18.06.17

Если звёзды зажигаются

Актёр, увлечённый астрофизикой, лидирует в зрительском голосовании.

Два месяца идёт на сцене новосибирского театра музыкальной комедии мюзикл «Безымянная звезда». Премьерные страсти улеглись, спектакль вошёл в репертуар, завоёвывает всё больше поклонников. Иные посмотрели «Безымянную звезду» не раз, а фотограф Дарья Жбанова по собственной инициативе выпустила фотоальбом.


Пьеса, так любимая в России и известная по одноимённому фильму Михаила Козакова с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским в главных ролях, была написана румынским драматургом Михаилом Себастьяном в 1942 году. Этот военный мотив «читается» в новосибирской версии в том, как одеты жители провинциального городка (и в особенности мадмуазель Ку-ку), в кадрах хроники 1930-х на экране, создающих атмосферу бездумного абсурдного времени накануне больших перемен, и в неожиданном массовом испанском танце, исполненном агрессии и еле сдерживаемой диктатуры большинства...


Несколько лет назад «Безымянную звезду» в Новосибирск на фестиваль «Другие берега» привозил Северский музыкальный театр. Это была постановка мюзикла джазового композитора и музыканта Александра Шевцова, выступившего и композитором, и автором текстов песен.

Спектакль запомнился зрителям и стал мечтой руководства новосибирского театра. Поставить лирический мюзикл о любви и надежде директор и худрук НТМК Леонид Кипнис предложил молодому оперному режиссёру из Ижевска Филиппу Разенкову. Выходец из дирижёрской семьи, ученик Дмитрия Бертмана, выпускник РАТИ — «ГИТИС» 2011 года, лауреат первого и второго международных конкурсов молодых оперных режиссёров «Нано-опера». Его постановка оперы Петра Чайковского «Орлеанская дева» на сцене Башкирского театра оперы и балета в Уфе была выдвинута на национальную театральную премию «Золотая маска» и показана на сцене «Геликон-опера», хотя и не получила «маски» сезона 2015—2016 годов. Через пару дней после новосибирской премьеры «Безымянной звёзды» Разенкову предложили стать главным режиссёром уфимского театра.


Забегая вперёд, скажем, что эксперты «Золотой маски» уже посмотрели новосибирскую «Безымянную звезду» — не все, но как минимум трое из них. У спектакля есть все основания претендовать на премию — оригинальный авторский материал, яркое сценическое воплощение, прекрасный актёрский состав.


При всей простоте сюжета зритель увидит здесь несколько смысловых пластов. Для кого-то это несбывшиеся юношеские мечты и возможность вернуться к ним, помечтать, а вдруг и исполнить. Для кого-то лишний раз убедиться в неотвратимости сущего: ни одна «звезда никогда не сходит со своей орбиты». На этой станции, в небольшом провинциальном городке, сталкиваются два мира: скучный обывательский, живущий сплетнями и подглядыванием за другими, ничего не имеющий внутри себя, и яркий богемный, но столь же пустой и никчёмный. И вот встречаются двое, Марин и Мона, и оказывается, что мечта совсем рядом. Звезда, открытая Марином, невидимая на небосклоне, существующая лишь в его расчётах, нисходит к нему и озаряет окружающее новым смыслом. Марин Евгения Дудника до этого момента живёт с опущенными в пол глазами, не желая видеть деспотизма мадмуазель Ку-ку. Но он преображается, когда рассказывает Моне о том, что все мы созданы из звёздного вещества, все мы — дети звёзд. В этом слышатся идеи английского астрофизика Стивена Хокинга, родившегося в год, когда была написана пьеса.
— Мы думали, понятно, почему Марин влюбляется в Мону, — она воплощение звезды в этом мире серости. Но что она в нём находит?

Евгений Дудник сам очень увлечён космосом, астрофизикой. И здесь это оказалось оправданным. Он был так занят своим монологом, что страдал репетиционный процесс, другие артисты уже начали говорить: остановите его, пусть работает чётко по пьесе. Я же понимал, что здесь кроется важная вещь, что я не могу выбить почву из-под ног актёра. В итоге для меня его монолог — один из лучших моментов спектакля, — вспоминает процесс рож­дения спектакля Филипп Разенков. — Он рассказывает так яростно и увлечённо. Ему не с кем было об этом поговорить. Но в этом его душа, его жизнь. И эта бьющая из него энергия, внутренний огонь вырываются на свободу и захватывают Мону своим сиянием.


По традиции в конце сезона Новосибирский театр музкомедии открывает зрительское голосование на звания «Лучший актёр», «Лучшая актриса» и «Открытие сезона». На странице театра ВКонтакте, где идёт голосование, «Безымянная звезда» — одна из наиболее часто упоминаемых премьер сезона. Евгений Дудник лидирует среди актёров-мужчин, хотя нередко звучат и другие имена из двух «звёздных» составов: Василий Халецкий (Марин), Роман Ромашов и Алексей Коновалов (Григ), Антон Лидман и Александр Крюков (Удря). В «женской» номинации, кроме Анны Ставской (Мона), называют Елизавету Дорофееву (мадмуазель Ку-ку). Настоящим открытием стала, и это отмечают зрители, Валентина Воронина, артистка хора, выпускница Новосибирской консерватории, для которой роль Моны — дебют в сольной роли.


Атмосферу «звёздного» спектакля создавала профессиональная команда: новую яркую оркестровку освоил дирижёр-постановщик Александр Новиков, проз­рачную по смыслам сценографию Елены Турчаниновой украсил свет Ирины Вторниковой, практически сорежиссёром выступила хореограф-постановщик Татьяна Безменова, создавшая в этом сезоне волшебный мир «Алисы в стране чудес».


И даже когда дизель уже набрал скорость, режиссёр продолжает задавать вопросы:
— Почему они не могут быть вместе? Потому что оба общества не дают им шанса? Будут ли они счастливы, если останутся вместе? Кроме того, есть вопрос, направленный каждому из нас: а не упускаем ли мы порой самое важное, боясь чего-то, оглядываясь на мнение окружающих? Жизнь стремительно проносится, словно поезд «Бухарест—Синая», остаются лишь воспоминания, яркие вспышки. Ради этого света стоит жить. Лучше испытать его, чем обойти стороной.

 

Страницу подготовила Марина ШАБАНОВА
Фото Сергея КОРЗЕННИКОВА, Дарьи НИКОЛАЕВОЙ

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика