13.10.17

За три копейки

Музей электрического городского транспорта, музей Рериха, музей истории и развития Октябрьского района — «Ведомости» продолжают рассказывать о самых любопытных музейных экспонатах.

Кассы в трамваях были рассчитаны на сознательность пассажира.

Первый трамвай в Новосибирске пустили
26 ноября 1934 года.


Самый первый маршрут «Вокзал — Центр» в нашем городе был протяжённостью всего 4,2 километра, состоял из семи остановок: вокзал, Бурлинская, Дом офицеров, Ипподромская, Фрунзе, Орджоникидзе и пл. Сталина. Депо тогда не было: и на ремонт, и профилактические осмотры трамваи уходили в так называемую «канаву». Цена первых трамвайных билетов составляла три копейки.
Вагончики первых трамваев были фанерными, без дверей, рассчитаны на 49 мест, из которых 16 сидячих. Но народу набивалось больше — люди висели, на чём только можно. Кстати, на таких трамваях проходили съёмки фильма «Место встречи изменить нельзя».
Печек не было, в зимнее время вагоновожатые работали в перчатках, полушубках, но и это в сильные морозы не спасало.


— Чтобы как-то согреться, под ноги вагоновожатые клали горячие кирпичи, — рассказывает Людмила Чиркова, директор музея электрического городского транспорта — кстати, единственного в Сибири. — Для этого на конечных остановках постоянно горели костры, в которых кирпичи и «калились». Подъезжает трамвай — получите, пожалуйста, «свежий» обогрев. Конечно, тепла от такой «печки» хватало ненадолго, но это был хоть какой-то выход из положения.


В 1960-х годах в Новосибирске перешли с кондукторной на кассовую систему оплаты проезда. Считалось, что советский человек вышел на достаточный уровень сознательности и его совесть уже может быть самым лучшим контролёром. В первых кассах надо было бросить деньги в ящичек и самому оторвать билет. Были кассы и другой конструкции: чтобы выбить билет, надо было повернуть рычажок.

Сознательными оказывались не все пассажиры, поэтому сумма в кассах зачастую оказывалась меньше, чем было оторвано билетов. Кассы заменили компостерами, в которых надо было «пробить» абонемент.
В музее сегодня можно увидеть шесть разновидностей билетных касс и несколько видов компостеров. А также макеты трамваев, троллейбусов, которые в разные годы колесили по дорогам Новосибирска, исторические документы.

 

Любовь ЩЕРБАНЕНКО | Фото Валерия ПАНОВА

back
up