09.03.17

Из любви к музыке

РОВЕСНИКИ ОБЛАСТИ В год юбилея НСО своё 80-летие отмечает и Новосибирская филармония, ставшая созвездием плеяд на культурном небосводе Новосибирска.

В музее Арнольда Каца.

15-го марта состоится концерт-открытие Четвёртого Транссибирского арт-фестиваля. Символично, что этот первый концерт фестиваля «Филармония — 80 лет вокруг света» посвящён юбилею Новосибирской филармонии, которая является главным партнёром Вадима Репина в организации и проведении фестиваля с начала его истории. По словам знаменитого музыканта, решающую роль в осуществлении замысла Транссибирского арт-фестиваля сыграл Новосибирский академический симфонический оркестр. В эти фестивальные вечера оркестр выйдет на сцену ГКЗ в пяти программах, в том числе 27 марта в программе «Федосеев — 85!», когда за дирижёрский пульт встанет легендарный маэстро Владимир Федосеев, худрук и главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского, народный артист СССР, солировать будет американский пианист с международной карьерой Николас Ангелич, прозвучат произведения Вебера и Брамса. В концертах фестиваля также выступят Филармонический камерный оркестр и Хоровая капелла.

 

Комета Станчича

История филармонии начала свой отсчёт 1 января 1937 года. Время было непростое, смутное, но основатели филармонии были полны надежд и лучших устремлений. Первый директор Иван Людвигович Станчич — хорват, связавший свою судьбу с Советской Россией, приехал в наш город в 28-м с молодой женой. Через пять лет он назначен начальником Управления Театрально-Зрелищными Предприятиями Западно-Сибирского края, одновременно учится на курсах Мейерхольда, способствует приезду в наш город многих замечательных актёров, в том числе Веры Редлих, ставшей в последствии знаменитым режиссёром театра «Красный факел».

В 34-м году Станчич организовывает симфонические концерты, по его инициативе  создаётся Первая музыкальная школа. Через год, в 1935-м, назначен директором театра «Красный факел», под его руководством к зданию бывшего Купеческого собрания пристраивается огромная по тем временам сценическая коробка. Он же организовал хоровую капеллу и учебную студию при ней, надеясь подготовить хористов к открытию здания оперы, которое ожидалось в 1938-м. Но мечтам этим не суждено было сбыться. «Станчич был “приговорён” ещё до начала массовых репрессий. Он был руководителем, и притом весьма заметным, он был иностранцем, а это сразу бросало на него более чем серьёзное подозрение. И, конечно же, он стал объектом доноса», — пишет в своей книге об истории филармонии Владимир Калужский, художественный руководитель Новосибирской филармонии с 1995 года, заведующий кафедрой истории музыки, профессор Новосибирской государственной консерватории.

Меньше чем через год после создания филармонии, в декабре 1937, Ивана Станчича арестуют и расстреляют, капеллу распустят, а её инспектору будет предписано срочно приступить к организации при филармонии коммерческого профессионального ансамбля массовой народной песни. Всего девять лет жизни в Новосибирске, а след от кометы по имени Иван Станчич виден до сих пор.

 

Публику нужно растить

С осени 1941 года Новосибирская филармония временно прекратила свою деятельность в связи с эвакуацией в Новосибирск Ленинградской филармонии. Но эти несколько лет рядом с выдающимися музыкантами и композиторами сказались на музыкальной жизни города, подняв её на новый уровень. Дирижёр Евгений Мравинский и блестящий лектор, эрудит, знавший больше 20 языков, художественный руководитель Ленинградской филармонии Иван Соллертинский, формировали репертуарную политику симфонического оркестра из убеждения: публику нужно растить, а не давать ей незамысловатую, лёгкую музыку, которую она воспримет без труда. В итоге основой программ оркестра стали лучшие образцы европейской классики и сочинения современных советских композиторов. И если сначала на концерты  ходили лишь эвакуированные ленинградцы, то в скором времени залы стали заполнять и новосибирские слушатели. Новосибирск одним из первых в стране услышал произведения Дмитрия Шостаковича: в июле 43-го состоялась новосибирская премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии, а в феврале 44-го — премьера Восьмой симфонии. Несколько дней спустя в возрасте 41 года скоропостижно скончается Иван Соллертинский, его похоронят на Заельцовском кладбище, в память о друге Шостакович напишет Второе фортепианное трио, а на здании ДК им. Октябрьской революции, где в годы войны располагалась Ленинградская филармония, со временем появилась именная табличка. 

— Сегодня у нас есть своя симфоническая публика, поэтому и в наших симфонических абонементах звучит самая разнообразная музыка — классика, музыка XX и XXI столетий, самые разнообразные имена, есть, конечно, и легкомысленная музыка, скажем, к Новому году, в основном же это серьёзный диалог со слушателем. Если посмотреть программу Ленинградской филармонии, мы работаем примерно в одном ключе, — говорит Владимир Калужский. — У нас есть музыка, которую очень любят слушатели, и есть произведения забытой или незаслуженно отринутой высокой классики. Есть программы для подрастающего поколения, которые включают в себя разную музыку. Два года тому назад мы начали цикл концертов для детей «Композиторы-путешественники». Своего рода сериал, в котором композиторы представлены как люди много путешествующие: кто в карете, кто в поезде, кто на самолёте — Моцарт, Мендельсон, Прокофьев.

 

Лицо сибирской музыки

В 1942 году в Новосибирске вокруг Ленинградской филармонии начали группироваться эвакуированные композиторы и музыковеды — Георгий Свиридов, Кирилл Молчанов, Матвей Блантер, Оскар Фельцман и другие. Это позволило осуществить довоенную идею — создать в городе композиторскую организацию, что и было сделано 25 января 1942 года. Объединение авторов Западной Сибири, Хакасии и Алтая стало самым крупным в регионе, и вот уже 75 лет оно определяет лицо сибирской музыки. 
В честь этой праздничной даты в Новосибирской филармонии проходит цикл концертов, где звучат сочинения сибирских композиторов.

— Сегодня организация объединяет 31 композиторов. Многие из них работают в театрах: музкомедия ставит мюзиклы Андрея Кротова, сам он работает в театре «На левом берегу»; Роман Столяр трудится в театре «Глобус»; Андрей Попов — в «Красном факеле»; много лет работает в Областном театре кукол Владимир Натанзон. Очень важно найти исполнителей, которые бы продвигали твою музыку. У нас был уникальный случай — мюзикл «Кентервильское приведение» молодого композитора Андрея Молчанова был поставлен на сцене Оперного театра, — говорит Владимир Калужский, председатель Сибирской организации Союза композиторов России. — Учитывая приближающиеся международные события, 8 марта, надо отметить, что в новосибирском союзе немало женщин-композиторов — Ираида Сальникова, Елена Демидова, Елена Джагарова, Оксана Сереброва.

 

Страсть к дирижированию

К отъезду ленинградцев, в апреле 1944 г., начался период восстановления Новосибирской филармонии. В штат её вошёл Сибирский русский народный хор, были созданы эстрадный отдел, Театр чтеца, музыкально-литературный лекторий, в Новосибирск с гастролям приезжали ведущие музыканты страны. С симфоническими концертами выступал объединённый оркестр радиокомитета и оперного театра.

Совершенно иной масштаб симфонические концерты обрели с образованием в 1956 году Новосибирского симфонического оркестра. Его создатель, лауреат Государственной премии России, народный артист СССР, профессор и легенда Новосибирска Арнольд Михайлович Кац так вспоминал о своём детстве: «Я бакинец — родился и вырос в Баку... Отец мой был врачом. И мне в детстве казалось, что он втайне мечтал, чтобы я пошёл по его пути. Но победила музыка — мне нравилась скрипка… Наша семья была поистине трудовая…Работа, предельная занятость — вот стиль жизни моих родителей, вот та закваска, что впоследствии определила довольно трудную черту моего характера — неумение праздно отдыхать, бездельничать». Во время войны он был призван в армию. С войсками дошёл до Берлина. И только в 1949 окончил консерваторию — как скрипач. Ему страстно хотелось дирижировать, «во что бы то ни стало», но прошло много лет, прежде чем он получил право руководить оркестром. Об этом и многом другом могут поведать экспонаты Музея имени Арнольда Каца в Государственном концертном зале его же имени. Музей начинает работу за час до концерта, а закрывается после антракта. 

Сегодня Новосибирский государственный симфонический оркестр  возглавляет триумвират: художественный руководитель и главный дирижёр Гинтарас Ринкявичус, главные приглашённые дирижёры Томас Зандерлинг и Фабио Мастранжело. Уже известно, что с начала нового филармонического сезона, в сентябре этого года, художественным руководителем и главным дирижёром станет Томас Зандерлинг, немецкий и российский дирижёр, родившийся в Новосибирске в 1942 году, в семье дирижёра филармонического оркестра Ленинградской консерватории Курта Зандерлинга.

— Действительно, контракт маэстро Ринкявичуса истекает в конце текущего концертного сезона. Мы очень благодарны маэстро за те 10 лет, что он возглавлял оркестр. Он руководил коллективом в тяжёлое время — когда внимание было приковано к тому, как будет жить и развиваться коллектив после ухода из жизни своего создателя, маэстро Каца. Было много больших, знаковых событий, были большие и успешные гастрольные туры, был успех и главное — было развитие, — говорит Владимир Калужский. — Мировая практика такова, что дирижёры в оркестрах меняются. Случай, когда Арнольд Михайлович руководил коллективом на протяжении 50-ти лет — уникальный, один из немногих в истории. Сейчас же все — и оркестр, и дирижёр — сразу знают, на какой срок заключен контракт. Все понимают, что он истечёт и после этого для каждого из них будет открыта новая страница.

Решение о назначении новым главным дирижёром Томаса Зандерлинга принято художественным советом оркестра. Контракт заключён на три года.

 

Наше время

6 марта в 12 часов дня артисты ансамбля «Маркелловы голоса» во главе с их руководителем Игорем Тюваевым устроили флешмоб в переходе метро станции «Площадь Ленина». Акцию музыканты приурочили к наступающему Международному женскому дню и 80-летию Новосибирской государственной филармонии. Артисты ансамбля смешались с толпой, а затем один за другим, запели композицию из африканского фольклора — Lion Sleeps Tonight (из мюзикла Элтона Джона «Король Лев»), и песню Kuo. Во время исполнения волонтёры филармонии дарили потрясённым женщинам, остановившимся послушать пение, тюльпаны.

«Акустика здесь очень хорошая, прозвучало, по-моему, всё прекрасно. Мы сознательно выбрали два номера из африканского фольклора — потому что мы все так измучены зимой, нам всем так не хватает тепла и солнца, что мы решили именно эти ощущения подарить женщинам», — говорит Игорь Тюваев, худрук ансамбля «Маркелловы голоса».

Сегодня Новосибирская государственная филармония — крупнейшая концертная организация России. Она объединяет 19 творческих коллективов, каждый из которых подобен планете со своей особой орбитой в единой системе координат — Новосибирской филармонии. Вместе они дают более 2000 концертов в городе и области, самой разной направленности — классические и джазовые, эстрадные и фольклорные, музыкально-литературные и образовательные.

— Мы назвали наш юбилей «Филармония — 80 лет вокруг света». Понимать это можно и буквально, как наши поездки по разным странам мира. К юбилею составили карту, на которой отмечены места, где ступала «наша нога». Оказалось, это действительно почти кругосветка. От Аляски, где побывал Вокальный ансамбль Павла Шаромова, и Канады, куда выезжал фортепианный дуэт Геннадия Пыстина и Дмитрия Карпова, до Тайваня, где выступал ансамбль ранней музыки «Insula Magica», и Японии, в которой побывали «Новосибирская камерата» и симфонический оркестр. Среди гастрольных поездок — страны Южной Америки и Азии, я уже не говорю о Европе. Несколько лет тому назад в Париже побывал Русский академический оркестр. Сейчас вот «Маркеловы голоса» вернулись из Южной Кореи. Планируется ещё целый ряд поездок, — замечает Владимир Михайлович. — Кроме того, та музыка, которая у нас звучит, тоже своего рода путешествие вокруг света, потому что мы представляем музыкальный мир как явление многообразное и нам подвластное. Наконец, люди, которые к нам приезжают: это может быть дирижёр из Китая, певец из Польши, солист из Италии. Мы сейчас готовимся встречать гостей Транссибирского арт-фестиваля, и уже работаем на Рождественский фестиваль, который состоится в декабре, есть вероятность, что к нам приедут хоровые коллективы из Канады, Южной Кореи и, конечно, наши российские коллеги. Одним словом, на месте мы не стоим, постоянно развиваемся и расширяем границы.

 

Автор Марина ШАБАНОВА
Благодарим за предоставленные материалы Новосибирскую филармонию и лично Марину МОНАХОВУ.
Фото Валерия ПАНОВА, Ростислава НЕТИСОВА

В Заксобрании

08.08.17

В Черепаново после реконструкции открыли вокзальный комплекс.

03.08.17

Посёлок Горный отпраздновал 65-летие.

03.08.17

Федеральный приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» успешно реализуется в Новосибирской области.

Политика

03.08.17

На избирательном округе №21 за право стать депутатом заксобрания будут бороться пять партийных кандидатов.

20.07.17

Завершён приём документов от желающих участвовать в дополнительных выборах депутатов заксобрания области по округу №21 и горсовета Новосибирска по округу №14.

13.07.17

Грядёт очередная школьная реформа: с муниципального уровня школы переведут на региональный.

Экономика

28.07.17

Вердикт специалистов: строительная отрасль Новосибирской области только начинает погружение в затяжную рецессию.

20.07.17

В животноводстве региона всё больший упор делается на новые технологии в приготовлении кормов.

20.07.17

Всё больше людей по всей стране начинают получать зарплату на банковские карты «Мир». Одним из первых эти карты стал предлагать Сбербанк.

Общество

18.08.17

Наверное, не каждая митрополия Русской православной церкви может похвастаться наличием собственной «плавучей» церкви.

09.08.17

«Жаш Толкун» объединил молодых российских киргизов.

09.08.17

В Новосибирске, согласно данным переписи населения 2010 года,
проживают 5, 7 тыс. азербайджанцев.

Культура

07.08.17

С каждым годом всё больше уличных музыкантов ускоряют процесс «европеизации» сибирского мегаполиса.

03.08.17

В конце августа в Новосибирске пройдёт III Уличный фестиваль артистов «Шляпа».

03.08.17

В Новосибирске сразу на трёх площадках представлены работы лучших российских фотографов — всего восемнадцать выставок.

Спорт

24.07.17

В Новосибирске состоялся открытый чемпионат региона по стрельбе из лука.

06.07.17

В Болотном состоялся финал VIII Спартакиады муниципальных образований Новосибирской области.

30.06.17

30 июня в Новосибирске пройдёт уникальный турнир по смешанным единоборствам.

x

Сообщите вашу новость:

Visual CaptchaПожалуйста подтвердите что вы человек, введя символы с изображения.