06.12.17

Искусство с особенностями

В Новосибирске набирает силу движение социальных театров. Что это такое и почему социальный театр нужен всем нам?

Премьерные эмоции актёров театра «Особенный ТИП».

Современный театр переживает время метаморфоз: режиссёры находят новые формы, спектакли «уходят» с привычных подмостков и превращаются в проекты, а зритель меняет пассивную роль наблюдателя на активность участника. Театр перестаёт быть «классикой жанра», становясь, в том числе, способом интеграции «особых людей» в общество и дискуссионной площадкой для решения самых острых социальных проблем.
С помощью экспертов, режиссёров и актёров социальных театров мы попытались познакомиться с новым явлением, которое, к счастью, имеет место и в нашем городе.

 

Ангелы с усами

Новосибирская театральная интеграционная студия «Особенный ТИП» родилась в 2015 году — как проект Новосибирского отделения Союза театральных деятелей и театра «Старый дом». Это настоящий театр «равных», где каждый актёр — особенной судьбы, где на одной сцене проживают эмоции незрячие, слабослышащие и те, кто испытывает трудности с передвижением. Это настоящий гимн человеческому духу, свободному от условностей, навязанных нам обществом и социумом.

 

— Однажды две мои подруги предложили мне создать театральную студию, я подумала — это знак судьбы, — рассказывает идейный вдохновитель студии Ольга Стволова. — Я всегда любила театр и понимала, что это — идеальная форма раскрепощения людей, развития их способностей, обучения взаимодействию. Обратилась за помощью к своей подруге — журналистке Рите Логиновой, она свела меня с театральным продюсером Юлей Чуриловой, потом на нашу первую встречу пришла Галина Пьянова, режиссёр «Старого дома», — и всё закрутилось.

 

Единомышленники не стали отправлять письма в общественные организации, потому что хотели, чтобы народ пришёл на проект добровольно: просто написали в соцсетях, что идёт набор актёров в проект «Особенный ТИП» — как здоровых, так и с инвалидностью. Неожиданно пост получил отклик — пришло много желающих, кастинг проводить не стали и решили взять всех. Практика и время показывают, что часть добровольцев всегда отсеивается, что и случилось: кто-то поступил в институт, кто-то уехал на реабилитацию, а кто-то просто понял, что это «не моя чашка чая».

 

Было страшно: смогут ли одновременно выйти на сцену люди, которые не видят, не слышат и не ходят? Оказалось, что не только могут, но и прекрасно проживают созданный режиссёром образ, «вдыхая» в него свою боль, нежность, характер, страх и радость. Сначала ребята репетировали «необыкновенный концерт», где каждый выходил на сцену со своим номером: один читал отрывок «Отчего люди не летают как птицы?», другой — монолог из «Пер Гюнта», но выразительные пазлы театрального калейдоскопа так и не складывались в один узор. А потом пришла Галина Пьянова и превратила концерт в спектакль «Ангел с усами».

 

— Мы поставили и спектакль "Моя сказка" — он  о любви, — делится  Оля. — Я бы отнесла «Сказку» к жанру документального театра, к вербатиму. Театральное представление полностью состоит из реальных монологов или диалогов обычных людей — сначала мы планировали рассказывать простые сказки, но постепенно пришли к «настоящему». Всё равно любая история получается с элементами иносказательности, то есть каждый поведает если не о принце, то удивительный сказ своей жизни точно. Например, у нас в труппе есть молодой человек с синдромом ДЦП, который учился в школе для обычных детей и сейчас в сборной по хоккею занимается: он расскажет, какой необыкновенный путь прошёл.

 

Критик и член жюри 28-й театральной премии «Парадиз» Глеб Ситковский считает, что сейчас театр «пытается рвать границы, которые ему отведены, и занимать территории, которые раньше не занимал». Он прорывается во все сферы жизни и искусства, он выходит на улицы, на вокзалы, в больницы и тюрьмы — он живёт и дышит своей особенной жизнью.

 

— Это происходит повсеместно и совершенно точно не делается из жалости или из снисходительности к людям, которые не похожи на тебя, — уверен театральный критик. — Театр становится местом встречи с «другими людьми». Помимо социальной функции, речь идёт и о том, что для искусства театра критически невозможно забиваться в кокон. Если театр будет ставить только Чехова с Шекспиром и делать вид, что ничего вокруг не происходит, то он умрёт. Этой болезнью русский театр переболел в девяностые годы, когда не ставилась современная драматургия, когда вообще никак не интересовали проблемы сегодняшнего дня.

Театр-студия «Белый воробей» — искусство жестов.

Танец жестов

Есть в Новосибирске удивительный, интегрированный театр, в котором служат глухие, слабослышащие и слышащие артисты, — театр-студия «Белый воробей». Родился он в 2003 году как студия пантомимы слабослышащих людей, которые мастерски могут говорить на языке тела из-за своей особенности. Но студия слабослышащих — это опять условности, гораздо интереснее существовать на одной площадке и глухим людям, и обычным, которые могут перенять от своих партнёров красоту жизни и помочь им социализироваться в этом безумном мире.

 

— Когда я не знал ни одного слова на языке жестов и встречал на улице или в метро глухих, машущих своими руками-словами, руками-фразами, меня всегда завораживал их полёт, — рассказывает главный режиссёр театра Алексей Талашкин. — В глазах этих ребят я видел какую-то необыкновенную, едва уловимую тень. Я видел силу, с которой они выросли, ведь без этой силы невозможно было проплакаться в тот самый день, когда ты понял, что не слышишь маму. Я догадывался об этой силе, потому что сами они настолько к ней привыкли, что или не замечали её, или спрятали глубоко внутрь и забыли о ней. Начать говорить на улице жестами — это значит показать всем: смотрите, я не такой, как вы. На это тоже нужна сила. А они жестами не только говорят, они рассказывают анекдоты, читают стихи, матерятся, поют. И при этом могут и плакать, и улыбаться. Но тень этой силы я вижу в них всегда.

 

В репертуаре театра «Белый воробей» пять спектаклей, обласканных зрителями и российскими театральными критиками. Ребята активно участвуют в различных фестивалях, делятся своим мастерством с другими городами. В сентябре этого года приняли участие в фестивале социальных театров, организованном новосибирским отделением СТД, — этот проект должен был дать зелёный свет развитию социальных театров в Новосибирске.

 

— Социальный театр — это вообще не метод, а понимание того, что искусство принадлежит народу, — говорит Борис Павлович, известный режиссёр, чьи постановки в Новосибирске всегда становятся событием. — В том числе и народу с ограниченными возможностями. Я не верю в то, что инклюзивному театру нужен специаль­ный инструментарий. Мы должны научиться обобществлять те профессиональные навыки, которые у нас есть.

Сила движения

В апреле этого года исполнилось 15 лет новосибирской общественной организации «ДАУН СИНДРОМ» — поздравить друзей приехал и театр из Омска, где все актёры имеют пару лишних хромосом. 12 солнечных людей вышли на сцену камерного зала филармонии, чтобы показать настоящий спектакль «Слон Хортон» (с реквизитом, афишами и костюмами!) и сорвать аплодисменты зрительного зала. Возраст­ной состав труппы — от 14 лет до 31 года. Главный режиссёр театра «Планета друзей» Наталья Гаврилова рассказала, что у многих актёров есть серьёзные нарушения речи, поэтому репертуар подбирается с учётом синтеза: кто-то подаёт реплики, а кто-то разговаривает на языке жестов. Но не надо думать, что работа с такими особенными людьми — каторжный труд, совсем наоборот, солнечные люди очень послушны и добродушны.

 

Движение социальных театров набирает силу: всё чаще люди с особенностями здоровья выходят на городские площадки, чтобы говорить с обществом о своей жизни, акцентируя внимание социума на каких-то болевых точках. К примеру, театр «ДРАМА», который существует при региональной общественной организации по борьбе с сахарным диабетом «ДиалайфСибирь», недавно потряс спектаклем о жизни инсулинозависимых людей, показав городским чиновникам все «прелести» такого бытия.

 

— Работа в социальном театре требует от режиссёра определённого набора человеческих качеств, — уверен главный режиссёр академического молодёжного театра «Глобус» Алексей Крикливый. — Вот, к примеру, Боря Павлович интегрирует особенных людей в спектакль БДТ «Язык птиц», и я понимаю, сколько душевных сил он на это тратит. Мы на базе нашего театра попытались создать творческую лабораторию «Инклюзион», где наши студенты с разными возможностями пробуют себя в разных театральных дисциплинах. И я, погружаясь в эту тему, хочу сказать, что такие театры не должны нести на себе только социально-реабилитационную функцию. Не должно быть этого разграничения на людей «первого», «второго» и «третьего» сорта — хотя общество всё еще делит всех нас на «своих» и «других». Искусство — оно всегда искусство, независимо от того, кто его несёт в себе, кто дарит его нам.

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото предоставлено новосибирскими театрами.

back
4
4

В Заксобрании

21.02.18
45

Новые рабочие места, чистая вода и жильё для фельдшера: чего ждут от своего депутата жители сёл Соколово и Малый Оёш Колыванского района?

15.02.18
143

Бульдоги, мопсы, йоркширские терьеры: какие собаки живут у депутатов заксобрания, родившихся в годы Собаки?

14.02.18
96

Депутаты-аграрии попросили полмиллиарда рублей на спасение отрасли.

Политика

23.02.18
19

Отчёт врио Губернатора Новосибирской области А. А. Травникова «О результатах деятельности Правительства Новосибирской области за 2017 год» на сессии Законодательного Собрания Новосибирской области

14.02.18
103

Кто из кандидатов на пост президента уже побывал в Новосибирске и кто ещё приедет с агитацией?

31.01.18
188

Успешным назвал первый этап реиндустриализации экономики НСО вице-премьер РФ Аркадий ДВОРКОВИЧ. Что в первую очередь необходимо сделать на втором этапе?

Экономика

14.02.18
115

Комплексное развитие сельских территорий является приоритетной задачей власти, но люди продолжают уезжать в более благополучные места.

01.02.18
172

Область закончила 2017 год с бюджетным профицитом, а доходы региональной казны оказались на 10 млрд выше, чем было запланировано в начале года.

31.01.18
184

Новый фонд развития промышленности и центр поддержки предпринимательства появятся в Новосибирской области.

Общество

23.02.18
35

На каких зданиях в Новосибирске сохранились мозаичные панно и почему одну из известных мозаик могут снять, чтобы перенести в другое место?

15.02.18
71

Зачем в сибирских избах окна делали со всех сторон? Об этом школьникам рассказывают в Центре истории развития Ленинского района Новосибирска.

15.02.18
74

Во втором выпуске новой рубрики «Ведомостей» мы продолжаем знакомить читателей с музеями региона, подведомственными министерству культуры Новосибирской области.

Культура

20.02.18
45

Бесплатные экскурсии по выставке женского костюма из коллекции Александра Васильева, битва лучших комиков Сибири. С 22 февраля. Выбирайте!

20.02.18
123

Сибирский ироничный концептуализм ждёт новые молодые имена

14.02.18
539

Достоевский, Бомарше, Шоу… Классические постановки и экспериментальные спектакли новосибирских театров, которые мы увидим этой весной.

Спорт

31.01.18
160

Уникальные школьные соревнования по огневой подготовке в седьмой раз прошли в Новосибирске.

24.01.18
216

В ближайшие дни окончательно решится, кто из новосибирских спортсменов поедет на Олимпиаду в Южную Корею.

15.01.18
271

В клубе «Мир Бокса» прошло первенство Новосибирской области по боксу среди юношей 2004—2005 годов рождения.

x

Сообщите вашу новость: