10.05.18

Увидеть «Знаки»

Выставка «Знаки» уникального калининградского графика Евгения Печерского пройдёт в Новосибирске. Персональная выставка из 42 работ Евгения Печерского в жанре монументально-декоративной графики пройдёт в картинной галерее «Частная коллекция» (ул. Советская, 26) с 15 мая до 17 июня.

Вот что пишет о Евгении Печерском искусствовед, директор Музея янтаря Татьяна Суворова.

Калининградская область – своеобразный регион. Это перекрестье различных культурных потоков, и не только в историческом смысле. Здесь живут и работают художники из различных областей России и республик бывшего СССР. Евгений Печерский приехал из Казахстана в Калининград в 1996 году. В Казахстане около 20 лет он работал как художник-монументалист. С 1992 по 1994 год возглавлял группу по восстановлению традиционных войлоков Северного Казахстана, проводил научно-исследовательскую работу по дешифровке языка ковровых текстов. Влияние тюркского декоративно-прикладного искусства – ковров и орнаментики –  привело Печерского к созданию абстрактных геометрических композиций, которые складываются в серии монументальных орнаментальных плоскостей. Аналога его мышлению декоративиста-аналитика в Калининграде нет.

 

Способ изготовления модуля, на первый взгляд, прост. Фроттаж, аппликация – техники, памятные со времён уроков труда и рисования в школе. Но фроттаж, который сегодня лежит в основе графики Печерского, художник усложнил и довёл до авторского состояния, следуя своему предшественнику в этой области Максу Эрнсту, создавшему новую для большого искусства технику фроттажа в 1925 году (листы бумаги, натертые свинцовым карандашом по гравировальной доске и другим предметам).

Листы Печерского очень богаты и необычны по фактуре, происхождение которой не проясняется даже после тщательного всматривания в работу. Более того, знание принципа изготовления фроттажа ничего не объясняет.  Есть смысл заострить внимание на творческой «кухне», поскольку техника в графике Печерского – источник декоративной выразительности и неповторимости авторской манеры.

 

Сначала заготавливается матрица: это может быть сосновая доска со специфической текстурой или картон, на который нанесён левкас. На матрицу накладывается бумага, покрытая красочным слоем. Начинается процесс натирания выкрашенного листа парафином или воском, чтобы перевести рисунок с матрицы. Затем сверху такой лист заливается краской – гуашью или акрилом. Когда краска высохнет, парафин удаляется с бумаги скребком. Под ним остается та краска, которая была первоначально на листе бумаги. Завершается первый цикл создания произведения выпариванием парафина при помощи утюга, которым лист проглаживается с обратной стороны, и впитывающего материала, подкладываемого с лицевой стороны работы, для полного обезжиривания бумаги.

Преображённый лист вновь накладывается на матрицу, но уже, например, со смещением. И процедура повторяется. В результате трехкратного повторения цикла можно добиваться сложной фактуры и цвета.

 

Композиции Печерского могут существовать как самодостаточные станковые листы, а могут формироваться в инсталляции, способные видоизменяться путём перемены сочетания отдельных листов. Во втором случае экспозиционное пространство становится подвижным. Иллюзорный эффект непрерывно перестраивающейся формы заставляет вспомнить оп-арт 1960-х и геометрические абстракции его родоначальника Виктора Вазарели.

 

Сам Печерский обозначает своё искусство как «монументально-декоративная графика».

Элементарные формы и техника в произведениях калининградского автора – провокационны. За ней не видна мера труда и глубина размышлений. Но тем ценнее результат: лёгкость и простота восприятия, комфортность самоощущения рядом с его работами, возможность интерпретации «других» пространств и полей для зрителей-интеллектуалов, положительная энергетика искусства среды обитания человека.

 

Для справки: Печерский Евгений Иванович родился в Казахстане, в городе Петропавловске 11 апреля 1952 года. В 1980 году окончил художественно-графический факультет Омского Государственного педагогического института.

 

Участник более 180 выставочных проектов, в том числе международных, всесоюзных, республиканских и региональных выставок.

 

Работы художника находятся в коллекциях:

Республиканской галереи им. А. Костеева (Алма-Ата, Казахстан), Государственного художественного музея (Целиноград, Казахстан), Областной художественной галереи (Петропавловск, Казахстан), Республиканской художественной галереи (Ашхабад, Таджикистан), Областной художественной галереи (Тюмень, Россия); Калининградской Государственной художественной галереи, Калининградского областного историко-художественного музея, Музея Мирового океана (Калининград), Военно-морского музея г. Балтийска Калининградской области, а также в частных коллекциях России, Германии, Португалии, Израиля, США, Литвы, Китая.

back

Новости  [Архив новостей]

up