Движение со знаком «плюс»
Развитие авиаузла, рост пригородных железнодорожных перевозок и обновление автобусного парка — министерство транспорта и дорожного хозяйства НСО строит планы на будущее.
Как и для многих отраслей экономики, 2019 год стал знаковым и для дорожного хозяйства — в России началась реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». По словам первого заместителя председателя правительства НСО Владимира Знаткова, в связи с увеличившимися объёмами финансирования (плюс 36 % к уровню 2018 года) и повышенной ответственностью прошлый год для дорожников выдался напряжённым — надо было быстро проводить торги и выполнять работы, успевая уложиться в короткий сибирский сезон. В наступившем году легче тоже не станет, дополнительной трудностью станет новое ценообразование, а также необходимость провести торги по всем объектам 2020 года до конца февраля, а контракты на дорожные работы по нацпроекту 2021 года нужно будет заключить уже в этом году. С одной стороны, такое планирование — то, о чём наши дорожно-строительные организации мечтали давно, с другой — работать придётся ещё напряжённее, не снижая планку качества. Всего до конца реализации нацпроекта (2024 год) в регионе будет необходимо увеличить протяжённость дорог в нормативном состоянии (строительство и капитальный ремонт) на 1 187 километров.
Новшеством, которое не только повысит качество новых дорог, но и увеличит срок их дальнейшей эксплуатации, должно стать заключение с подрядными организациями контрактов жизненного цикла (КЖЦ). КЖЦ представляет собой долгосрочное соглашение с подрядной организацией на обслуживание закреплённого договором участка автодороги. Когда предприятия имеют долгосрочный контракт, они способны правильно рассчитать свои ресурсы, имеют возможность закупать дорожно-строительные материалы в период более низких цен, могут оптимизировать вопросы аренды и покупки техники. Всё это положительно сказывается на качестве выполнения работ и стабилизирует жизнь самих предприятий. По словам директора Территориального управления автодорог (ТУАД) НСО Михаила Чуманова, в этом году не менее 20 % подрядов на дорожно-строительные работы должны быть заключены в виде КЖЦ, а к 2024 году количество таких контрактов должно достичь 70 %.
По словам министра транспорта и дорожного хозяйства НСО Анатолия Костылевского, в рамках реализации нацпроекта и регионального проекта «Дорожная сеть. Новосибирская область» в регионе будет строиться множество дорожных объектов, а ключевые по традиции будут сосредоточены в Новосибирске и агломерации. Продолжится реконструкция и расширение так называемых бутылочных горлышек — выездов из города по улицам Кедровая, 2-я Станционная, Гусинобродское и Бердское шоссе. А также — возведение станции метро «Спортивная» и всей прилегающей транспортной инфраструктуры в районе строящего ЛДС.
Есть большая вероятность, что наконец-то начнётся практическое строительство четвёртого моста через Обь в Новосибирске. По данным министра, на 2020—2022 годы областью заключено соглашение с федеральным дорожным агентством о выделении более 17 миллиардов рублей на этот объект.
Не останутся без внимания и сельские дороги, тем более что в 2019 году был принят ряд изменений в областные законы, повышающих самостоятельность муниципальных образований региона в вопросах управления дорожным комплексом. В частности, с 2020 года вместо прямого субсидирования из областного бюджета транспортный налог будет поступать в муниципальные дорожные фонды по единым нормативам: в бюджеты муниципальных районов — 45 %, в бюджеты городских округов — 20 %. Прогнозируемый объём поступлений только этого налога в местные бюджеты может составить порядка 630 миллионов рублей.
1,7 млн постановлений о нарушении правил дорожного движения было выписано в 2019 году на основании данных камер фото- и видеофиксации ( плюс 25 % к 2018 году).
Несколько лет в регионе действует предложенная и утверждённая депутатами Законодательного собрания программа по обновлению автобусного парка автотранспортных предприятий сельских районов области. На пассажирских маршрутах там работают 603 автобуса, а доступность регулярных транспортных услуг для населения области составляет 97,4 %. В 2019 году, благодаря субсидиям из областного бюджета, сельские автотранспортные предприятия приобрели 77 новых автобусов, что позволило снизить общий износ парка.
17 лет существует договор о сотрудничестве между правительством Новосибирской области и Западно-Сибирской железной дорогой, который недавно был продлён ещё на 5 лет — до 2025 года. Железнодорожный транспорт — это в буквальном смысле локомотив транспортной системы в регионе, в том числе и в плане пассажирского обслуживания. По словам руководителя компании «Экспресс-пригород» Екатерины Куфаревой, в прошлом году электрички перевезли 22,03 миллиона пассажиров, прирост составил 3,2 %. Востребованность пригородного железнодорожного транспорта стабильно растёт уже не первый год, благодаря в том числе и гибкой ценовой политике компании. После повышения в конце прошлого года стоимости проезда в общественном транспорте и метро «Экспресс-пригород» на 2 рубля поднял цены в первой зоне, а в зонах со второй по пятую (вплоть до Бердска, Чика или Сокура) они остались на прежнем уровне. Неудивительно, что пассажиропоток в черте Новосибирска вырос в три раза по сравнению со средним — на 9,3 %. А после реализации проекта «Городская электричка», находящегося сейчас в стадии проработки, нет сомнений, что пригородное железнодорожное сообщение станет ещё популярнее. Ещё бы вопрос с «Аэроэкспрессом» до Толмачёво решить, но это уже совсем другая история.
Авиационный хаб на базе аэропорта тоже традиционно находится в авангарде развития транспортной системы региона. Год из года растёт число пассажиров, в прошлом году был открыт новый цех бортового питания, весной этого года заработает большой почтово-логистический центр. На 20 с лишним миллиардов частных инвестиций и почти 9 миллиардов федеральных средств будет построен новый терминал площадью более 50 тысяч квадратных метров, проведена реконструкция взлётно-посадочных полос, обновлена инфраструктура аэропорта. Кстати, один из лотов на 3,6 миллиарда рублей уже отторгован, и победу одержала компания «Новосибирскавтодор», которая в ближайшие два года построит новый перрон и ещё ряд объектов дорожной инфраструктуры.
26 % пассажиров Толмачёво (1,7 млн чел.) в 2019 году выбирали Новосибирск в качестве узлового центра при полёте из одного города в другой.
По словам гендиректора Толмачёво Евгения Янкилевича, аэропорт продолжает работу по расширению маршрутной сети, в которой уже сейчас более 100 направлений. С этого года добавятся рейсы в Барнаул и Кемерово (региональные авиаперевозки субсидируются областным правительством), а также в Тель-Авив и Барселону. Существуют ещё 24 перспективных направления внутри России, и на ближайшие пять лет стоит задача связать прямым авиасообщением Новосибирск практически со всеми столицами регионов страны.
Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА