В условиях суверенитета
Председатель областного Совета депутатов в 1997—2005 годах Виктор ЛЕОНОВ о том, как регион писал тогда свои законы в отсутствие федеральных
Виктор Леонов отвечает на вопросы новосибирских журналистов в перерыве сессии. 2005 год.
В начале и середине 90-х годов под лозунгом строительства нового демократического государства разрушилось существующее правовое поле. На первое время новая Россия осталась только с законами РСФСР, которые не регулировали большую часть новых вопросов экономической деятельности и социальных процессов. В этот момент прозвучал знаменитый призыв президента Бориса Ельцина к регионам: «Берите суверенитета сколько хотите!». И субъекты РФ вынуждены были в отсутствии федеральной законодательной базы создавать свою, вплоть до того, что одна из небольших республик записала в своей конституции, что может иметь собственную армию.
Этот же процесс начался и в Новосибирской области. Но наш регион не гнался за «суверенитетом» и подобными крайностями: областная администрация и областной Совет депутатов были вынуждены создавать законы, которые могли поддержать экономику и социальную сферу. К примеру, российского закона о поддержке фермерских хозяйств не было — а они между тем начинали создаваться, законов о государственной поддержке животноводства и семеноводства не было — а в этих сферах она была необходима. И эти законы принимали мы. Одним из первых стал закон о господдержке научно-технической деятельности, направленный на сохранение и развитие нашей сибирской науки, чтобы разработки наших учёных нашли применение в промышленности. Затем был принят ряд законов: «О мерах господдержки товаропроизводителей», «О господдержке инвестиционной деятельности», «О налоговых ставках и льготах», «О семеноводстве» (этот закон позволял дотировать из бюджета те хозяйства, которые закладывали в производство элитные семена), «О господдержке крестьянско-фермерских хозяйств» и другие. Тогда же была создана Продовольственная корпорация, которая, по сути, спасала хозяйства от полного разорения. Из областного бюджета корпорация получала деньги на закупку по всей стране ГСМ, семян, запчастей для обеспечения своевременного проведения посевной в хозяйствах области в обмен на произведённую сельхозпродукцию. Продажа этой продукции затем возмещала расходы бюджета.
И к концу девяностых всё законодательство в регионах, можно сказать, стало местным, часто противоречащим федеральному. Поэтому решение следующего президента России Владимира Путина о создании окружных полномочных представительств было правильным. Наконец-то, хотя и с большим опозданием, но стало формироваться федеральное законодательство. Следующим этапом его развития стало приведение всех законодательных и нормативных актов РФ в единое правовое поле. Этим занялись и мы. Во втором созыве (1997—2001 годы) областной Совет принял 204 областных закона, а в третьем (2001—2005 годы) — уже 363. И значительная их часть нацеливалась на внесение изменений в ранее принятые законодательные акты. Работа была титанической: мы постоянно вносили поправки, меняли ранее принятые нормы — и всё под жесточайшим контролем прокуратуры. Далеко не всегда мы соглашались с тем, что федеральное законодательство регулирует те или иные вопросы лучше, чем наши законы. Дело доходило даже до судов — и шесть дел по отстаиванию наших законов мы выиграли.
Сохранить, к сожалению, нам удалось не всё, что хотелось бы. Мы не смогли отстоять уникальную систему местного самоуправления, созданную в 1995 году, которая, кроме нашей области, в 2003 году сохранилась только в Ставропольском крае. По этой системе органы государственной власти не заканчивались на областном уровне: администрация районов и районные Советы депутатов тоже относились к госорганам, а на следующем уровне, в поселениях, уже реализовывался принцип местного самоуправления. Я до сих пор считаю, что прежняя система управления, когда органы государственной власти существовали не только на уровне области, но и ниже, была более эффективной. Она помогала и лучше контролировать ситуацию и оказывать необходимую помощь и поддержку территориям и поселениям. Бюджеты сельских муниципальных образований формировались из двух источников: предусмотренные отчисления и дополнительно выделяемая нами финансовая поддержка. Новый закон №131- ФЗ усугубил положение местного самоуправления в сельских поселениях. Например, в качестве главного источника местных доходов был заложен налог на собственность. Но кто бы в кризисные годы мог найти деньги, чтобы зарегистрировать свою собственность и подтвердить свои права? Будучи членом Совета Федерации, я говорил министру финансов Алексею Кудрину: «В источники доходов вы загнали то, чего по существу нет. Так мы никогда не сможем сформировать бюджет для сельских муниципальных образований. Давайте дадим три года Роскомземкадастру на описание всех земель и бесплатную выдачу документов о праве собственности, чтобы потом распространить на собственников все налоговые обязательства».
В президиуме сессии: губернатор Виктор Толоконский, заместитель председателя областного Совета Анатолий Иваненко, председатель областного Совета Виктор Леонов и главный федеральный инспектор по НСО Вадим Головко.
Для поддержки местной власти нам удалось реализовать другие проекты — создать Совет председателей территориальных советов области, а также Совет глав муниципальных образований при Законодательном собрании. Так, люди с мест, которые лучше всех знают, какое там положение, были приобщены к непосредственной работе с депутатами по изменению законодательства, от этого выигрывали поселения области. И до сих пор эти Советы работают эффективно.
Ещё один созданный нами проект — постоянно действующее совещание (ПДС), в которое вошли глава администрации области, его заместители, начальники управлений (областных министров тогда не было), а с нашей стороны — председатель облсовета, его заместитель и председатели комитетов. Мы начинали с планирования совместной работы, потом стали рассматривать на ПДС важнейшие вопросы, такие как бюджет области, и постепенно пришли к тому, что администрация области стала вносить законопроекты не сразу на сессию, а в комитеты. Это новшество сразу сократило время работы сессий: если раньше на них уходило по два дня, то теперь стали укладываться в полдня, поскольку все предварительные рассмотрения с дискуссиями уже были пройдены на комитетах.
Поскольку изменения в законах коснулись и повышения требований к использованию средств регионального бюджета, нам понадобился надзорный орган. И мы создали Контрольно-счётную палату, первым председателем которой стал Юрий Иванович Шилин. С ним мы ездили в Москву к главе Счётной палаты РФ Сергею Степашину и подписали соглашение между Счётной палатой, КСП НСО и облсоветом. Это было нужно потому, что многие вопросы, требующие контроля за финансовыми потоками, должны были осуществляться на федеральном уровне. Среди регионов России мы и здесь стали «пионерами» — в дальнейшем свои КСП появились и в других регионах, потом они образовали свою ассоциацию на федеральном уровне.
Несколько слов о людях, принимавших тогда законы. И во втором, и в третьем созывах было по 49 депутатов, все они избирались по округам. В третий созыв переизбралась половина депутатов из второго. Только единицы работали на освобождённой основе. Большинство депутатов представляли директорский корпус, и шли они в облсовет не только для решения отраслевых или личных вопросов, а чтобы внести свой вклад в организацию управления экономикой области. Много полезного сделал председатель комитета по бюджету Константин Осин, директор БЭМЗ. На освобождённой основе в комитете работал его заместитель Сергей Канунников, сейчас возглавляющий Центральный округ Новосибирска, Константин Бессонов — директор ЗСМ-7, Анатолий Степанов — директор мясокомбината. Хорошую депутатскую школу прошёл Олег Иванинский. Активно работали над финансовыми документами спикер первого созыва Анатолий Сычёв, бывший депутатом и во втором созыве, директор школы из Карасука Василий Лобанов, один из нынешних претендентов на должность бизнес-омбудсмена Николай Мамулат, а Александр Козлов, Вадим Агеенко, Владимир Карпов, Александр Морозов, Борис Прилепский, Олег Сметанин, Александр Терепа, Сергей Титков, Валерий Червов, Иван Мороз, Вениамин Пак, Юрий Бугаков работают в Законодательном собрании до сих пор. Эти профессионалы хорошо знали жизнь и умели находить консенсус по самым сложным вопросам. Многому научился у них и я.
Сейчас многие, наблюдая за сессиями, удивляются, как быстро и отлаженно рассматриваются все вопросы. А я знаю, почему так происходит, — ведь существующая система законотворчества отрабатывалась депутатам предыдущих созывов. И смотреть, как наши начинания постоянно совершенствуются, очень приятно.
За период деятельности Новосибирского областного Совета депутатов третьего созыва было проведено 46 сессий Совета.
Из общего числа принятых законов 108 были новыми, 215 — о внесении изменений в действующие законы Новосибирской области и 16 — о признании законов утратившими силу.
Если в 2002 году прокуратура Новосибирской области 32 раза обращалась в областной суд по поводу несоответствия региональных законов федеральным (15 заявлений удовлетворено полностью, 10 частично, по семи суд отказал в удовлетворении — из них в четырёх случаях Верховный суд после обжалования отставил решение областного суда в силе), то в 2005 году такое обращение было всего одно — и суд отказался его удовлетворить.
Виталий СОЛОВОВ | Фото Виталия МИХАЙЛОВА из архива газеты «Ведомости»