников они могут вписать в неё любые номера, которые им почему-то не нравятся. Один раз я был очень удивлён, не получив от вызванного такси никаких уведомлений о назначении машины и её прибытии, но не придал этому значения. Зато потом, проверяя свой «антиколлектор», поразился резкому всплеску количества заблокированных звонков после долгого перерыва — а ещё больше удивился, когда, увидев номера входящих, понял, что это и были те самые звонки из службы такси. Отсюда —

Совет 6: не стоит «передоверять» борьбу с коллекторами мобильным приложениям — избавив вас от одних проблем, они могут создать другие.

И пусть эти советы никогда вам не пригодятся…

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

 

Константин ЗИНОВЬЕВ, юрист: 

 

По закону кредиторы могут взаимодействовать только с теми физическими лицами, с которыми у них имеется правовая связь — договорные отношения. Это могут быть как сами должники, так и их поручители, которые отвечают за должников. Если первоначальный кредитор передаёт свои права коллектору, то такая же связь появляется у физлиц и с коллектором. Для истребования долга коллектор может предъявить всем этим лицам исковые требования в устной или письменной формах. Если по письменной форме никаких ограничений не существует, то устное общение регламентируется законом №230-ФЗ, который в народе называют «Законом о коллекторской деятельности». Там же указывается, с кем ещё может взаимодействовать коллектор: это члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица, его соседи и другие люди. Но для такого взаимодействия необходимо выполнение двух условий: должник должен дать согласие в письменном виде на взаимодействие коллектора с третьим лицом, а третье лицо при этом не выражает несогласия на такое взаимодействие.

 

Обращение коллектора к любым другим лицам без согласия должника или этих лиц — это нарушение закона о персональных данных. И в этом случае имеет смысл сделать веерную рассылку жалоб по всем инстанциям, тем более что везде предусмотрена подача заявлений онлайн: в Генпрокуратуру, Роспотребнадзор, Роскомнадзор, Центральный банк (если речь идёт о звонках из банка или другой финансовой организации), даже администрацию президента. Чем больше ведомств вы охватите, тем большая вероятность, что какое-то из них отреагирует.

 

Кроме того, звонящий по поводу чьих-то долгов должен представиться, назвать свою организацию и её адрес, у него можно спросить ИНН организации и на основании какого договора компания выдвигает вам претензии. Если такой информации звонящие не дают — это повод для обращения в полицию по факту вымогательства.

 

Если сим-карта у вас недавно и, судя по звонкам, у её владельца были долги, то по адресу организации надо направить уведомление, что телефонный номер принадлежит другому человеку, если звонки не прекратятся — обращаться в инстанции, о которых я уже сказал.

 

По закону коллектор, отвечая за свой «телефонный терроризм», должен прекратить звонки, возместить убытки и компенсировать причинённый им моральный вред. На практике, как правило, всё заканчивается прекращением звонков. Но все подобные организации очень болезненно воспринимают проверки надзорных органов — а такие проверки обязательно последуют, когда в органы придёт ваша жалоба. О возмещении вреда можно говорить, только если дело дойдёт до суда. Каким окажется размер компенсации — решит суд. Три года назад жительница Калининского района Новосибирска по суду получила компенсацию в 30 000 рублей от одного из банков. Номер женщины попал в базу данных должников банка как принадлежащий человеку, которого она никогда не знала, после чего ей более месяца звонили из отдела взыскания банка. Суд также обязал банк удалить номер истицы из своей базы.

 

Виталий СОЛОВОВ | Фото Дмитрия ДАНЕВИЧА

back
2964

Материалы по теме:

02.03.17 Коллекторы взяли паузу?

С 1 января 2017 года начал действовать федеральный закон и Указ Президента, согласно которым организации, взимающие долги с граждан, поставлены в жёсткие правовые рамки, а контроль над их деятельностью возложен на региональные Управления федеральной службы судебных приставов (ФССП).

Новости  [Архив новостей]


x

Сообщите вашу новость:


up