14.02.18

Какого цвета «чёрный ящик»?

То, что мы знаем как «чёрный ящик», в авиации носит иное название — «бортовой аварийный самописец». Более того, «ящики» и форму имеют совсем не ящика, а шара или цилиндра. И цвета они не чёрного, а оранжевого.

 

— Бортовые регистраторы фиксируют параметры работы всех систем самолёта на протяжении полёта в максимально безопасном для повреждения состоянии. В случае ЧП данные устройства помогают выяснить причины происшествия. Даже при аварии регистраторы сохраняются в 99 случаях из 100. Приборы производят из титановых сплавов, а снаружи они покрыты слоем асбеста. В результате получается высокопрочный и жароустойчивый материал, — рассказывает экскурсовод музея Дзержинского района Кирилл Кузеванов. — А яркий оттенок — для того чтобы устройство было легче обнаружить, чтобы оно бросалось в глаза. Оранжевый цвет используют также в спасательных кругах, буях на море, в этом цвете выполнены жилеты путейцев на железной дороге.

 

Название «чёрный ящик» устройство получило из-за его сверхсекретности: первые самописцы могли обслуживать только специальные сотрудники. Все детали были строго засекречены. Такие меры были приняты для обеспечения максимальной объективности при расследовании катастроф. Чтобы легче обнаружить бортовые самописцы, в них встраивают радиомаяки и акустические звукоизлучатели. В случае аварии они автоматически включаются.

 

Параметры, которые собирает «чёрный ящик», постоянно расширяются. Сегодня они фиксируют до 300 пунктов. Например, давление топлива, обороты двигателей, температуру, скорость и высоту полёта, курс, действия экипажа и другие параметры. А изобретателем бортового самописца является австралийский учёный Дэвид Уоррен. Когда в 1953 году разбился первый в мире реактивный пассажирский лайнер «Комета-1», никто не мог понять причины трагедии. И Дэвид Уоррен задумался над тем, что записи переговоров экипажа и показаний приборов могли бы помочь в расследовании таких дел. Уже в 1957 году Дэвид вместе с коллегами создал первую модель «чёрного ящика», который мог записывать информацию и переговоры. Сегодня бортовой самописец является обязательным на всех авиалайнерах.

 

Любовь ЩЕРБАНЕНКО / Фото Валерия ПАНОВА

 

Предыдущие материалы рубрики:

back

Новости  [Архив новостей]

up