15.02.19

Жилищный и другие вопросы

С какими жалобами обращались жители региона к Уполномоченным по правам человека и ребёнка в Новосибирской области в 2018 году?

Любовь Зябрева и Нина Шалабаева.

 

Пять лет назад в Новосибирской области появились Уполномоченные по правам человека и по правам ребёнка. Несколько месяцев назад Нина Шалабаева была избрана Уполномоченным по правам человека на второй пятилетний срок, а Уполномоченный по правам ребёнка Любовь Зябрева в конце марта свой пост покинет. Поэтому их общая пресс-конференция в какой-то степени стала подведением итогов совместной работы.

 

К Нине Шалабаевой за пять лет обратились по разным вопросам более 10 тысяч человек (в 2018 году — 2 194). Многие приёмы Уполномоченный по правам человека провела на выезде, а также совместно с представителями Пенсионного фонда, службы судебных приставов, прокуратуры и других ведомств. Больше всего обращений — по жилищным вопросам, в том числе о зданиях, которые, несмотря на своё состояние, не признаются ветхими и аварийными, или о неисполнении решений судов по выделению жилья в рамках соцнайма. Тяжелее всего, по словам Нины Шалабаевой, приходятся детям-сиротам: вначале их не ставят в очередь на получение жилья, когда им исполняется 14 лет, затем долго не дают это жильё, а потом ещё и не выполняют решение суда. Кроме Новосибирска, эта проблема актуальна и в сельских районах, где муниципального жилья нет, а построить его своими силами местные власти не могут. Много обращений поступает по сферам ЖКХ и здравоохранения.

 

Отдельные проблемы удаётся решить: так, в 2017 году было много обращений от ВИЧ-инфицированных граждан, которые не могли получить полагающиеся лекарства, в 2018 году такие вопросы уже не возникали.

 

Теперь на первый план вышли заботы онкобольных. Строительство нового онкоцентра, по мнению Нины Шалабаевой, необходимо, но при этом надо особо учесть интересы пациентов из районов Новосибирской области, где нет онкологов или современного оборудования. Приезжая на приём к врачу в Новосибирск, многим негде остановиться — плюс расписание транспорта не всегда позволяет приехать прямо к приёму или уехать домой сразу после него. «Поэтому при онкоцентре нужна социальная гостиница, где пациенты могли хотя бы попить чай и переночевать», — считает Нина Шалабаева.

 

К Любови Зябревой обращаются реже: более 7 тысяч обращений за пять лет, из них около 1 150 в 2018 году. По сравнению с прошлыми годами обращений стало меньше: по мнению Уполномоченного по правам ребёнка, это связано с тем, что у людей повысилась правовая грамотность, и они предпочитают обращаться непосредственно в те ведомства, которые должны решать конкретные вопросы. Основное, с чем идут к детскому омбудсмену, — проблемы доступности и качества образования, нарушения права ребёнка жить и воспитываться в семье и имущественных прав. Иногда на приём приходят сами дети. В сфере защиты детских прав тоже есть несомненные достижения: в Новосибирской области, в частности, удалось решить проблему с лекарствами для детей с орфанными заболеваниями быстрее, чем в других регионах.

 

Остаётся нерешённой проблема с лишением 60 семей материнского капитала по искам прокуратуры (к моменту рож­дения второго ребёнка у матерей не было российского гражданства). Этот вопрос находится на контроле у Уполномоченного по правам ребёнка при Президенте РФ Анны Кузнецовой. Теперь у детского омбудсмена России появилось право вносить законопроекты напрямую в Госдуму — и Анна Кузнецова уже предложила депутатам свои поправки в закон о материнском капитале. «Думаю, сейчас ситуация ускорится», — предположила Любовь Зябрева.

В отличие от нашумевшей ситуации в Кемеровской области, где с подачи Уполномоченного по правам ребёнка стало известно о частых случаях голодных обмороков детей в школах, в НСО ни одной жалобы по поводу школьного питания не поступало.

 

Виталий СОЛОВОВ

back
up