12.12.17

И дальше случилась любовь

Константин РАЙКИН о том, почему он не любит традиционное искусство, чем современный студент отличается от неандертальца и как выживают российские театры в эпоху постмодернизма.

Встреча с художественным руководителем театра «Сатирикон» прошла в рамках ХII Международного Рождественского фестиваля искусств — на площадке «Глобуса». Константин Аркадьевич долго собирался с духом, а потом интеллигентно предупредил: «Если будете задавать вопросы, связанные с моим “казнокрадством”, я взорвусь, и будет плохо и вам, и мне». Напомним, в начале этого года Константин Райкин заявил на седьмом съезде СТД, что всё больше далёких от творчества людей диктуют миру искусства свои правила, цензура вернулась на круги своя, а церковь начала вмешиваться в театральные дела. После заявления Райкина театр «Сатирикон» накрыла волна прокурорских проверок, которые выявили массу финансовых нарушений.

 

«Алчный бизнесмен и казнокрад»

 

— Я вижу, что в зале много журналистов, поэтому сразу хочу предвосхитить ряд вопросов. Понимаете, ситуация вокруг театра сейчас очень болезненная, а я же заводной — вы меня спросите, я заведусь, а потом лопну. Проткнуть меня сейчас очень просто, вокруг много несправедливости, лжи и злонамеренной клеветы, поэтому я сам и сразу скажу то, о чём вы меня будете спрашивать. Никакого бизнеса у меня нет, и все эти тонны лжи из серии «Райкин гребёт деньги под себя» — мыльный пузырь. У меня два источника дохода — театр и концертная деятельность, этим я занимаюсь всю свою жизнь и ничего другого делать не умею. Недавно поздравлял Володю Машкова, подписал ему открытку — «Алчный бизнесмен и казнокрад Райкин». Нет, ну а как вести себя в этом случае? Они на роль «казнокрада» выбрали совсем не того человека. Мои близкие люди знают, что я щедрый. И я знаю. Мне не жаль денег на благие дела. Я театром живу всю жизнь, мне только он и нужен.

О любви к «Глобусу»

 

— Я профессионал и могу с первого взгляда определить — хороший театр или нет. По каким-то неуловимым признакам, по запаху, по атмосфере — так библиофил может определить интересность и важность книги по одной обложке. Хорошие и плохие театры имеют свои специфические запахи. И я когда вдохнул запах «Глобуса», то очень удивился: он пах как настоящий, хороший театр. А всё дело в том, что мы прилетели в Новосибирск очень раздражёнными, был долгий путь, мы практически ночевали в московском аэропорту, а актёры народ экзальтированный, поэтому когда мы приземлились и ещё чёрт знает сколько времени сидели в каком-то автобусе, то рефлексия наша не имела границ. И, конечно, любви с первого взгляда с «Глобусом» не должно было случиться. Когда в наш автобус, который был, как дезодорантом, пропитан эмоциями, вошла Мария Ревякина (директор театра в 90-е годы. — Прим. ред.), я подумал: ну всё, держись, сейчас всё скажу. А она каким-то удивительным образом сгладила все углы, разрядила обстановку, и вот тогда я познакомился с командой этих сибирских амазонок, которые руководили театром и довели его до совершенствования швейцарских часов. А самое главное — сцена «Глобуса» очень похожа на сатириконовскую, единственная в России! Мы же нестандартные, бывший кинотеатр со своими нюансами, и у нас всё не так, как нужно. А приехали к вам и поняли, что ваша сцена — это то, что нужно «Сатирикону». И дальше случилась любовь. И я даже потом звал на директорствование в свой театр Марию Евсеевну, но в Москве за ней соискатели стояли в очередь, и она выбрала не меня. Надеюсь, что она жалеет (смеётся).

О вреде житейской температуры

 

— Знаете ли вы, что в театры ходит катастрофически мало зрителей? Есть мировая статистика: в любой театр любого города, будь это сто раз культурная столица, ходит всего 9 процентов жителей этого города! И это вместе с теми, кто пришёл в первый раз и сказал: нееет, это не моя чашка чая. Больше 90 процентов жителей любого города в мире вообще не ходят в театры! А это базовый вид культуры, понимаете? К сожалению, людей, которые нуждаются в духовной подпитке, с каждым годом всё меньше. Поэтому не нужно удивляться тому, что зашкаливают рейтинги у каких-то низкопробных и мещанских ТВ-программ, а у тонких, интересных проектов, как на канале «Культура», рейтинги нулевые. Людей грубых, не задумывающихся о жизни и судьбе, или, как называл их Достоевский, «деятелей», их гораздо больше. Но я верю и знаю, что случаются ситуации, когда вот такие «деятели» открываются творчески. Есть такое утверждение, что «творчество не может изменить мир», вот я с этим совсем не согласен. Творчество меняет человека, я на примере своего театра говорю. Существует в природе «духовная баня», которая на какие-то часы смывает с человека весь его наносной социальный шлак, и имя ей — театр. На два-три часа, когда идёт серьёзный спектакль, люди чрезвычайно меняются. Это поразительные, божественные метаморфозы. Приходит публика, вся разношёрстная, неоднородная — я за ними всегда в щёлку наблюдаю. Вот сидят они, пересмеиваются, и мы за кулисами ворчим: «Опять спектаклю не повезло, публика какая-то несобранная». А в честь чего она должна быть собранная-то? Но начинается спектакль, и если он правильно сделан, то — раз, и они единое целое. В них Бог проснулся. Понимаете, мы ссоримся и тявкаемся друг с другом только на уровне «житейской температуры» — 36, 6, это не художественная температура. И когда мы живём только на уровне такой температуры, в нас куча распрей и несогласия. Как только мы возвышаемся над собой, в нас просыпается Бог. Да, в ком-то Бог после «духовной бани» вновь уснёт, но зарубка на сердце останется. Михаил Чехов говорил: есть «Я — житейский», а есть «Я — Творец». Любой человек может подняться над собой с помощью искусства.

О традиционном искусстве

 

— В последнее время ОНИ (ну мы понимаем, о ком речь!) говорят с придыханием: нужно возвращаться к традиционному искусству, потому что в нём заложены все эти духовные скрепы и патриотизм. И глаза округляют: нельзя предавать традиционное искусство, вы все предаёте традиционное искусство! И не понятно, какой смысл они вкладывают в это понятие? Что такое традиционное искусство в их понимании? Застывшие, скучные формы? Этот «фасадный» патриотизм, от которого нормального думающего человека уже с души воротит? Так это не имеет отношения к искусству и к нашим традициям. И люди не принимают эту подмену, начинают протестовать, отсюда и возникают все эти конфликты и непонимания.

Ещё с деревьев не спустились

 

— Я люблю своих студентов, они яркие, живые, они идут на сцену, потому что по-другому не могут. Но, бог мой, какой у них убогий уровень образования… Школьный багаж стремится к нулю: не читают, пишут с ошибками. Они, понимаете, ещё с деревьев-то не слезли. Все эмоции невразумительными звуками передают: ну, вот, да, не могу, хочу, сцена… А некоторые на вопрос «почему хотите стать артистом?» отвечают: хочу сниматься в сериалах, зарабатывать большие деньги и быть знаменитым. Я сразу говорю: спасибо, что раскрылись сразу, до свидания. Ко мне очень трудно на курс поступить, у меня не три тура, как во всех театральных вузах, а пять. А ещё собеседования бесконечные, разговоры по душам, я боюсь ошибиться. Могу прослыть злодеем, но и в театре у меня «лишние» люди не задерживаются, сразу расстаюсь, если вижу, что это не мой актёр. Знаете, сколько знаменитых сегодня артистов начинали в «Сатириконе»? Удивитесь, если я вам назову эти фамилии. Но не буду, у людей всё хорошо, они востребованы, и у меня всё замечательно.

О бедном театре замолвите слово

 

— Судьба российского театра сегодня трагична. Я много езжу с концертами по России, обязательно посещаю на гастролях местные театры. Где-то люди пытаются жить, искать новые формы, где-то, наоборот, уходят на дно и существуют в каком-то сне. Трудно с репертуарной политикой, трудно с кадрами, все в столицы стремятся уехать. Но в Новосибирске с театральным искусством всё замечательно. Помню, когда посмотрел спектакль Тимофея Кулябина «Три сестры», пришёл в настоящий восторг. Он же вдохнул в этот затасканный, захватанный чеховский текст такую свежесть, такую правду жизни! Меня потом спрашивали: вот зачем он «перевёл» спектакль на язык жестов, что он этим хотел сказать? Да он освободил Чехова от всех этих бесконечных клише! Вот таким должен быть российский театр, я считаю.

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерий ПАНОВА

back
305

В Заксобрании


24.05.18
64

Расселение ветхого и аварийного жилья, квартиры для детей-сирот, состояние мест лишения свободы — лишь некоторые из сфер, подконтрольных региональному омбудсмену.

24.05.18
103

Депутаты заксобрания требуют от минсельхоза области реальных мер по спасению молочного животноводства.

24.05.18
70

Благодаря усилиям областных депутатов село Красный Яр Ордынского района не упадёт в Новосибирское водохранилище.

Политика


17.05.18
206

Федеральный проект «Безопасные и качественные дороги» выйдет за пределы крупных городских агломераций.

27.04.18
488

Какой должна стать дорожная карта по реализации задач, поставленных в послании Президента РФ Федеральному собранию? Эту и другие темы обсудили во время дискуссий на муниципальном уровне, а затем на итоговом форуме «Единая Россия. Направление — 2026».

26.04.18
521

Трамвайно-троллейбусную сеть правобережья Новосибирска могут передать в концессию.

Экономика


24.05.18
68

Почему транспорт влияет на экономику и как их заставить максимально эффективно работать в одной упряжке, обсуждали на VII Международном Сибирском транспортном форуме.

17.05.18
194

Агентство инвестиционного развития Новосибирской области готово предложить бизнесу максимально комфортные условия для инвестиций.

17.05.18
234

Самозанятых намерены вывести из тени.

Общество


25.05.18
898

Газета «Ведомости», сайт ведомостинсо.рф и интернет-магазин Zoo.City объявляют конкурс фотографий «Мой любимый питомец»! Ждём фото до 29 мая!

24.05.18
66

Работа дома — мечта или реальность?

24.05.18
135

Когда в Новосибирске построят синхротронный ускоритель и почему это важно для развития проекта «Академгородок-2.0»?

Культура


24.05.18
128

На сцене НОВАТа обрела женское счастье мультимедийная «Золушка».

24.05.18
69

На ступенях «Красного факела» уличным перфомансом стартовал пятый театральный фестиваль «Ново-Сибирский транзит».

21.05.18
232

В «Победе» пройдёт вечер французского шансона, в «Бродячей собаке» вспомнят Сергея Фалетёнка и другие события. С 24 мая. Выбирайте!

Спорт


24.05.18
100

В Новосибирске в третий раз прошёл областной фестиваль массового футбола.

23.05.18
128

Более двух тысяч человек в Новосибирске приняли участие во II Всероссийском полумарафоне.

17.05.18
175

Сразу четыре крупных соревнования по судомодельному спорту прошло в Новосибирске.

x

Сообщите вашу новость: