07.05.19

Выше плинтуса

Фрик-драму про тотальную удушающую нелюбовь с аллюзиями в советское прошлое поставили в областном театре кукол

Душераздирающий рассказ о любви, которая становится непосильным бременем, оказывает терапевтический эффект: зритель вытапливает из себя попеременно то униженного обстоятельствами Сашеньку, то безвольную, неспособную на взрослые решения Маму, то сорвавшуюся в гневе Бабушку-Зевса. Этот спектакль наверняка войдёт в театральную историю города как самый экстравагантный в исполнении кукол. Для новосибирского зрителя, да и самих артистов, спектакль «Похороните меня за плинтусом» — очень неожиданная постановка, а для Новосибирского областного театра кукол (НОТЕК) — веха в истории, своего рода эксперимент. До сих пор театр жил в других измерениях, представляя «искусство играющих кукол» как нечто живое, трепетное, сказочное, в чём-то «бело-пушистое».

 

Современный взрослый репертуар в театре начал формироваться с кукольного фарса «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (16+), премьера состоялась в марте 2018 года, омский режиссёр Борис Саламчев воспроизвёл комедию Бомарше подробно и со вкусом. В нынешнем январе афиша пополнилась «Шинелью» (12+) в жанре «инквизиция души»: качественная постановка питерского режиссёра Анны Бессчастновой открыла новые грани гоголевского языка и актёрских талантов.

 

И вот — премьера «Похороните меня за плинтусом» по одноимённой книге Павла Санаева, текст в своё время произвёл эффект разор­вавшейся бомбы. И спектакль вызывает настоящий ураган переживаний, и дело не только в сюжете, но и в том, как это сделано. Режиссёр Эльмира Куриленко представляет историю в жанре фрик-драмы — смесь фарса и площадного хулиганского театра, свободного от цензуры. Задача «юродствующей» драмы скорее не растрогать зрителя или рассмешить, а задеть за живое, достать из него глубоко скрываемые чувства.

 

За основу сюжета взят сценарий, написанный Павлом Санаевым для экранизации — к слову, сам автор не любит постановок своего произведения и не смотрит их. Сюжетные линии упрощены, главное здесь — треугольник отношений между поколениями: Бабушка — Саша — Мама. Восьмилетний мальчик Саша — часто болеющий ребёнок — вынужден сидеть дома, лечиться, расти в условиях жёсткого контроля и скрывать свои подлинные чувства, находя компромисс и записывая на матрицу своего сознания эти искажённые образы. Неистово любящая Бабушка возит Сашеньку к врачу-гомеопату, унизительно драит в ванной, намыливая шейку-спинку, надрывно лечит-калечит и запрещает любить маму. Мама появляется редко, в основном по телефону, и не меньше Сашеньки боится свою мать.

 

— Этот спектакль не про Сашеньку и его маму, а про всех людей. В нас всех это есть: и агрессивная бабка просыпается иногда, унижающая окружающих, и мы не можем её усмирить; и Сашенька в нас порой плачет, когда нас рвёт на части непростая ситуация; и мама — взрослый человек, от которой ждут ответственного решения, а она медлит. Взрослым быть вообще очень трудно, — говорит Эльмира Куриленко.

 

Спектакль «Похороните меня за плинтусом» режиссёр поставила ещё со своим курсом в Новосибирском театральном институте, ребята закончили учёбу и первый сезон работают в театре. Постановка растёт вместе с ними, в ней происходят тончайшие процессы преобразований. И это очень серьёзный опыт для самой труппы. При всей громоздкости видеоряда в кукловождении много психологического плана. Герои и чувства утрирован­ны: огромными куклами управляет многоголосый коллектив, каждый из актёров вносит свои эмоции в образ персонажа. Большеголовый худой мальчик с замком-молнией вместо рта, почти прозрачная мама с грустным лицом и тотальная, неизбежная, готовая обрушиться в любую минуту громоподобная бабушка, чьи руки-удавы появляются раньше её, и только в конце вся она предстаёт в своей громаде, чтобы рухнуть в последнем приступе любви.

 

Художник-постановщик Анна Гуляева, для которой это была первая работа в профессиональном театре, использует привычные бытовые предметы для создания образов. Благодаря рубленой, нарочито грубой форме спектакль ещё более уходит в андеграунд, когда бытие опускается ниже того самого плинтуса. Актёры, марширующие в мышиного цвета робах; холодильник, исполняющий роль входной двери и бездонной утробы; ванны-унитазы, переносимые с места на места, и сантехнические трубы, которыми пытаются услышать биение сердца…

 

Аллюзии с советским прошлым возникают сами собой, всплывая призраками тотального надзора, очередей и запретов, ограничивающих свободу. Коллективное воспитание в школах и детских лагерях, необходимость разрываться между любовью к близким и общественными обязанностями, образ родины-матери, то сжимающей в своих объятьях нерадивое дитя, то устраивающей головомойку. Не о пересмотре ценностей речь и не о попытке очернить прекрасные воспоминания, а о том тёмном, что вынесли мы из этого времени.

 

— Поле для метафор и ассоциаций здесь большое, а как прочитает это зритель — зависит от его интеллектуальной культуры. Если есть чем — прочитает, если нет — увидит только эмоциональный и физиологический слой, — продолжает режиссёр. — Спектакль рассчитан на зрителя, который сможет увидеть заложенные в нём образы, унесёт их с собой, будет думать и работать над этим дальше. Для актёров же важно доставать из себя самое чистое и доброе, тогда и спектакль получается совсем иной.

 

Забегая вперёд, заметим, что зритель выходит из зала в состоянии щемящей потребности любить и быть любимым. А значит, получилось подняться выше того уровня, о котором говорит автор произведения. Недаром эта постановка будет представлять НОТЕК на Меж­дународном фестивале театров кукол, который пройдёт в Новосибирске с 26 мая по 1 июня при поддержке министерства культуры Новосибирской области. В офф-программе фестиваля заявлен также спектакль Эльмиры Куриленко, поставленный со студентами НГТИ, «Королева красоты» по пьесе МакДонаха.

 

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Виктора ДМИТРИЕВА

back
1336

В Заксобрании


14.11.19
92

В 2020 году дорожный фонд НСО уменьшится, а с 2021-го регион может остаться без средств на ремонт и реконструкцию сельских дорог

14.11.19
102

Проект бюджета области на 2020 год представили на публичных слушаниях, сейчас его рассматривают все комитеты заксобрания

07.11.19
681

Заксобрание предложило разрешить людям ездить зимой по льду водоёмов за пределами специальных переправ

Политика


14.11.19
89

В Новосибирске прошла межрегиональная научно-практическая конференция, посвящённая гражданскому активизму в Сибири

29.10.19
391

Отменят ли партийные списки на выборах в городской Совет Новосибирска, которые пройдут в 2020 году

29.10.19
409

«Единую Россию» на выборы в 2020 году поведут сразу два региональных лидера

Экономика


21.10.19
624

Будет ли Новосибирская область продавать больше зерна за границу?

25.09.19
1326

Что должно стать основным драйвером развития инноваций в России и почему здесь не может быть единственно правильного ответа?

23.09.19
1266

Зачем в основание будущей арены нового ледового дворца забьют 1 500 свай длиной от 16 до 35 метров?

Общество


14.11.19
99

Сфотографироваться и посчитать до десяти: зачем банки подключаются к Единой биометрической системе?

14.11.19
92

Депутаты согласовали новую 6-летнюю программу развития торговли в регионе

12.11.19
296

В 52 многоквартирных домах Новосибирска, Бердска и Искитима в этом году установили новые лифты

Культура


14.11.19
66

Старейшей библиотеке Новосибирска на днях исполняется 125 лет

13.11.19
187

Звёзды с мировым именем: Вадим Репин анонсировал главные события Транссибирского арт-фестиваля-2020

13.11.19
291

Сергей Афанасьев объяснил, почему он написал заявление об увольнении и при каком условии он может его забрать

Спорт


12.11.19
350

Ещё пару лет назад о детском следж-хоккее в Новосибирской области ничего не знали, а сегодня ребята выходят на совместные тренировки с игроками ХК «Сибирь»

06.11.19
540

В Новосибирске в 18-й раз прошёл один из крупнейших в России боксёрских турниров — памяти мастера спорта СССР Дмитрия Панова

29.10.19
363

В Сибирской академии самбо прошло крупнейшее региональное соревнование по этому виду спорта

x

Сообщите вашу новость:

up