22.03.18

Из космоса — в Новосибирск

Директор Музея города Елена ЩУКИНА о том, почему музей Юрия Кондратюка стал музеем Новосибирска, как прошло первое в России ночное открытие памятника и чем интересна калошница.

Музей города — один из самых молодых в Новосибирске, но по обилию идей, по количеству проводимых мероприятий он легко даст фору своим более «возрастным» коллегам, а на некоторых его экспонатах, кроме музейной пыли, есть самая настоящая космическая пыль. У такого необычного музея и директор должен быть необычный — и Елена Щукина своими рассказами только подтверждает это мнение.

Работа без конкуренции

— Елена Михайловна, когда вам впервые захотелось стать музейным работником?

 

— Интерес к музеям возник ещё в школе. Мне нравились история и иностранные языки, и я думала, что стану или переводчиком, или музейным экскурсоводом. Поступая в Новосибирский педуниверситет, долго думала, на какой пойти факультет, и выбрала в итоге исторический — проще совместить изучение языков с историей, чем историю с языками. Потом вышла замуж, и мы решили: муж работает, а я занимаюсь воспитанием детей. Детей у нас трое — сначала вместе родились две девочки, а через 15 лет ещё одна. Какое-то время между рождением детей я преподавала в школе историю с минимальной нагрузкой — два часа в неделю, и два года работала в производственном бюро по охране памятников. И только когда третья дочь немного подросла, в 1995 году я решила, что пора уже поработать серьёзно. А поскольку живём мы рядом с домом Юрия Кондратюка, где в то время был его мемориальный центр, то вопрос, куда пойти работать, для меня не стоял. Директору центра Владимиру Александровичу Поливанову я принесла целый список идей, и мы сразу нашли общий язык.

 

Постепенно мы поняли, что одной космонавтикой ограничиваться нельзя, и стали выходить на городские темы. Сначала это был Новосибирск конца двадцатых — начала тридцатых годов, времени, когда здесь жил Кондратюк. Стали подбирать материалы о том времени, помещали их в экспозицию, чтобы люди представляли, каким был город в то время, как здесь жили люди.

 

— Вы ожидали тогда, что возглавите музей?

 

— Заниматься организационной работой я очень не хотела — мне всегда были ближе исследования, работа над проектами. Но в 2003 году меня назначили директором. Время было непростое. Город нас не трогал: не мешал и не помогал. Говорили: «Сможете — выкарабкаетесь, не сможете — присоединим вас к другому музею». И выкарабкались: в 2006 году мэрия и спонсоры помогли нам привести внутренность здания в порядок и сделать новую экспозицию о Кондратюке. А в 2009 году управление культуры мэрии возглавил Владимир Ефимович Державец, который решил создать музей города. Мне сказали, что с чистого листа музей создавать не будут, а появится он на нашей базе. Так в 2010 году мы стали Музеем города Новосибирска, нам увеличили штаты и передали дополнительные площади.

 

Сама идея музея, кстати, не нова: ещё в 1943 году, в разгар войны, когда Новосибирску исполнилось 50 лет, юбилей хотели отметить открытием такого музея, но тогда это не получилось. Позднее к этому вопросу тоже возвращались. Многие говорили: у нас есть краеведческий музей, зачем его дублировать? Но история города настолько богата, что работы по её изучению хватит всем музеям без всякой конкуренции.

Приключения портфеля и медвежонка

— Как вы пополняли фонды?

 

— Мы сразу решили: у нас будут сменные выставки на разные темы. Делать что-то стандартное не хотелось: настолько сама атмосфера здания по Советской, 24 пропитана духом оригинальности. Стали обращаться к горожанам, коллегам из других музеев с просьбой приносить предметы для выставок. А готовя выставки, мы всегда идём по трудному пути: не просто выставляем экспонаты, а преображаем пространство вокруг них. Например, придумали выставку «Забавы городской детворы» — о том, как дети отдыхали 50—100 лет назад. Мы устроили отдельные уголки для девочек и мальчиков, предлагая всем посетителям окунуться в детство. И когда видели молодёжь, которая зависала у нас на два часа, сидя на ковриках и играя с нашими экспонатами, то понимали — это высочайшая оценка! А приносили нам уникальные игрушки. Например, плюшевого медвежонка, который приехал в Новосибирск вместе с семьёй Журиных — одних из самых первых жителей города — и пережил четыре поколения детей. За 120 лет из пушистого он стал полностью лысым — из него выдернули весь ворс. К нему мы подобрали целую компанию «сородичей» — медвежат разных лет  — дали им в руки флажки с надписями «мне 80 лет», «мне 65 лет» и так далее. Это так впечатлило владельцев журинского медвежонка, что они заказали себе копию своего медведя в его первозданном виде.

 

Потом предметы нам стали дарить, потом — предлагать старые вещи, которые некуда было девать при переездах  — например, старые трюмо. Однажды некая бабушка принесли нам маленький ученический портфель. Сказала: стоял около лавочки  — видимо, кто-то нёс его на мусорку да не донёс. Открыли, а внутри — тетрадки ученицы четвёртого класса школы №22 1942 года. Как сложила однажды девочка свои дневники-блокнотики-тетрадки, так всё там и осталось  — получился уникальный экспонат.

 

— Но больший упор вы делаете на экскурсии. Почему так сложилось?

 

— Мы же понимали, что в полном объёме историю города у себя всё равно не представим. И надо не ждать, пока к нам придут люди, а выходить к ним самим. А тут как раз к нам пришли работать ребята, которые стали водить экскурсии. При этом мы сразу пошли по непростому пути — наши экскурсии должны быть особенными. Упор мы сделали на историю повседневности. Официальные исторические факты можно и в интернете найти, а экскурсантам надо рассказывать глубже. Если говорим, что в доме был трактир — то мы должны рассказать и о том, какое меню там было. Где люди гуляли, где назначали свидания, во что играли дети — вот об этом мы и рассказываем. Каждая экскурсия — это серьёзная работа: определяем тему, подбираем для неё воспоминания старожилов, интересные факты, информацию из периодики того времени. И продумываем, как сделать так, чтобы экскурсанты были не пассивными слушателями, а участниками некоего действа. По ходу экскурсий мы с ними во что-то играем, можем что-то спеть.

 

Нам даже приходилось объясняться с властями, которые предъявляли претензии: почему ваш экскурсовод поёт блатные песни? Я отвечала: «Это экскурсия о пятидесятых годах, когда такие песни распевали мальчишки в каждом дворе! Тем более такие песни поют сейчас со сцены Кремлёвского дворца съездов. И мы знаем, через какие границы переступать нельзя». Непонимание исчезло.

 

Не сразу стали получаться речные экскурсии по Оби, которые часть экскурсантов воспринимала, видимо, как выезд на природу на шашлыки — приходили на экскурсии с пивом, с едой, просили поставить шансон. Но потом и к такому формату люди привыкли, убедившись, что от речного путешествия можно получить незабываемые впечатления. Одно только прохождение судна через шлюзы чего стоит — а ведь сколько жителей до сих пор не знает, как они работают!

 

Из последних наших проектов людей особенно заинтересовала экскурсия по зданию мэрии Новосибирска. Мы не просто рассказываем о здании, а даём возможность окунуться в жизнь тех, кто там работал. В зале заседаний экскурсанты получают мандаты, обсуждают насущные городские вопросы 1932 года, голосуют. А разве не интересно тут же узнать, что во дворе здания в то время китайцы чинили обувь? Или что там же устраивались гонки по вертикальной стене?

Полуночный концерт

— Вы одними из первых в стране провели ночное открытие памятника…

 

— Это был 2012 год, когда РЖД подарили Новосибирску памятник Александру III, и нам предложили подумать, как его открыть. Как раз перед этим коллеги из Санкт-Петербурга рассказали об опыте Гатчины в проведении ночных симфонических концертов, которые собирали до шести тысяч человек. И мы тоже решили совместить открытие памятника с ночным концертом. Встал следующий вопрос: как сделать так, чтобы люди ждали открытия памятника? И мы стали собирать материал о предпоследнем императоре, заодно открыв многое для себя. Ведь что мы знали об Александре III из школьного курса? Только то, что он подписал указ о казни старшего брата Ленина. А когда стали вникать в тему, то увидели, что это был потрясающий человек. При нём не было войн (кроме небольшой стычки на границе в Средней Азии); за что его прозвали Миротворцем; он мог сказать, что Европа подождёт, пока русский царь ловит рыбу… И раз в две недели в течение двух месяцев мы выдавали в СМИ порцию информации об императоре. Попутно готовили открытие памятника — решили пригласить оркестр, поставить два панорамных экрана для видеорассказа об истории основания Новониколаевска и о самом Александре. Самым непростым было согласование мероприятия. Ведь людей могло прийти и триста человек, а могло и три тысячи. Владимир Городецкий, тогда ещё мэр Новосибирска, долго был против нашей идеи. Но всё изменилось, когда в Ночь музеев он увидел, какая очередь выстроилась к дому Кондратюка — от самого Госбанка. «Давай попробуем!» — сказал Владимир Филиппович. У области и руководства правоохранительных органов мы тоже нашли понимание. Теперь нашей задачей было всё организовать достойно. Но тут возникла ещё одна проблема: как сделать так, чтобы с памятника красиво упало полотно? Высота памятника — 18 метров с постаментом, парусность очень сильная, много выступов — шпага, рука. Дважды пытались набросить на памятник шёлковое полотно  — и дважды оно рвалось. «Если не придумаете, что с ним сделать — всех уволим!» — говорили нам.

 

Но в итоге у нас всё получилось. Прошло как по писаному: в течение двух часов играет музыка, поёт хор из ста человек, а ровно в полночь под увертюру Глинки «Славься!» полотно падает. С замиранием сердца мы видим, как полотно цепляется за шпагу и — красиво изгибается и плавно падает на землю.

 

И, что интересно, на открытии памятника было около пяти тысяч человек, но после мероприятия на площадке нашли только четыре бумажных стаканчика из-под кофе и больше ничего. После фестиваля фейерверков, который состоялся там же следующим вечером, набережную убирали два часа — туда люди шли уже с другим настроем. А потом было очень приятно читать, что в одночасье Новосибирск из сибирского города превратился в европейскую столицу.

 

— Писали, что представители Дома Романовых наградили вас своей медалью…

 

— Это медаль императорского ордена Святой Анны. Дело в том, что нашим памятником заинтересовался Эдвард Куликовский, праправнук Александра III. Сам он гражданин Дании, но его вторая супруга русская, и сам он живёт в Москве, где занимается бизнесом.  Между Новосибирским дворянским собранием и Куликовским был установлен контакт, и Эдвард приехал на открытие памятника. Он провёл в Новосибирске три дня, памятник ему понравился, и он признался, что сам не ожидал такого интереса горожан к его открытию. Причастные к этому мероприятию мужчины получили ордена, а поскольку по статусу этим орденом не награждают женщин, то я получила медаль.

Из России с любовью

— А ещё в 2014 году вы побывали в Америке — как раз тогда, когда отношения между нашими странами снова начали «холодать»…

 

— О, это необычная история! Дело в том, что один из друзей нашего музея — сотрудник Института химической кинетики и горения СО РАН, профессор Владимир Зарко  — специалист по ракетному топливу. Однажды, вернувшись из Штатов, он рассказал нам о Галерее международной космической славы в городе Аламогордо, куда вводят имена людей, внёсших вклад в развитие космонавтики, и предложил: «Давайте введём туда Кондратюка». Было это в 1997 году. Подготовили заявку, отправили в США, но не уложились в сроки. Повторили попытку через год — и опять что-то не срослось! Так и махнули на это рукой. И вдруг в марте 2014 года, в самый разгар обострения отношений с Украиной, получаем из Аламогордо письмо: Юрий Кондратюк номинирован в галерею, приглашаем вас на церемонию, все расходы и визу берём на себя. В мэрии сначала нас отпускать не хотели: дескать, Америка сейчас как-то не в тему. Но упирались несильно  — и поездка состоялась.

 

Аламогордо — городок небольшой: 30 тысяч человек, вокруг пустыня, где когда-то начиналась американская космонавтика, есть свой университет. Меня поразило, что люди, услышав, что я из России, начинали радоваться и улыбаться. Когда перед этим постоянно слышишь о том, какие там все плохие, появляется диссонанс и начинаешь понимать, что политика политикой, а люди всегда остаются обычными людьми. В той самой галерее — 15 наших соотечественников, Кондратюк в ней стал 132-м. Кроме Юрия Васильевича, в галерею в тот год включили 12 человек — американскую астронавтку иранского происхождения Анюшу Ансари, Жюля Верна. А Кондратюка разместили рядом с Джоном Хуболтом, руководителем американской лунной программы. Удивило, что в тексте о Кондратюке говорилось: Армстронг ездил в Новосибирск, чтобы взять у дома Кондратюка горсть земли. Я говорю: «Это всего лишь легенда, землю Армстронг не брал!» Но создатели галереи ответили: «Нет, мы считаем, что должно быть именно так, поскольку именно Кондратюк рассчитал траекторию полёта к Луне!» А директор галереи на церемонии очень долго рассказывал о том, какое значение деятельность Кондратюка имела для всей мировой космонавтики.

 

Загадочная калошница

— Какие музейные экспонаты для вас самые дорогие?

 

— Прежде всего — книга Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств», которую мы отправляли на МКС. Это было в 2008 году, когда я, набравшись наглости, позвонила в Роскосмос и сделала им такое предложение. Теперь я понимаю, что это была большая дерзость со стороны маленького муниципального музея. Книга весит 150 граммов, по космическим меркам это очень много — лишнее топливо, лишние деньги. До этого на МКС отправляли только три книги. Но нас поддержали, я лично отвезла в Роскосмос книгу, она несколько месяцев проходила разные химические анализы и в октябре 2008 года отправилась на станцию вместе с её очередным экипажем. Вернулась она на грузовике «Прогресс». По почте книгу нам возвращать не стали, пригласили меня приехать забрать её лично. Теперь это уже не просто книга, а настоящая реликвия — со штемпелем почтового гашения, автографами, космической пылью.

 

Второй экспонат — симфонион: инструмент, на котором проигрываются музыкальные пластинки. Его подарил нам один из старожилов города. Поразило, в какой он сохранности  — даже до сих пор работает. Сохранились и пластинки к нему; когда мы ставим их и заводим инструмент — они начинают играть, и всех это удивляет.

 

Ещё водолазный костюм из нашего филиала — музея Советского района. Когда примеряешь этот костюм, с 18-килограммовой свинцовой нагрудной медалью, с металлическими ботинками на свинцовой подошве, — трудно даже представить, как во всём этом можно не просто двигаться, пусть даже и под водой, но ещё и что-то делать. А человек, который в нём работал, ещё жив — и от этого экспонат воспринимается совсем по-другому.

 

У нас есть практически полная подшивка «Ленинградской правды» блокадных лет — коллекция уникальная, даже в Петербурге таких всего две. На её приобретение нам выделяла деньги мэрия. Про Новосибирск в этих газетах ничего нет, но если знать, как наш город был связан с блокадным Ленинградом, сколько эвакуированных нашли у нас второй дом, то сразу проникаешься к этой подшивке особым трепетом.

 

Есть на первый взгляд предметы банальные, но для современных людей уже непонятные. Например, калошница. Часто показываем людям этот чугунный предмет наклонной конструкции с какими-то торчащими рожками и предлагаем угадать  — что это? Догадывается мало кто.

 

— Какие книги и фильмы вы любите?

 

— Пока не занималась Кондратюком — любила фантастику, а когда пришла в музей, когда стала общаться с учёными, космонавтами — поняла, что больше её читать не могу, это слишком скучно. Люблю исторические романы, особенно классические — Мережковский, Ян. Нравятся мемуары политиков, художников, с удовольствием прочитала мемуары Эйнштейна. А кино люблю о тридцатых-пятидесятых годах прошлого века. Думаю, что 1950-е — это особое время в нашей стране и во всём мире, проникнутое особым настроением — настроением победителей в войне. И оно ощущается, когда читаешь книги и периодику того времени, смотришь фильмы, позволяющие в него окунуться.

 

Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА

back
1444

В Заксобрании


21.11.19
55

Депутаты требуют разобраться, что происходит в регионе с вывозом мусора.

21.11.19
101

Наркоторговцы в совершенстве освоили сетевой маркетинг и расчёт криптовалютами.

21.11.19
58

Что и где построят в 2020 году по наказам избирателей депутатам заксобрания?

Политика


14.11.19
684

В Новосибирске прошла межрегиональная научно-практическая конференция, посвящённая гражданскому активизму в Сибири

29.10.19
623

Отменят ли партийные списки на выборах в городской Совет Новосибирска, которые пройдут в 2020 году

29.10.19
640

«Единую Россию» на выборы в 2020 году поведут сразу два региональных лидера

Экономика


15.11.19
689

Зачем нужна маркировка товаров и как её введение отразится на производителях, продавцах и покупателях?

21.10.19
847

Будет ли Новосибирская область продавать больше зерна за границу?

25.09.19
1541

Что должно стать основным драйвером развития инноваций в России и почему здесь не может быть единственно правильного ответа?

Общество


21.11.19
51

Модернизация и ремонт затронули все ТЭЦ Новосибирской области, находящиеся в ведении Сибирской энергетической компании.

21.11.19
52

Четыре новых автобуса для внутрирайонных маршрутов получили сузунские перевозчики благодаря депутатам Законодательного собрания

21.11.19
62

Аграрии Сузунского района удостоены медалей Законодательного собрания. Они первыми в области в этом году завершили уборку зерновых культур

Культура


21.11.19
51

Чуть ли не весь звёздный состав «Глобуса» объединила на малой сцене постановка пьесы современного российского драматурга Ивана Вырыпаева «Иранская конференция».

21.11.19
69

13 поэтов и писателей России соберёт в Новосибирске фестиваль «Белое пятно»

21.11.19
74

19 ноября в Новосибирске стартовал IX Международный конкурс юных скрипачей.

Спорт


12.11.19
618

Ещё пару лет назад о детском следж-хоккее в Новосибирской области ничего не знали, а сегодня ребята выходят на совместные тренировки с игроками ХК «Сибирь»

06.11.19
756

В Новосибирске в 18-й раз прошёл один из крупнейших в России боксёрских турниров — памяти мастера спорта СССР Дмитрия Панова

29.10.19
557

В Сибирской академии самбо прошло крупнейшее региональное соревнование по этому виду спорта

x

Сообщите вашу новость:

up