05.02.18

Заглянуть под маску

Как разводят новосибирцев на деньги, навязывая услуги по профилактике окон и замене водосчётчиков?

Листовки с угрожающим штампом «повторное извещение» от организации под названием «Городской центр учёта водоснабжения» обнаруживают в своих почтовых ящиках новосибирцы.

 

В тексте имеются ссылка на федеральный закон и постановление правительства, требующие своевременной поверки счётчиков воды, напоминание, что законодательство нужно соблюдать, пугающая информация о нормативах, на которые придётся перейти, если не поверить вовремя счётчик. А чтобы было ещё страшнее, приводится сумма, которую якобы придётся в этом случае выкладывать: на абстрактную семью из трёх человек «учётчики» с подкупающей точностью насчитали 2 678 рублей 80 копеек. Ну и сроки, понятно, ограничены. Из дополнительной информации — только «горячий» телефон, нет ни адреса, ни интернет-сайта, ни статуса организации.

 

Всё рассчитано на то, что чтящие законы граждане, подгоняемые истекающими сроками, тут же бросятся звонить в службу со столь внушающим уважение названием. И в первых рядах, конечно, будут самые законопослушные и доверчивые, кого ничего не стоит ввести в заблуждение псевдоофициальной информацией, ссылками на законы и пугающими штампами, — пенсионеры. И что их там ждёт?

 

А ждёт их информация о том, что вызванный мастер может, конечно, снять ваши счётчики, но на поверку вы их понесёте сами в государственную лабораторию, отдадите за это 1,5 тысячи рублей, да плюс рублей 500—600 за работу мастера. Поэтому вам куда выгоднее установить новые счётчики по цене 2 300 рублей за штуку, заверят граждан, пообещав, что «Городской центр» с удовольствием это сделает.

После этого самое время положить трубку и включить здравый смысл.

 

Во-первых, срок службы приборов учёта — как правило, 10—12 лет. Если вспомнить, что массовая установка счётчиков началась 6—7 лет назад, вероятнее всего, ваш счётчик ещё вполне работоспособен. Затем стоит зайти на официальный сайт Новосибирского центра стандартизации, метрологии и испытаний (НЦСМ), где указано: «в соответствии с прейскурантом на поверку средств измерений, в 2018 году стоимость поверки одного счётчика воды составляет 350 рублей (с учётом НДС)». Далее сообщается, что поверка может быть проведена «на месте эксплуатации (без демонтажа) по коллективным и индивидуальным заявкам на дому без снятия и срыва пломб». То есть можно ничего никуда не везти, а сумма, в которую обойдётся собственно поверка, в 4 раза меньше той, что вам называют в «Городском центре учёта водоснабжения».

 

На всякий случай напомним: поверка счётчика горячей воды производится через 4 года, а холодной — через 6 лет.

 

Ну и ещё пара слов для полноты картины. «Городской центр учёта водоснабжения» не имеет никакого отношения ни к мэрии, ни к горводоканалу, ни к другим муниципальным службам и является обществом с ограниченной ответственностью (ООО). По словам диспетчера, находится он по адресу: ул. Костычева, 40/1, но всеведущий информационный сервис «2ГИС» находит по этому адресу лишь двухэтажный жилой дом без признаков каких-либо организаций.

 

Кстати, некоторое время назад почти точно такие же листовки распространяла по квартирам другая организация под не менее внушающим уважение названием «Единая городская служба по учёту водоснабжения». И новосибирцы тут оказались не одиноки — эти суровые блюстители законодательства о поверках счётчиков работали в Перми, Смоленске, Чебоксарах, Калининграде, Барнауле, Архангельске, Благовещенске и ряде других городов. Возмущённые жители разных уголков страны направили не одну жалобу в территориальные подразделения Федеральной антимонопольной службы, были в их числе и новосибирцы. Все эти обращения в итоге были сконцентрированы в Карельском УФАС, поскольку именно в столице республики, Петрозаводске, был зарегистрирован индивидуальный предприниматель, заказавший услуги колл-центра с номерами телефонов, указанных в листовках разных городов. Реклама организации, маскирующейся под муниципальную службу, была признана ненадлежащей и вводящей потребителей в заблуждение, компании выдано предписание прекратить нарушение законодательства. Судя по всему, она это и сделала, сменив маску и проведя «реинкарнацию»: знамя развода людей на деньги у неё подхватил «Городской центр учёта водоснабжения».

 

Как пояснили в Новосибирском УФАС, при подозрении на недостоверность рекламы и введение ею потребителя в заблуждение необходимо обращаться с заявлением по электронному адресу to54@fas.gov.ru на имя руководителя УФАС Сергея Григорьевича Гаврилова или его заместителя, начальника отдела рекламы Ирины Валерьевны Волохиной. К обращению необходимо приложить скан с информацией, которую вы считаете нарушающей закон, и сведения о том, когда и где вы её получили. Телефон (383) 223-82-42.

 

Позвольте отказаться

Наверняка многим доводилось общаться по телефону с представителями организаций, якобы занимающихся профилактикой пластиковых окон. Если нет, то не исключено, что ещё придётся.

 

Как всё происходит? Раздаётся звонок, любезный голос интересуется, как давно у вас установлены пластиковые окна, и, как правило, выясняется, что им пора делать профилактику. Тут же вам напористо предлагают буквально сегодня выслать специалиста, который совершенно бесплатно даст заключение, всё ли с вашими окнами в порядке. Допустим, вы соглашаетесь. К вам приезжает якобы мастер, который осматривает окна, и тут же выясняется, что в порядке с ними далеко не всё. Либо резину нужно поменять, либо замки, либо целую створку. Всё это сопровождается описанием угрожающих последствий, которые ждут ваши окна, если вы легкомысленно откажетесь от этих совершенно необходимых вам услуг: геометрия нарушится, стеклопакет лопнет, ручки сломаются, в общем, катастрофы не миновать.

Страшно? Тем не менее, стоит пережить паническую атаку, успокоиться и вежливо отказать доброму мастеру.

 

В серьёзных компаниях, занимающихся установкой пластиковых окон, в один голос заявляют: никаких услуг клиентам они не навязывают, мастера выезжают только по оформленным заявкам. Хотя о мутных конторах, предлагающих бесплатную профилактику, там слышали. В одной из фирм рассказали недавний случай: к женщине приехал такой псевдомастер, заявил, что резина выходит из строя, и тут же порадовал клиентку: замена стоит 9 тысяч рублей, но ей повезло, сейчас проходит акция — 50% скидка на замену резины. Так что нужно заплатить всего 4,5 тысячи. Роскошные условия, подумала женщина, и выложила нужную сумму. Визитёр её взял, на этом всё и закончилось — ни обещанной резины, ни денег. А в компании, в которую она обратилась, напуганная состоянием уплотнителя на своих окнах, ей сообщили, что его замена обошлась бы всего в 500 рублей.

 

Хотя справедливости ради стоит сказать, что работы вам могут и выполнить. Но, во-первых, можно ли быть уверенными в качестве, если вы ничего толком не знаете об их производителе, а во-вторых, то, что стоимость будет завышена в несколько раз, можно предсказать почти со стопроцентной вероятностью.

 

Кстати, в социальных сетях рассказывают ещё об одном варианте развития событий после звонка с предложением о профилактике окон (хотя это может быть и любая другая услуга). Вам предлагают вечером прислать мастера, а вы отвечаете, что дома никого не будет. Кому может оказаться полезной эта информация? Правильно, тем, кто заинтересован в том, чтобы вас не было дома, — квартирным ворам. Так что существует и такая опасность.

 

ВНИМАНИЕ!

И в том, и в другом случае (за исключением вариантов с квартирными ворами и хищением средств) говорить о мошенничестве с юридической точки зрения нельзя. По сути, это просто развод. Клиенты добровольно отдают деньги. Возможно, даже получают в обмен какие-то квитанции. А то, что берут с них существенно больше, чем реальная стоимость услуг, — так руки-то никто не выкручивает, сами отдают.

Что же делать?

  1. Не принимайте скоропалительных решений. Чем больше на вас давят, навязывая быстрее заказать услугу, тем больше оснований от неё отказаться.

  2. Поищите информацию о подобных услугах в интернете. Во-первых, узнаете реальные цены, во-вторых, наверняка столкнётесь с рассказами пострадавших от подобных разводов.

  3. Позвоните в официальную структуру, оказывающую такие услуги, поинтересуйтесь, знают ли они что-то о таких организациях, заодно уточните цены.

  4. И обязательно оберегайте от таких жуликов своих пожилых родных. Объясните бабушкам и дедушкам, что не каждой бумажке из почтового ящика надо верить, что бесплатных услуг сегодня не бывает, а лучше всего — убедите их, чтобы не принимали никаких финансовых решений, не посоветовавшись с вами.

 

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика