04.02.19

В тени Льва

Писатель Павел БАСИНСКИЙ о своём тексте для Тотального диктанта, сценарии фильма «История одного назначения» и Льве Толстом

Павел Басинский — писатель, литературовед, критик, с недавнего времени сценарист (соавтор сценария фильма Авдотьи Смирновой «История одного назначения»), а в нынешнем году ещё и автор Тотального диктанта. Несколько встреч с ним в Новосибирске прошли в рамках конференции Тотального диктанта-2019.

 

О Тотальном диктанте

— Я, разумеется, согласился (когда предложили стать автором текста — прим. ред.). Это же честь огромная. А с другой стороны, испугался. Я сначала соглашаюсь, а потом думаю, на что я согласился. Испугался, потому что ответственность очень большая. Одно дело — ты пишешь книгу, не получилась она у тебя, ну и что там — следующую напишешь. А с диктантом, как и с кино, — тут ты подписываешься на очень серьёзное коллективное мероприятие. Поэтому я почти полгода думал, какие тексты писать, потом написал, потом они шлифовались, я работал со специалистами из Института русского языка. Так родились эти четыре текста, которые будут диктоваться 13 апреля. Получилось четыре эссе в детективном или полудетективном ключе. Они все связаны между собой. Я сразу решил, что возьму хрестоматийные, известные произведения: «Моцарт и Сальери» Пушкина, «Мёртвые души», «На дне» Горького, а четвёртый связан с моим любимым Толстым.

 

…Я когда писал, старался, чтобы там были и сложные, и простые предложения. Должно быть примерно одинаковое количество ловушек грамматических, о которые большинство, может быть, споткнётся, во всех четырёх текстах. Но это уже отдельная история, этого я не могу рассказывать.

 

…Мне кажется, что авторская пунктуация пусть будет в книжках. Я очень не люблю, когда выходит чья-то книга и написано: издано в авторской орфографии и пунктуации. То есть автор не дал редактору и корректору работать со своим текстом. Начинаешь читать — приходишь в ужас, потому что там такое наляпано. Писатель в своём самомнении почему-то думает, что он пуп земли, он напишет такой прекрасный текст, что его нельзя трогать. А редактура и корректура — важная составляющая работы с книгой. И пока не поработали с книгой хороший редактор и хороший корректор, она будет сырьём.

 

…Сам я Тотальный диктант не писал. Конечно, это лень-матушка. Если бы писал, думаю, что получил бы четвёрку. У меня всегда четвёрка была по русскому языку. По литературе — пять, по русскому — четыре. Всегда во всех сочинениях одну-две ошибки допускал.

О Толстом

— Толстым я занимаюсь уже давно. Сейчас на какое-то время прекратил, всё-таки четыре книги о нём выпустил, это уже много, даже несколько неприлично. Первые три — это трилогия, как я потом понял. «Лев Толстой. Бегство из рая» — первая книга об уходе Толстого. «Святой против Льва» — о конфликте Толстого и РПЦ, и вообще — Толстой и церковь. Через несуществовавшие отношения, но тем не менее некую вражду Толстого и самого популярного священника того времени, причисленного к лику святых, отца Иоанна Кронштадтского, фигуру, которая тоже давно меня интересовала. И третья книга — это «Лев в тени Льва», об одном из сыновей Толстого, которого назвали Львом и тем самым, в общем, погубили его жизнь, ибо двух Львов Толстых в природе быть не может. Два Дюма могут, а двух Львов Толстых не может быть. И это достаточно несчастная, трагическая судьба сына, который сначала обожал отца, пытался подражать ему, подростком стал толстовцем — единственный из сыновей Толстого, кто пытался стать толстовцем. А потом в результате возненавидел отца. И эта ненависть продолжалась, что самое удивительное, и после смерти отца. Даже усиливалась. Сам Лев Львович умер в 1945 году, в Швеции.

 

Ну и четвёртая книга — мне в издательстве «Молодая гвардия» предложили написать в малую серию ЖЗЛ биографию Толстого. И мне это показалось интересным, написать именно в малую серию, короткую, но полную биографию Толстого, чтобы любой студент, школьник, учитель, мог прочитать такую сжатую биографию Толстого.

О работе над фильмом

— С фильмом получилось так. Я давно знаком с Авдотьей Смирновой, но не то чтобы близко. Она читала мои книги, вернее, прочитала первую и третью, а вторую отложила, тема «Толстой и церковь» её не очень заинтересовала. И она стала её читать, когда полетела на Камчатку. Не знаю зачем, но полетела. И она мне позвонила с Камчатки и говорит: «Я читаю книгу, прочитала главу «Спасти рядового Шабунина»». Я вообще эту главу хотел выкинуть из книги. Сейчас, конечно, счастлив, что не выкинул. Это три странички или четыре, короткая глава. Да, я ещё её назвал — схулиганил, конечно — «Спасти рядового Шабунина», это соотносится с названием, на мой взгляд, плохого, но тем не менее оскароносного американского фильма «Спасти рядового Райана». И вот, она мне говорит: «Я читаю дальше и возвращаюсь опять и опять к этой главе. Хочу снимать фильм». «Короткометражку, что ли?» — спрашиваю. Отвечает: «Нет, полный метр. Будете писать сценарий?» Говорю: «Да». А потом начинаю понимать, что я никогда художественных сценариев не писал, только документальные. Она меня знакомит с Анной Пармас, очень сильным сценаристом, и мы с ней больше чем полгода пишем этот сценарий. Наконец написали. Авдотья приняла. Дальше прочитал продюсер Сергей Сельянов и сказал: что-то у вас мало Толстого. А это была идея Авдотьи, сразу скажу. Она режиссёр новой формации. И у неё была идея, что Толстой попадёт чуть ли не во второстепенные персонажи. Я ей тогда ещё сказал: у вас не получится. Если вы ввели Толстого, он у вас полфильма съест всё равно.

 

…Фильм получил приз за лучший сценарий на «Кинотавре», потом «Белого слона», это приз Гильдии кинокритиков и киноведов. И совсем недавно получил «Золотого орла», но только за сценарий. Мне даже немножко обидно, потому что кино всё-таки искусство режиссёра.

О героях фильма

— Мне было очень интересно, что в этом фильме нет практически ни одного придуманного персонажа. Действительно, у Толстого был приказчик, и его жена была нигилисткой. Она носила зелёные очки, подпоясывалась, была дарвинисткой. И она действительно очень заинтересовала Толстого, так что Софья Андреевна приревновала его к ней. Татьяна Андреевна, младшая сестра Софьи Андреевны, действительно была влюблена в его старшего брата, Сергея Николаевича, и он был в неё влюблён, но у него была цыганка, которую он выкупил из хора. И он хотел жениться на Татьяне Андреевне, тогда ещё Берс, но не смог бросить эту цыганку, потому что уже было четверо детей незаконнорождённых. Он их узаконил, венчался с ней, потом она пыталась отравиться. Татьяна Андреевна, как известно, была прототипом Наташи Ростовой.

 

…Пьющий прапорщик Стасюлевич — абсолютно реальный человек, он действительно так покончил с собой. Только здесь он в шинели заходит в воду, а там он надел шубу рукавами вперёд, зашёл в реку и утонул таким странным способом. Он действительно служил с Толстым на Кавказе, тот действительно написал его рассказ о разжаловании. Григорий Колокольцев — реальный. Придуманный персонаж — это отец героя. У него был отец, но он не был генералом, вообще не был военным. Хотя Колокольцевы — это старинная, именно военная фамилия. Нам по интриге, по сюжету необходим был отец-генерал. Андрей Смирнов великолепно его сыграл, на мой взгляд. Именно он подвигает Колокольцева к тому, что тот голосует за виновность этого солдата и фактически губит его. В реальности было не так. Непонятно, почему Колокольцев так проголосовал. Он на самом деле вместе со Стасюлевичем, даже в большей степени, чем Стасюлевич, уговаривал Толстого стать адвокатом Шабунина. И вдруг голосует: «виновен». Толстой это объяснял тем, что он хотел угодить полковнику. А здесь он хотел угодить отцу.

 

…Там всё абсолютно реально. Несчастный писарь, который ударил по щеке поляка-офицера и за это был расстрелян. Его судили военно-полевым судом, что в мирное время не полагается. Но там была особая ситуация. Эта частная история, не бог весть какая, дошла до двора. Александр Второй распорядился, чтобы наказали по всей строгости, Милютин (военный министр — прим. ред.) назначил военно-полевой суд. Толстой, узнав об этом, решил выступать его адвокатом, выступил, а дальше судила офицерская тройка, как в фильме показано, так оно и было, солдата всё-таки расстреляли.

 

…Одна из самых сильных сторон фильма — это речь Толстого на суде. Её Авдотья придумала. Когда прочитал, у меня слёзы на глаза навернулись. Но Толстой её не произносил. Речь Толстого на суде известна. Она есть в полном собрании сочинений, она опубликована в тульских газетах, но это очень скучная речь, занудная речь, где он пытается доказать, что этот Шабунин —  идиот, да ещё и напившийся идиот. А он действительно очень странный тип был — Шабунин, самый сложный для нас характер. Я читал воспоминания о нём: его главным развлечением было лежать на сеновале, пить водку и читать Евангелие, которое он и так знал наизусть. Начётчик с какими-то сектантскими наклонностями, и при этом пьющий. И в конце фильма — святой практически, который светится просто и не боится этой смерти.

О планах работы в кино

— Писать сценарий просто так бессмысленно. Напишу — что с ним делать буду? Кино — это же производство. На кино нужны деньги, даже если малый бюджет. Если этого нет, нет продюсера — какой смысл писать сценарий? Я бы с удовольствием взялся, но пока предложений нет. Один раз мне позвонили, не буду говорить, от какого режиссёра, известного очень: «Может, вы на него будете работать?». Я не против, но что он хочет? Оказывается, о княгине Ольге. Нет, я о княгине Ольге не буду писать сценарий, я вообще не знаю, кто такая княгиня Ольга, кроме того, что о ней написано в Повести временных лет, — что она там древлян сожгла, послала туда голубей с лучинами, они спалили всю деревню. И что она первая, ещё раньше Владимира, приняла христианство. Я не знаю, ни как она выглядела, ни как говорила, ела. Это всё нужно высасывать из пальца. И будет просто очевидная клюква. Нет, так я не смогу. Но если что-то интересное предложат — с удовольствием возьмусь. Писать сценарии интересно, очень интересно, потому что понимаешь, что это потом будет реализовано, будут какие-то актёры говорить, жить, это всё будет на экране — это удивительно.

О Горьком

…Кроме Толстого я много Горьким занимался и продолжаю заниматься, биографию написал. Когда писал биографию, только изданные его письма были, и я в архиве Горького в Институте мировой литературы просил, чтобы мне дали самые ранние письма. И там — сплошные тире, тире, тире. У раннего Горького очень много тире. Это, с одной стороны, можно объяснить — красивый знак такой. С другой, насколько я понимаю, всё-таки, у Горького не было образования, никаких университетов. Думаю, не совсем он был в ладах с орфографией, пунктуацией. Поставил тире — всё понятно. Потом у него их меньше стало. Он же правильно женился — на корректорше самарской газеты.

 

…Биография Горького интересна с любой точки зрения, любой эпизод его жизни. И ранний период, и революционный. Его осёдлая жизнь главным образом протекала в Италии. Горький 14 лет провёл в Италии. Нужно понимать. Сначала на Капри, в 1906—1913 годах и с 1921-го фактически по 1933-й — в Сорренто, это напротив Капри, материковая часть южной Италии. И эти периоды невероятно интересны, потому что он там свою Ясную Поляну устроил. Кто только ни приезжал: и Шаляпин, и Бунин, и Дзержинский, и Ленин, и террористы. Там же жил Леонид Андреев. Там такая жизнь бурлила! Помимо прочего, там было два говорящих попугая, которые по-португальски разговаривали. Какая-то сказка. Его отношения с Лениным, со Сталиным до сих пор не поняты, не изучены.

 

…Очень сложный человек был. Он мог быть добрым и злым, он был сентиментальный и в то же время достаточно жестокий, в своей философии, отношении к людям. Известно, например, когда застрелился Маяковский, реакция Горького была: «Нашёл время».

 

…Никаких доказательств того, что Горького убили, нет. Скорее всего, это фантазии и домыслы.

Об экранизациях

— У меня на самом деле почти нет особых претензий к экранизациям. Произведение есть. Оригинал есть. Это же не Священное Писание, Евангелие, а экранизация художественного произведения. Например, «Анна Каренина». Прекрасный фильм с Самойловой, Лановым и Гриценко, очень убедительный. Как, в принципе, и фильм Соловьёва, и то, что Шахназаров сделал. Ой, говорят, что он наделал, там Левина нет. Ну не захотел Левина, он не вписывался.

 

…Мне понравилась экранизация «Войны и мира», которую сделала BBC. Говорят: это не «Война и мир». А что «Война и мир»? Бондарчук пожилой, который играет молодого Пьера? Он очень сильный актёр, но Пьер был молодым. И Элен Курагина, которую играет жена Бондарчука, моложе была на самом деле. А здесь (у ВВС — прим. ред.) играют молодые. Бондарчук играет «медвежистого» Пьера, потому что у него телосложение такое. А там актёр, не помню, как его зовут, но очень обаятельный, — он играет Пьера — такого Гарри Поттера.

 

…У меня, правда, нет каких-то прямо совсем любимых экранизаций, не вспомню. Хотя я обожаю «Иван Васильевич меняет профессию». Это же экранизация пьесы Булгакова. Всё перенесено в наши дни, но невероятно отличный фильм получился.

 

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
583

В Заксобрании


22.02.19
23

Небольшая больница в отдалённом селе Сузунского района преобразилась после капитального ремонта до неузнаваемости

22.02.19
20

По ряду параметров развития социальной инфраструктуры Сузун выходит на уровень больших городов

22.02.19
22

Уверенное развитие Сузунского района возможно при появлении новых промышленных производств

Политика


20.02.19
168

Спикер заксобрания Андрей Шимкив прокомментировал Послание Президента Владимира Путина

19.02.19
542

Выборы в Законодательное собрание НСО состоятся в 2020 году. Изменится ли перед ними региональное избирательное законодательство?

19.12.18
1492

В школе Сузунского района появится специализированный спортивный класс.

Экономика


22.02.19
21

Правительство НСО возлагает большие надежды на новый региональный Фонд промышленности в плане поддержки областных предприятий

15.02.19
524

Увеличение доходной базы и снижение налоговой недоимки — основные задачи финансового сектора области на текущий год

13.02.19
398

Что делать, если вас заставляют платить дважды за одну коммунальную услугу: отвечаем жителям Плющихинского жилмассива

Общество


21.02.19
349

«К сожалению, вы нам не подходите», — звучит шаблонная фраза, и путь к желанной вакансии оказывается перекрыт. Но всегда ли работодатель прав, отказывая вам в приёме на работу?

21.02.19
306

В новосибирском метро появился вагон, посвящённый 30-летию вывода войск из Афганистана

21.02.19
112

Автовокзалы и автостанции на окраинах Новосибирска не решают проблемы с пробками. Их главная задача — удобство пассажиров

Культура


21.02.19
350

Фотоконкурс, лекторий и премьеры — чем театры порадуют зрителей в преддверии весны и в февральско-мартовские праздники?

19.02.19
555

Лекция о том, почему в феврале мы вспоминаем знаменитые строки Пастернака, первый новосибирский арт-маркет, современное китайское кино в «Победе» и другие события недели. Выбирайте свой культпоход с 21 по 28 февраля

17.02.19
603

Выставка фотокорреспондента газеты «Ведомости» Валерия Панова «Беззащитные» работает в ГПНТБ СО РАН.

Спорт


18.02.19
630

«Лыжня России-2019» в Новосибирской области отмечена рекордом по количеству участников

07.02.19
872

В Новосибирске прошли чемпионат и первенство области по лёгкой атлетике

29.01.19
793

В Новосибирске состоялось первенство региона по одному из национальных видов единоборств — рукопашному бою

x

Сообщите вашу новость:

up