30.11.17

За красным бархатом кулис

Главный театральный архивариус Галина ЖУРАВЛЁВА — об одесском прошлом «Красного факела», первом городском театре и «столичности» Новосибирска.

Здесь история живёт в старых программках, пожелтевших фотографиях, газетных вырезках, статьях, исследованиях и афишах — бесценная «биография» новосибирского Театра — его рождение, бенефисы и аншлаги, взлёты и провалы, сияющие звёзды и уставшие примы. А хранит, собирает по крупицам, сортирует и систематизирует это богатство главный архивариус новосибирского Театра, директор театрального музея Союза театральных деятелей Галина Константиновна Журавлёва — человек, который знает о театре всё, и даже больше.

 

— Галина Константиновна, как создавался театральный музей?

 

— Наш музей сначала возник как коллекция программ, афиш и театральных фотографий — фонды начали формироваться ещё в 60-х годах, когда первый директор музея Елена Вениаминовна Шарова начала собирать материалы, связанные с историей новосибирских драматических театров. Елена Вениаминовна была очень ярким человеком, влюблённым в театральную среду, в её людей, в её историю, — она, собственно, и пригласила меня сюда на работу… Но официально музей родился 26 ноября 1973 года — в этот день в Доме актёра была открыта первая театральная выставка, с той поры мы стали структурным звеном в ВТО (сейчас это СТД — прим. авт.) и начали работать как секция истории драматических театров Новосибирска. И, пожалуй, можно назвать ещё двух женщин, без которых наш музей бы не случился, — это Елена Герасимовна Агаронова и Анастасия Васильевна Гаршина, которая в 1970-е возглавляла местную организацию ВТО, её заслуженно считают «мамой» театрального музея. Как-то она вышла из здания «Красного факела» и увидела, что во дворе театра горят в мусорных баках старые афиши и фотографии спектаклей. Она возмутилась: как можно жечь историю? И собрала правление, где выступила с речью о том, что историю театра нужно хранить для потомков. Благодаря ей в новом, только открывшемся Доме актёра возникла секция по истории драматических театров Новосибирска, которая начала работать в музейном направлении — архивирование, собирание и пропагандирование.

 

— А когда началась история театрального Новосибирска? Наверное, с приезда к нам «Красного факела»?

 

— Вот все говорят: к нам приехал «Красный факел», и Новосибирск начал писать свою театральную историю. Это, знаете, уже какая-то народная легенда. «Красный факел» был театром из Одессы — он образовался сразу после того, как красные войска освободили Одессу от Деникина, и первый их спектакль был «Зелёное кольцо» по Зинаиде Гиппиус. Они стали передвижниками, колесили по России 11 лет, в конце концов устали и захотели нормального быта — попросились на стационар. Сначала им предложили Ленинград, но потом всё переиграли и отправили в Новосибирск. И вот в 1932 году к нам приехали 13 «краснофакельцев». Но, извините, у нас к тому времени вот уже два сезона работал свой ТЮЗ — он был первым драматическим театром Новосибирска и носил название «Западно-Сибирский краевой театр юного зрителя», а нынче это академический театр «Глобус». В 1929 году у нас проходил первый краевой слёт пионеров Западной Сибири, вот на нём дети и выступили с предложением создать в городе детский театр. От имени слёта было отправлено письмо в Ленинградский ТЮЗ: товарищи, помогите создать театр! И нашлись пять актёров, которые решили ехать в Сибирь поднимать театральное дело: Николай Михайлов с женой Еленой Агароновой, Виктор Стратилатов с женой Еленой Воронковой и Николай Мокшанов с собакой Искрой. С перрона Ленинградского вокзала их провожали с цветами и музыкой, в Новосибирске же — никто не встречал. Они в гостинице переночевали и пошли к чиновникам — доказывать, что городу нужен ТЮЗ. У нас есть даже программка первого спектакля новосибирского ТЮЗа, «Тимошкин рудник», по пьесе Леонида Макарьева — это был очень крупный театральный деятель, актёр, режиссёр, писатель-драматург, первым начавший писать пьесы, где главными героями были дети.

 

— Откуда тогда «растут ушки» у народной легенды, что «Красный факел» был к нам эвакуирован из Ленинграда во время войны?

 

— Дело в том, что к нам во время войны были эвакуированы художественные институты, которые имели важное культурологическое значение для всей страны, и среди них Ленинградский академический театр драмы имени Пушкина — бывшая Александринка. Всю войну труппа этого театра проработала в помещении «Красного факела», но они уехали сразу после снятия блокады. А труппа «Красного факела», уступившая им сцену и свои квартиры, всю войну отработала в Новокузнецке — в Сталинске. Вот такая история.

 

— Имя Веры Павловны Редлих вписано в историю новосибирского Театра большими буквами — актриса, главный режиссёр «Красного факела», участвовала в создании Областного театра драмы (сейчас «Старый дом»). В чём, на ваш взгляд, заключается феномен таких исторических личностей, как Вера Павловна?

 

— Вера Павловна Редлих — самая бесспорная и крупнейшая фигура в истории нашей театральной жизни, она появилась у нас в 1932 году — приехала с мужем из Томска по объявлению театра «Красный факел», набиравшего труппу в Новосибирске. Мы помним, что в том году к нам из Одессы прибыли «краснофакельцы», которым нужно было формировать свой театр. У Веры Павловны глубокие дворянские корни, она родом с Украины, до революции училась в московской частной студии, которую вели актёры-мхатовцы, она пропагандистка именно такого театра и именно эту культуру принесла с собой в Новосибирск. Не случайно, когда в 1953 году «Красный факел» приехал на гастроли в Москву со своей «Чайкой», его критики и театральная общественность назвали «сибирским МХАТом». И это было самое искреннее признание заслуг ученицы Станиславского, лучшей похвалы для театра в то время и быть не могло. Её феномен, как и актёров-ленинградцев, которые создали новосибирский ТЮЗ, — в безупречном вкусе, человечности, духовной наполненности и профессионализме.

 

— Получается, что театральную среду в Новосибирске формировали одарённые люди из столиц?

 

— Наша театральная культура имела очень прочный столичный фундамент, профессиональную и человеческую базу. Её создавали талантливые и интеллигентные люди своего времени, глубоко эрудированные, настоящие подвижники своего дела. Поэтому совершенно справедливо Новосибирск называют культурной столицей Сибири.

 

— С ностальгией вспоминаю детс­кие спектакли ТЮЗа конца 80-х годов. Не хочу показаться ретроградом, но сейчас такие сказки не ставят…

 

— Это были потрясающие солнечные детские сказки — «Кот в сапогах», «Малыш и Карлсон», — они шли по десять лет, и дети их очень любили. Ставил их режиссёр Дмитрий Масленников, который чрезвычайно тонко чувствовал мир ребёнка и подростка, умел находить нужные интонации. Тот театральный период в Новосибирске был необычайно талантливым, тогда в театрах работали замечательные, особенные люди. Вот, к примеру, детс­кая сказка «Кот в сапогах» — это практически опера, а музыку к ней написал Григорий Гоберник, который сейчас является заместителем художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина. Директором в то время была Мария Ревякина — она сейчас генеральный директор национальной театральной премии «Золотая маска». Да тот же Андрей Звягинцев, работавший в ТЮЗе после окончания театрального училища, — он тоже наш, новосибирский. Наш город был богат на яркие имена, это был настоящий театральный всплеск перед перестройкой… В «Красном факеле» работал Андрей Болтнев, который снялся в фильмах Алексея Германа. Жил одно время в Новосибирске и Анатолий Солоницын, любимый актёр Андрея Тарковского, он сыграл в краснофакельском «Борисе Годунове» роль Годунова. Это страницы нашей театральной истории, и мы не должны их забывать.

 

— А сейчас есть в нашем городе яркие имена, которые войдут в историю?

 

— Бесспорно. И прежде всего я хочу сказать о Сергее Афанасьеве, который смог создать свой авторский театр: той дорогой, которой он прошёл вместе со своим коллективом, не каждый пройти осмелится. Человек взял и создал театр — с нуля, без материальной базы и помещения. И, что самое главное, его театр известен не только в Сибири, но и далеко за рубежом, и он получает высочайшие оценки критиков с мировым именем. Это наш сибирский феномен, формирующий современное культурное пространство — да, этим нужно гордиться. А что касается периодов затишья в театральном мире, так и в природе существуют времена года. И на смену бурному расцвету приходит зима, когда нужно немного поспать. Но и в такие периоды, когда ничего не ждёшь экстраординарного, вдруг прорывается и раскрывается необычный бутон.

 

— Галина Константиновна, знаю, что в вашем музее хранятся тысячи уникальных экспонатов…

 

— Если быть точными, то у нас 40 тысяч единиц хранения. Наш музей вообще уникален: мы же, повторюсь, создавались как коллекция афиш, программ и фотографий драматических театров. На каждый спектакль, который когда-либо шёл в городе, у нас есть программа, почти на каждый — фотографии и практически на все — афиши. Начиная с 1930 года. Такой театральной коллекции больше нет нигде — от Урала до Дальнего Востока. Даже не ищите.

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up