20.02.18

Как художник художникам

Сибирский ироничный концептуализм ждёт новые молодые имена

В 1999 году новосибирские художники спрятались в бомбоубежище от «ужасов» грядущей техногенной катастрофы 2000 года — в рамках концептуального проекта «Убежище вне времени». Художников заперли в бункере без связи с внешним миром, поэтому им пришлось развлекаться подручными средствами — снимать на видеокамеру пародии на разные жанры тогда ещё далекого современного искусства. Для обозначения жанра художники надели на носы синие крышки от бутылей с водой — так, собственно, знаменитые хулиганские «Синие Носы» и родились. Выйдя наверх, арт-группа разработала проект «народнического современного искусства» и начала работать в жанрах перфоманса, инсталляции и видео-арта, популяризируя идеи искусства «не для всех»: проекты «Синих Носов» вызывали зубовный скрежет у «культурных чиновников», но были близки и понятны всем. К примеру, арт-фотография «Целующиеся милиционеры», которая в рамках выставки «Соц-арт» должна была посетить Париж, вызвала истерику у бывшего министра культуры РФ Соколова и была названа «позором России». Одним словом, все 17 лет своего концептуального творчества «Синие Носы» жгли и будоражили.


А на днях отец-основатель арт-группы Вячеслав Мизин открыл в Новосибирском краеведческом музее персональную выставку «За тысячу лет до «Синих Носов», где выставил около 50 нежнейших, прозрачных акварельных работ. На полотнах — пейзажи Ленинграда, Клайпеды, Пскова, Новгорода и Новосибирска, обнажённые снеговики, наблюдающие в небе летающую тарелку. Никакого вызова и «концептуальной позы» — прекрасные работы профессионального художника.


— Это ответ всем, кто постоянно меня спрашивает: «А вы рисовать умеете?», — говорит Мизин с панковским гребнем на голове. — Я-то умею рисовать, а вот нынешнее поколение «актуальных художников», к сожалению, нет. Сейчас подросло поколение бойких шарлатанов-самоучек, которые научились с умным видом произносить сложные фразы, прочитанные в книгах по философии 50—60 годов, — ладно бы, современных авторов читали, так ведь, не хватает интеллекта на это. И вот эти «актуальные художники» пыжатся и разводят публику, выдавая им «пшик» за высокое концептуальное искусство. Поэтому я нашёл свои работы, сделанные 30 лет назад, и выставил, чтобы показать наш уровень. Да, мы имеем право на хулиганство, потому что мы умеем делать то, чему нас учили.


С Мизиным трудно не согласиться, «бойкие самоучки» захватили не только российское арт-пространство, но и смежные области — сейчас вам могут подать в частной пекарне кривобокий и непропечённый кекс и заверить, что «это — хэндмейд, это концептуально, главное, что сделано с душой». Художник соглашается: сейчас настало время самоучек, надо только сказать, «это концептуально» и «я так вижу». А самое обидное, что у неискушённой публики стирается грань восприятия — она перестаёт отличать настоящее от подделки и потребляет заведомо некачественный продукт. Тут и до культурологического «несварения» не далёко.

 


— «Синие Носы» — это сибирский ироничный концептуализм, проверенный временем, — отвечает Вячеслав на вопрос «А как живётся арт-группе в современных арт-реалиях?». — Это группа художников Омска, Томска, Красноярска и Новосибирска, которые до сих пор взрывают всем башню, потому что это — настоящее. Вот взять мою выставку: с одной стороны, это просто коллекция акварелей тридцатилетней давности, с другой — каждая вещь по отдельности — история частности, а все вместе — история обобщения. Я, на самом деле, считаю искусство спортом. Есть в нём некий дух соревнования. Вот вы меня спрашиваете, а наступают ли вам на пятки молодые и борзые концептуалисты? А я говорю, мне — нет.


Мизин считает, что «молодые и борзые» не выдерживают соревновательного забега — быстро сдуваются. Вот вчера загорелась молодая арт-звезда, а сегодня смотришь, нет её. Нет в них этой сумасшедшей энергии творчества, бьющей в старшем поколении, взять вот одного из отцов «Синих Носов» Константина Скотникова, у него что ни день, то открытие каких-то новых авангардных горизонтов.


— Молодёжь допинывать надо до нашего уровня, — резюмирует художник. — Заставлять в выставках участвовать, двигаться куда-то. Мы с Евгением Ивановым за неделю пять выставок открыли, и ещё на десять заряда есть. А на сегодня ситуация такова, что выставочных залов у нас больше, чем тех, кто готов в них выставляться.

Картины Мизина можно будет увидеть до 11 марта 2018 года.


Фоторепортаж смотрите здесь!

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up