30.11.17

За красным бархатом кулис

Главный театральный архивариус Галина ЖУРАВЛЁВА — об одесском прошлом «Красного факела», первом городском театре и «столичности» Новосибирска.

Здесь история живёт в старых программках, пожелтевших фотографиях, газетных вырезках, статьях, исследованиях и афишах — бесценная «биография» новосибирского Театра — его рождение, бенефисы и аншлаги, взлёты и провалы, сияющие звёзды и уставшие примы. А хранит, собирает по крупицам, сортирует и систематизирует это богатство главный архивариус новосибирского Театра, директор театрального музея Союза театральных деятелей Галина Константиновна Журавлёва — человек, который знает о театре всё, и даже больше.

 

— Галина Константиновна, как создавался театральный музей?

 

— Наш музей сначала возник как коллекция программ, афиш и театральных фотографий — фонды начали формироваться ещё в 60-х годах, когда первый директор музея Елена Вениаминовна Шарова начала собирать материалы, связанные с историей новосибирских драматических театров. Елена Вениаминовна была очень ярким человеком, влюблённым в театральную среду, в её людей, в её историю, — она, собственно, и пригласила меня сюда на работу… Но официально музей родился 26 ноября 1973 года — в этот день в Доме актёра была открыта первая театральная выставка, с той поры мы стали структурным звеном в ВТО (сейчас это СТД — прим. авт.) и начали работать как секция истории драматических театров Новосибирска. И, пожалуй, можно назвать ещё двух женщин, без которых наш музей бы не случился, — это Елена Герасимовна Агаронова и Анастасия Васильевна Гаршина, которая в 1970-е возглавляла местную организацию ВТО, её заслуженно считают «мамой» театрального музея. Как-то она вышла из здания «Красного факела» и увидела, что во дворе театра горят в мусорных баках старые афиши и фотографии спектаклей. Она возмутилась: как можно жечь историю? И собрала правление, где выступила с речью о том, что историю театра нужно хранить для потомков. Благодаря ей в новом, только открывшемся Доме актёра возникла секция по истории драматических театров Новосибирска, которая начала работать в музейном направлении — архивирование, собирание и пропагандирование.

 

— А когда началась история театрального Новосибирска? Наверное, с приезда к нам «Красного факела»?

 

— Вот все говорят: к нам приехал «Красный факел», и Новосибирск начал писать свою театральную историю. Это, знаете, уже какая-то народная легенда. «Красный факел» был театром из Одессы — он образовался сразу после того, как красные войска освободили Одессу от Деникина, и первый их спектакль был «Зелёное кольцо» по Зинаиде Гиппиус. Они стали передвижниками, колесили по России 11 лет, в конце концов устали и захотели нормального быта — попросились на стационар. Сначала им предложили Ленинград, но потом всё переиграли и отправили в Новосибирск. И вот в 1932 году к нам приехали 13 «краснофакельцев». Но, извините, у нас к тому времени вот уже два сезона работал свой ТЮЗ — он был первым драматическим театром Новосибирска и носил название «Западно-Сибирский краевой театр юного зрителя», а нынче это академический театр «Глобус». В 1929 году у нас проходил первый краевой слёт пионеров Западной Сибири, вот на нём дети и выступили с предложением создать в городе детский театр. От имени слёта было отправлено письмо в Ленинградский ТЮЗ: товарищи, помогите создать театр! И нашлись пять актёров, которые решили ехать в Сибирь поднимать театральное дело: Николай Михайлов с женой Еленой Агароновой, Виктор Стратилатов с женой Еленой Воронковой и Николай Мокшанов с собакой Искрой. С перрона Ленинградского вокзала их провожали с цветами и музыкой, в Новосибирске же — никто не встречал. Они в гостинице переночевали и пошли к чиновникам — доказывать, что городу нужен ТЮЗ. У нас есть даже программка первого спектакля новосибирского ТЮЗа, «Тимошкин рудник», по пьесе Леонида Макарьева — это был очень крупный театральный деятель, актёр, режиссёр, писатель-драматург, первым начавший писать пьесы, где главными героями были дети.

 

— Откуда тогда «растут ушки» у народной легенды, что «Красный факел» был к нам эвакуирован из Ленинграда во время войны?

 

— Дело в том, что к нам во время войны были эвакуированы художественные институты, которые имели важное культурологическое значение для всей страны, и среди них Ленинградский академический театр драмы имени Пушкина — бывшая Александринка. Всю войну труппа этого театра проработала в помещении «Красного факела», но они уехали сразу после снятия блокады. А труппа «Красного факела», уступившая им сцену и свои квартиры, всю войну отработала в Новокузнецке — в Сталинске. Вот такая история.

 

— Имя Веры Павловны Редлих вписано в историю новосибирского Театра большими буквами — актриса, главный режиссёр «Красного факела», участвовала в создании Областного театра драмы (сейчас «Старый дом»). В чём, на ваш взгляд, заключается феномен таких исторических личностей, как Вера Павловна?

 

— Вера Павловна Редлих — самая бесспорная и крупнейшая фигура в истории нашей театральной жизни, она появилась у нас в 1932 году — приехала с мужем из Томска по объявлению театра «Красный факел», набиравшего труппу в Новосибирске. Мы помним, что в том году к нам из Одессы прибыли «краснофакельцы», которым нужно было формировать свой театр. У Веры Павловны глубокие дворянские корни, она родом с Украины, до революции училась в московской частной студии, которую вели актёры-мхатовцы, она пропагандистка именно такого театра и именно эту культуру принесла с собой в Новосибирск. Не случайно, когда в 1953 году «Красный факел» приехал на гастроли в Москву со своей «Чайкой», его критики и театральная общественность назвали «сибирским МХАТом». И это было самое искреннее признание заслуг ученицы Станиславского, лучшей похвалы для театра в то время и быть не могло. Её феномен, как и актёров-ленинградцев, которые создали новосибирский ТЮЗ, — в безупречном вкусе, человечности, духовной наполненности и профессионализме.

 

— Получается, что театральную среду в Новосибирске формировали одарённые люди из столиц?

 

— Наша театральная культура имела очень прочный столичный фундамент, профессиональную и человеческую базу. Её создавали талантливые и интеллигентные люди своего времени, глубоко эрудированные, настоящие подвижники своего дела. Поэтому совершенно справедливо Новосибирск называют культурной столицей Сибири.

 

— С ностальгией вспоминаю детс­кие спектакли ТЮЗа конца 80-х годов. Не хочу показаться ретроградом, но сейчас такие сказки не ставят…

 

— Это были потрясающие солнечные детские сказки — «Кот в сапогах», «Малыш и Карлсон», — они шли по десять лет, и дети их очень любили. Ставил их режиссёр Дмитрий Масленников, который чрезвычайно тонко чувствовал мир ребёнка и подростка, умел находить нужные интонации. Тот театральный период в Новосибирске был необычайно талантливым, тогда в театрах работали замечательные, особенные люди. Вот, к примеру, детс­кая сказка «Кот в сапогах» — это практически опера, а музыку к ней написал Григорий Гоберник, который сейчас является заместителем художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина. Директором в то время была Мария Ревякина — она сейчас генеральный директор национальной театральной премии «Золотая маска». Да тот же Андрей Звягинцев, работавший в ТЮЗе после окончания театрального училища, — он тоже наш, новосибирский. Наш город был богат на яркие имена, это был настоящий театральный всплеск перед перестройкой… В «Красном факеле» работал Андрей Болтнев, который снялся в фильмах Алексея Германа. Жил одно время в Новосибирске и Анатолий Солоницын, любимый актёр Андрея Тарковского, он сыграл в краснофакельском «Борисе Годунове» роль Годунова. Это страницы нашей театральной истории, и мы не должны их забывать.

 

— А сейчас есть в нашем городе яркие имена, которые войдут в историю?

 

— Бесспорно. И прежде всего я хочу сказать о Сергее Афанасьеве, который смог создать свой авторский театр: той дорогой, которой он прошёл вместе со своим коллективом, не каждый пройти осмелится. Человек взял и создал театр — с нуля, без материальной базы и помещения. И, что самое главное, его театр известен не только в Сибири, но и далеко за рубежом, и он получает высочайшие оценки критиков с мировым именем. Это наш сибирский феномен, формирующий современное культурное пространство — да, этим нужно гордиться. А что касается периодов затишья в театральном мире, так и в природе существуют времена года. И на смену бурному расцвету приходит зима, когда нужно немного поспать. Но и в такие периоды, когда ничего не ждёшь экстраординарного, вдруг прорывается и раскрывается необычный бутон.

 

— Галина Константиновна, знаю, что в вашем музее хранятся тысячи уникальных экспонатов…

 

— Если быть точными, то у нас 40 тысяч единиц хранения. Наш музей вообще уникален: мы же, повторюсь, создавались как коллекция афиш, программ и фотографий драматических театров. На каждый спектакль, который когда-либо шёл в городе, у нас есть программа, почти на каждый — фотографии и практически на все — афиши. Начиная с 1930 года. Такой театральной коллекции больше нет нигде — от Урала до Дальнего Востока. Даже не ищите.

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
131
131

В Заксобрании

21.02.18
45

Новые рабочие места, чистая вода и жильё для фельдшера: чего ждут от своего депутата жители сёл Соколово и Малый Оёш Колыванского района?

15.02.18
143

Бульдоги, мопсы, йоркширские терьеры: какие собаки живут у депутатов заксобрания, родившихся в годы Собаки?

14.02.18
96

Депутаты-аграрии попросили полмиллиарда рублей на спасение отрасли.

Политика

23.02.18
19

Отчёт врио Губернатора Новосибирской области А. А. Травникова «О результатах деятельности Правительства Новосибирской области за 2017 год» на сессии Законодательного Собрания Новосибирской области

14.02.18
103

Кто из кандидатов на пост президента уже побывал в Новосибирске и кто ещё приедет с агитацией?

31.01.18
188

Успешным назвал первый этап реиндустриализации экономики НСО вице-премьер РФ Аркадий ДВОРКОВИЧ. Что в первую очередь необходимо сделать на втором этапе?

Экономика

14.02.18
115

Комплексное развитие сельских территорий является приоритетной задачей власти, но люди продолжают уезжать в более благополучные места.

01.02.18
172

Область закончила 2017 год с бюджетным профицитом, а доходы региональной казны оказались на 10 млрд выше, чем было запланировано в начале года.

31.01.18
184

Новый фонд развития промышленности и центр поддержки предпринимательства появятся в Новосибирской области.

Общество

23.02.18
35

На каких зданиях в Новосибирске сохранились мозаичные панно и почему одну из известных мозаик могут снять, чтобы перенести в другое место?

15.02.18
71

Зачем в сибирских избах окна делали со всех сторон? Об этом школьникам рассказывают в Центре истории развития Ленинского района Новосибирска.

15.02.18
74

Во втором выпуске новой рубрики «Ведомостей» мы продолжаем знакомить читателей с музеями региона, подведомственными министерству культуры Новосибирской области.

Культура

20.02.18
45

Бесплатные экскурсии по выставке женского костюма из коллекции Александра Васильева, битва лучших комиков Сибири. С 22 февраля. Выбирайте!

20.02.18
123

Сибирский ироничный концептуализм ждёт новые молодые имена

14.02.18
539

Достоевский, Бомарше, Шоу… Классические постановки и экспериментальные спектакли новосибирских театров, которые мы увидим этой весной.

Спорт

31.01.18
160

Уникальные школьные соревнования по огневой подготовке в седьмой раз прошли в Новосибирске.

24.01.18
216

В ближайшие дни окончательно решится, кто из новосибирских спортсменов поедет на Олимпиаду в Южную Корею.

15.01.18
271

В клубе «Мир Бокса» прошло первенство Новосибирской области по боксу среди юношей 2004—2005 годов рождения.

x

Сообщите вашу новость: