18.11.19

Диктаторы из чата

Как оградить себя от агрессии родительского интернет-чата, а своих детей — от травли в реальной жизни?

Школьный класс — это маленькое государство, где иногда свершаются «дворцовые перевороты», когда власть захватывают активистки из родительского комитета, устраивая поборы-оброки и гонения неугодных. В результате такой «опричнины» страдают дети, которые попадают под каток буллинга всего класса, инициированного агрессором — родительским комитетом.

 

Я тебе стакан не дам

Михаил Белов, отец двух лицеистов: «Родительские чаты в вотсапе — это трудное испытание. Особенно, когда там идёт "птичий базар" 24 часа в сутки. Я уже в этом плане закалённый, поэтому отключаю уведомления и не читаю километры вот этого всего, когда "давайте обсудим, что будем дарить учителю на его день рождения". Ничего не будем дарить, кроме цветов. Но однажды в родительском чате моего сына был инцидент. Самые активные мамаши решили, что детям в классе нужен кулер с водой. И начали собирать деньги. Как всегда, кто-то сдал, а кто-то нет. И тут глава родительского комитета заявляет, что не сдали на кулер пять человек, и пишет фамилии этих людей в чате. Тогда закудахтали её приспешницы: мол, дети этих родителей не будут пить воду из кулера. Я не выдержал и написал: "Интересно, как это вы запретите ребёнку попить?" Мне отвечают, что списки "жадных родителей" вывесят на стене классных объявлений, а детям дома скажут, чтобы следили за этими "нищими". И ещё стали шутить, что этих ребят начнут притеснять одноклассники. Я озверел и написал, что сейчас делаю скрины этой переписки и пишу заявления в департамент образования и в прокуратуру о том, что родительский комитет травит детей. Всё прекратилось».

 

В новосибирской школе №183 восьмилетнего ребёнка родители выгнали с чаепития — её мама не сдала деньги на «вкусняшки». Как стало известно, ответственная за сбор денег мама по имени Евгения, активный член родительского комитета, вывела из-за стола девочку Милану — в отместку несговорчивой мамаше, которая не захотела быть «как все». Девочка пришла на осенний праздник с кексами и соком и поставила их на общий стол, однако зоркая Евгения, воспользовавшись тем, что второклашка была на чаепитии без мамы (та лежала в больнице), вывела ребёнка из-за стола. «Ты за общим столом сидеть и кушать не будешь», — восстановила справедливость Евгения, а потом забрала у Миланы бумажный стаканчик со словами, что «а ты из чего будешь сок пить, я тебе стакан не дам, твоя мать деньги не сдаёт — тебе пить не из чего». Ребёнок плачет, в школе скандал, прокуратура проводит расследование, родительские форумы гудят, разделившись на два лагеря. Одни кричат о мракобесии отдельно взятых родительских комитетов, другие — о том, как обнаглели родители, которые не сдают деньги. Эта история вновь подняла больную тему, когда жертвами буллинга становятся дети, чьи родители не в ладах с «законом» родительского комитета. Когда их травят взрослые, переманивая на свою сторону детей из класса, и в основном такие конфликты происходят на почве сбора денег.

 

— Любые объединения — это модель нашего общества, — убеждена семейный психолог-консультант Татьяна Скрицкая. — И родительские чаты в вотсапе не исключение. Там сразу начинают активно диктовать свои условия люди, чья инициатива никогда не приветствовалась ни в семье, ни в обществе. По сути, это люди с искривлённым эго, которым нужно во что бы то ни стало самовыразиться. Если в обычной жизни их постоянно задвигали на задний план, то здесь они начинают компенсировать свои психологические потребности. Это определённый тип людей (чаще всего — женщины), неудовлетворённые своим нынешним положением вещей. Когда в родительском комитете, а потом и в чате, появляются такие активистки, то сразу начинаются проблемы, конфликты и войны.

 

Наталья Троицкая-Высоцкая, пользователь социальной сети «Фейсбук»: «Все эти истории — одинаковые. И зло не столько в наличии или отсутствии поборов, а в их реальном назначении, бесконтрольности и полнейшей безнаказанности. Отдавая ребёнка в "хорошую школу", надо понимать, что подобные схемы там особенно процветают — таких школ в городе мало, а родителей, готовых на всё, чтобы ребёнка туда взяли, — много. Поэтому большинство покладисто платят, сколько им говорят, и вопросы не задаёт. А некоторые мамаши ещё и паразитируют на этом покладистом большинстве, высказывая безграничную готовность обслуживать любую спесь и дурость. Они же не только унижают, травят и настраивают класс против любого инакомыслия — они ещё и самоутверждаются таким образом. И детей своих этому учат. Особенно в началке это процветает».

 

Наши эксперты-психологи считают: остановить прессинг со стороны таких самоутверждающихся «яжематерей» можно. Просто нужно не бояться выносить сор из избы — легализация всех этих вымогательств в открытом интернет-доступе уничтожит их, как Снегурочку лучи весеннего солнца. Делайте скрины «разговоров» в родительском чате, выкладывайте их в социальных сетях или в специальных группах, посвящённых школьным поборам. Как только все схемы тоталитарного диктата родительского чата становятся достоянием общественности, наполеоны сдуваются. Чем мы больше об этом говорим вслух, тем меньше шансов у диктаторов из чата. Всё хамство происходит с нашего молчаливого попустительства.

 

Стоп поборы!

Alena Pyatenok, пользователь социальной сети «Фейсбук»: «А мне повезло. У нас очень адекватный родительский комитет. Сдаём на нужды класса каждый месяц по 300 рублей, эти деньги уходят на покупку рабочих тетрадей, на подарки учителям к праздникам, на чаепития. У нас только одна мамочка не сдаёт — всё закупает сама, подарки учителям дарит отдельно, на чаепития ребёнок просто приносит свои печеньки на общий стол и вместе со всеми празднует. Она объяснила, что не участвует во всех этих сборах. И это не повод гнобить её сына».

Юристы на вопросы о денежных взаимоотношениях с родительским комитетом отвечают однозначно: в России с 2013 года работает закон о поборах в школе. И ссылаются на ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где «всем гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования».

 

— Все поборы родительского комитета являются незаконными, — говорит юрист Максим Иванов. — Родительский комитет не является законодательным или судебным органом и его указания не обязательны к исполнению. Все денежные средства в школах сдаются родителями на добровольной основе. Если вас прессуют члены родительского комитета, вы вправе обратиться с жалобой в прокуратуру и управление образования. Если вас оскорбляют в родительском чате, инспирируют в отношении вас какие-то унижающие вас действия, вы можете обратиться параллельно в полицию с заявлением об оскорблении чести и достоинства на основании ст. 5.61 КоАП РФ. Пишите жалобы в департамент образования, в Роспотребназдор, в прокуратуру — не молчите. Закон на вашей стороне, а агрессорам всегда нужно давать отпор.

 

В социальной сети «ВКонтакте» существует много групп, которые борются с агрессивными родительскими комитетами. Одна из них — «Поборам стоп! Сибирь». Здесь каждому родителю готовы оказать информационно-консультационную помощь в ситуациях, где нарушены их права. И не устают повторять, что каждый родитель имеет право на аудио и видео-фиксацию — так что снимайте и пишите, товарищи родители! А если вы всё-таки стали жертвой «диктата из чата», то приходите в группу — вас здесь поддержат и помогут решить ситуацию. И да, не слушайте советчиков, которые будут настойчиво говорить о том, что вам с ребёнком нужно сменить школу. Наберитесь сил и боритесь с диктатом. Если, конечно, вам это надо.

 

— Среди родителей всегда найдутся те, кто рвётся принять участие в школьных делах, — говорит подписчик группы Александр Утробин. — В России им — прямая дорога в родительский комитет, который во многих случаях становится постоянным источником конфликтов всех со всеми. Именно мамам из родительского комитета чаще всего приходят гениальные идеи скинуться на что-либо, отметить окончание учебного года с помпой, достойной провинциальной свадьбы, и «отблагодарить преподавателей». А вот, например, в США любой активный родитель может вступить в PTA (Parent Teacher Association) — серьёзную организацию с членскими взносами и существенным политическим влиянием. Там он сможет заниматься решением не только внутришкольных, но и общенациональных вопросов, касающихся благополучия детей. А заботы меньшего масштаба — испечь пирог к школьной ярмарке, помочь сшить костюмы, сопроводить детей на экскурсию — решаются на волонтёрских началах: преподаватели в специальной рассылке оповещают о том, какая и где им понадобится помощь, а желающие откликаются.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

 

Что делать, если вы и ваш ребёнок стали жертвами родительского комитета?
1. Травля боится шумихи. Ищите среди родителей единомышленников, идите с рассказом в СМИ.
2. Если ваша фамилия фигурирует в публичных «листах позора» — сфотографируйте их и пишите заявление в прокуратуру. Фото приложите.
3. Расскажите о своей проблеме учителю, департаменту образования и прочим контролирующим органам.
4. Выкладывайте скрины переписки в родительском чате в общий интернет-доступ — в соцсети или группы, которые помогают родителям и детям, пострадавшим от террора родительского комитета.
5. Отключите уведомления в родительском чате в вотсапе.
back
up