17.05.17

Выйти из зоны риска

Руководитель УФНС России по Новосибирской области Алексей ЛЕГОСТАЕВ о перспективах собираемости налогов в 2017 году, введении онлайн-касс и возможности уплаты налога за другого налогоплательщика.


— Алексей Викторович, недавно приняты изменения в областной бюджет 2017 года, которые в значительной мере опираются на рост налоговых поступлений. Вы такую перспективу оцениваете очень осторожно. Почему?


— Итоги прошлого года для нас оказались успешными: мы впервые перешли планку 150 миллиардов рублей по совокупным поступлениям во все уровни бюджетов, прирост к уровню 2015 года составил около 12 процентов. Хорошо мы стартовали и в текущем году: поступления налогов и сборов превысили 39 миллиардов рублей, что на 17 процентов больше, чем в первом квартале 2016 года. Из них в федеральный бюджет поступило более 11 миллиардов рублей (на 9 процентов больше, чем в первом квартале 2016 года), в консолидированный бюджет Новосибирской области — 28 миллиардов рублей (на 20 процентов больше, чем в первом квартале 2016 года). Увеличение произошло в основном за счёт налога на прибыль, акцизов, налога на добычу полезных ископаемых.


Кроме того, налоговые органы с начала 2017 года администрируют страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Общая сумма поступлений по страховым взносам за первый квартал составила 24 миллиарда рублей и увеличилась относительно аналогичного периода прошлого года на 11 процентов.


Однако прогноз на текущий год мы делаем осторожно. Итоги первого квартала сформировались за счёт высоких темпов поступления налога на прибыль, обусловленных хорошими результатами финансово-хозяйственной деятельности за четвёртый квартал 2016 года в основном по организациям банковской сферы. Что будет дальше — сложно спрогнозировать. Объёмы налоговых поступлений зависят от состояния экономики.


— Какие меры принимаются для увеличения собираемости налогов?


— У налоговых органов есть эффективные инструменты контроля, методики и подходы, которые позволяют увеличивать поступления налогов и сборов только за счёт улучшения налогового администрирования, сосредоточивая силы на тех направлениях, где существует риск потерь бюджета.
Бесконтактное взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками — от информирования до приёма отчётности и уплаты налогов через Интернет, использование ведомственных электронных сервисов, «личных кабинетов налогоплательщика», представление налоговой отчётности в электронной форме, централизация информационных ресурсов, экстерриториальный принцип обслуживания налогоплательщиков, автоматизация контрольных функций — переводит налоговое администрирование на качественно новый уровень.

 

«Если предприниматель зарегистрировал три кассовых аппарата, три торговых точки и не показывает наёмных работников — тут налицо неформальная занятость и сокрытие заработной платы. А повлиять на такого предпринимателя, чтобы устранить эти нарушения, без заявления от самих этих работников нельзя».


Задача налоговых органов — создание новой архитектуры налогового контроля, прежде всего за счёт понятных, прозрачных, полностью автоматизированных налоговых процедур, необременительных для налогоплательщиков. Имеющиеся в распоряжении программное обеспечение и мощные информационные ресурсы, сосредоточенные в центрах обработки данных в сочетании с риск-ориентированным подходом позволяют вести персональную налоговую историю каждого налогоплательщика, значительно уменьшать количество налоговых проверок без потери их качества. Переход на бесконтактный режим работы исключает необходимость личного взаимодействия налогоплательщика с налоговым инспектором и возможность оперативного урегулирования налоговых претензий. При этом очень важно формирование такой налоговой среды, в которой все налогоплательщики имели бы равные условия для ведения бизнеса и не использовали неуплату налогов как конкурентное преимущество. Налоговые органы выявляют недобросовестных налогоплательщиков с необъяснимо низкой налоговой нагрузкой для первоочередного контроля.

 

— Процедуру введения нового порядка использования контрольно-кассовой техники можно представить в виде трёх составляющих. Фискальная среди них есть — государство хочет знать свои денежные потоки, поступления налогов. Вторая — это возможность для потребителей защищать свои интересы перед бизнесом. Система позволяет проверять все операции, иметь инструментарий, чтобы в цивилизованном порядке разбираться с недобросовестными продавцами. Собственнику бизнеса новый порядок даёт возможность контролировать свое дело, видеть движение товаров, оценивать их и корректировать. Внедрение информационных технологий неизбежно, это необходимо учесть, чтобы развивать бизнес.


Существенные возможности для предотвращения потерь бюджета даёт противодействие деятельности фиктивных компаний, выявление сомнительных сделок с помощью информационной системы АСК «НДС-2».
В отношении налогоплательщиков — участников сомнительных операций, не устранивших расхождения, проводятся контрольные мероприятия с предъявлением претензий в актах налоговых проверок, которые впоследствии выливаются в решения. По результатам проведённой контрольной работы дополнительные поступления НДС в бюджет выросли более чем в два раза — с 337 миллионов рублей в первом квартале 2016 года до 687 миллионов рублей в первом квартале текущего года.

 

12—13 миллиардов рублей налога на доходы физлиц по причине «серой» заработной платы и неформальной занятости недополучает бюджет региона.


Вся контрольная работа ведётся на основе тщательного анализа деятельности налогоплательщика, применения риск-ориентированного подхода по отраслевому принципу, что позволяет существенно снизить количество налоговых проверок и повысить их эффективность. В прошлом году по итогам контрольной работы дополнительно начислено 6,1 миллиарда рублей, поступило в бюджет около 2,7 миллиарда рублей. В первом квартале доначисления по контрольной работе составили 1,7 миллиарда рублей (на 7% больше, чем в первом квартале 2016 года), причем количество выездных налоговых проверок сократилось со 136 в первом квартале прошлого года до 94 за три месяца текущего года.


Для повышения уровня собираемости налогов мы используем все меры, предусмотренные налоговым законодательством, привлекаем к взаимодействию властные структуры и общественные организации. Учитывая, что большое значение имеет правовая культура населения и бизнеса, мы стараемся информировать налогоплательщиков различными способами, в том числе обращаемся к средствам массовой информации.
Если говорить о физических лицах, то первое здесь — информационно-разъяснительная работа. Многие не знают ни своих прав, ни обязанностей. В прошлом году был перенесён срок уплаты транспортного налога с 1 октября на 1 декабря. Мы активно проводили информирование и думали, что сделали максимум для того, чтобы оповестить жителей нашей области об этих изменениях, но многие так и не узнали о переносе сроков. Наверное, следует объединить усилия региональных и местных властей в проведении разъяснительной работы. Учитывая высокий технический и интеллектуальный потенциал региона, я считаю, что сегодня уметь работать с сайтом ФНС России, пользоваться «Личным кабинетом налогоплательщика» необходимо. В Новосибирской области почти 600 тысяч человек подключили этот удобный электронный сервис. Статистически неплохой результат, но активных пользователей намного меньше, а ведь количество налогоплательщиков в области — около 1,5 миллиона, так что ещё далеко от идеала.

 

— Сегодня в правительстве РФ часто затрагивается тема налоговой реформы. Как думаете, стоит ждать каких-то кардинальных изменений?
— Правительство России пока изучает реакцию представителей бизнеса на предлагаемые изменения — до 22 процентов повысить НДС и понизить страховые взносы. В любом случае, в ближайшей перспективе серьёзных изменений не ожидаем.
— Депутаты неоднократно поднимали тему введения прогрессивного налога на доходы. Как вы к этому относитесь?
— Как налоговик, отношусь очень осторожно. Такая система предусматривает возложение персональных обязательств на всех физических лиц, а также многократно усложняет налоговое администрирование.
Мне кажется, есть другие рычаги поддержки социально незащищённых слоёв населения.

 


Законодательное новшество прошлого года — рассылка уведомлений на уплату имущественных налогам только тем физическим лицам, которые не имеют личного кабинета налогоплательщика, либо имеют, но попросили сохранить бумажную форму налогового уведомления. Такой порядок существенно экономит бюджетные средства, которые тратятся на почтовую рассылку, однако снижает информированность. Не получая писем из налоговой инспекции, люди считают, что уведомление не пришло, и даже не заглядывают в свой «Личный кабинет налогоплательщика», где подробно отражаются и объекты имущества, и суммы начисленных и уплаченных налогов — абсолютно вся информация по расчётам с бюджетом.


— Как работаете с неплательщиками?


— Меры взыскания налоговой задолженности, предусмотренные законодательством, применяем в полном объёме — от приостановления операций по счетам до инициирования процедур банкротства. Сложнее взыскивать задолженность с физических лиц. Если они не платят налог, выставляем требование: у вас есть задолженность, и вы её обязаны погасить. Если человек не платит по требованию — обращаемся в суд с иском о взыскании в принудительном порядке. Полученный судебный приказ передаём в службу судебных приставов. Понятно, что десятки тысяч судебных приказов приставы физически не успевают отработать. Тем не менее, с помощью службы судебных приставов около 40 процентов задолженности физических лиц гасится. Но больше половины так и остаётся с неоконченным исполнительным производством.


— Насколько сильно бьют по собираемости налогов теневые зарплаты?


— Это одна из самых серьёзных проблем. Сложность здесь заключается в отсутствии серьёзного механизма устранения таких рисков. Выявлять их мы можем: ведь если предприниматель зарегистрировал три кассовых аппарата, три торговых точки и не показывает наёмных работников — тут налицо неформальная занятость и сокрытие заработной платы. А повлиять на такого предпринимателя, чтобы устранить эти нарушения, без заявления от самих этих работников нельзя.


Но есть надежда, что люди сами осознают опасность такой практики: ведь «серые» зарплаты значительно снижают пенсии, оплату больничных и другие социальные выплаты. Думаю, это сыграет существенную роль.
А пока практически единственным инструментом является работа межведомственных комиссий по сокращению неформальной занятости и легализации заработной платы, созданных во всех муниципальных образованиях и при региональном правительстве. Мы приглашаем предпринимателей, беседуем с ними, и многие на добровольной основе устраняют нарушения.


— Поможет ли в выведении оборотов из тени введение онлайн-касс? И удастся ли их повсеместно установить в срок?


— Такие кассовые аппараты позволяют видеть реальные обороты. На них с 1 июля у нас переходит только ограниченный круг налогоплательщиков, в основном — крупный и средний бизнес. Это пока не затронет тех, кто раньше мог кассы вообще не использовать, — плательщиков единого налога на вменённый доход или работающих на патенте. К сожалению, на рынке оказалось недостаточно контрольно-кассовой техники, программных продуктов.


— Правда, что цены сразу взлетели?


— Нет, этого не происходит. В реестр включаются новые производители фискальных накопителей, монополизация снижается, конкуренция усиливается, факторы для сдерживания цен есть. Сейчас мы активизируем разъяснительную работу: до 1 июля по средам в каждой инспекции с 10 до 12 часов будем проводить «открытые классы» — семинары-совещания с налогоплательщиками, операторами связи. Привлекаем все заинтересованные стороны, чтобы соблюсти баланс интересов.


— А как, по-вашему, пройдёт второй этап — с 1 июля 2018 года?


— Думаю, что если мы уже сейчас начнём заниматься этой целевой аудиторией, то можно будет подготовить людей, убедить их в необходимости перехода на онлайн-кассы. Следует также учесть, что в Новосибирской области есть утверждённый постановлением областного правительства огромный перечень отдалённых труднодоступных районов, в которых хозяйствующие субъекты могут вообще не применять кассовую технику (это около 800 населённых пунктов) и перечень местностей, где кассы могут применяться в автономном режиме. Исключением здесь являются продавцы алкогольной продукции, для которых применение кассовой техники обязательно с 31 марта текущего года.


— ФНС является координатором работы по введённой в 2016 году маркировке меховых изделий. Что она даёт?


— Это работа сосредоточена в большей степени в центральном аппарате, главный результат, по его оценке, — легализация рынка, просто кратное увеличение импорта. Может быть, это на первом этапе и не дало большого прироста налогов, потому что розничная торговля платит налог на вменённый доход, не зависящий от выручки. Но, с другой стороны, государство теперь видит объёмы и движение товаров.


Уже есть предложения по расширению номенклатуры товаров, которые будут подлежать маркировке. Решается вопрос по отдельным видам дорогостоящих лекарств, что позволит сократить объём фальсификатов. Это полезный результат, даже если не произойдет увеличения налоговых поступлений.


— В прошедшую налоговую кампанию было много нареканий на невозможность уплатить налоги за других. Люди вносили деньги за своих родственников, потом выяснялось, что так нельзя, а вернуть эти суммы было непросто.


— Ситуация уже исправлена. В прошлом году были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, которые предусматривают возможность уплаты налога за налогоплательщика иными лицами. Но надо обращать особое внимание на указание соответствующих реквизитов: кто платит, за кого платят. Минфин России разработал и утвердил приказом от 5 апреля текущего года правила заполнения платёжных документов для таких случаев. Надеюсь, что в ближайшее время новая система приёма налоговых платежей будет реализована и в электронной форме.

 

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА

В Заксобрании

26.06.17

В регионе идёт разработка главного документа для развития дорожно-транспортной отрасли.

26.06.17

Увеличить финансирование важных программ по обеспечению населения жильём призвали губернатора депутаты строительного комитета заксобрания.

22.06.17

При областном Законодательном собрании будет сформирован Общественный совет.

Политика

08.06.17

Почему законопроекты, поступающие в Госдуму из регионов, крайне редко имеют счастливую судьбу быть принятыми?

02.06.17

Не менее 1,5 млн жителей Новосибирской области связаны с садоводством и огородничеством.

27.05.17

Почти 1,2 млрд рублей поступило в бюджет региона от продажи принадлежащего области имущества.

Экономика

17.06.17

В 2017 году на развитие кластера «Сибирский наукополис» будет
выделено 150 миллионов рублей из федерального бюджета.

08.06.17

Областной минфин отчитался об исполнении бюджета за пять месяцев 2017 года. Главные источники наполнения казны — налоги на прибыль, на совокупный доход и акцизы на алкоголь.

08.06.17

Петербургский международный экономический форум — уникальная для России площадка.

Общество

26.06.17

Увидеть Новосибирск с Оби, пройти шлюзами в Обское море, прокатиться с ветерком по Бердскому заливу с высадкой на Старой пристани в Бердске и заходом на острова. 

26.06.17

Почему буксует реализация жилищных программ в Новосибирской области, пытается разобраться Уполномоченный по правам человека в регионе.

22.06.17

Что придумать для того, чтобы сократить недоимку по налогам?

Культура

26.06.17

23 июня Вероника Джиоева дебютировала в сложнейшей партии Турандот в одноимённой опере Пуччини. Фестиваль оперной звезды проходит в Театре оперы и балета.

22.06.17

Более 1 600 слушателей посетили VI областной музыкальный фестиваль «Я люблю тебя, Россия!», который представила Новосибирская филармония.

18.06.17

Актёр, увлечённый астрофизикой, лидирует в зрительском голосовании.

Спорт

26.06.17

Школьники из половины районов области поборолись за значки комплекса ГТО.

18.06.17

В Новосибирске прошёл главный легкоатлетический турнир года среди школьников.

09.06.17

В минувшие выходные завершился плей-офф 8-го сезона российской мини-футбольной Суперлиги.

x

Сообщите вашу новость:

Visual CaptchaПожалуйста подтвердите что вы человек, введя символы с изображения.