14.02.18

Вселенная в скорлупе

Андрей ПРИКОТЕНКО о том, что ждёт театр после реинкарнации и почему зрителю стоит научиться молчать?

Выпускник ЛГИТМиКа Андрей Прикотенко в качестве режиссёра-постановщика работал в театрах Москвы, Риги, Санкт-Петербурга, Орла. Его постановка «Эдипа-царя», получившая спецприз «Золотой маски» и «Золотой софит» как «Лучшая режиссёрская работа», объехала несколько стран. C 2007 по 2009 год был художественным руководителем Рижского русского театра им. М. Чехова. Спектакль «Тартюф» в новосибирском «Красном факеле» в постановке Прикотенко отмечен несколькими премиями, в том числе в четырёх номинациях «Золотой маски» в 2007 году. В театре «Старый дом» Андрей Прикотенко ставил свой дипломный спектакль «Саня, Санька, Александр...». Полтора года назад его «Вишнёвый сад» на этой сцене произвёл настоящий фурор у критиков и зрителей, а по итогам сезона был удостоен «Парадиза» за режиссёрскую работу и лучшую мужскую роль. И вот новая премьера «Sociopath» — уже в качестве главного режиссёра театра.

 

Обнажение под полиэтиленом

 

— Андрей, о чём рассказывает ваш новый спектакль? И есть ли у него литературная основа?

 

— Текст я написал сам, это вариация на тему одного очень известного сюжета. Зритель, когда придёт на спектакль, сразу поймёт, что за сюжет.

 

Премьеру покажем и в театре, и в лофт-парке «Подземка». Здесь много пространства, в самом «Старом доме» нет репетиционного помещения. Мы об этом говорили с министром культуры Новосибирской области, он готов пойти навстречу, собирается построить репетиторий. Это первый театр в моей жизни, где нет репетиционного пространства —  так, конечно, работать невозможно.

 

— Верно ли, что в театре для этого спектакля перестраивается зрительный зал?

 

— Мы переделываем и сценическое пространство, и зрительный зал. Заранее, ещё летом, готовясь к спектаклю, проделали большую работу: ставили кресла на специальные платформы для того, чтобы их можно было быстро снимать и расставлять.

 

— Думали ли вы, что театр, в который вас приглашают главным режиссёром, будет закрыт полиэтиленом в течение нескольких месяцев?

 

— Вы знаете, я воспринимаю то, что содрали штукатурку с этого здания, как метафору. Это классно, что обнажили красивую старинную кирпичную кладку — мускулистую сущность этого здания. Обретя первоначальную архитектурную форму, дом, на мой взгляд, стал изящным. И этот жест потянул за собой желание поменять полностью всю айдентику театра. Мы сейчас разрабатываем новый логотип, новое лицо, интерфейс театра. В фойе сделаем новые цветовые акценты, высветим надписи, которые являются программными в деятельности нашего театра. Повесим на стены афиши, портреты выдающихся театральных деятелей, поэтов, драматургов и наших артистов, конечно. Так что перемены внешние потянули за собой целую волну преобразований.

 

Театр-дом?

 

— Когда режиссёр приезжает работать из такого города, как Санкт-Петербург, нам, местным, кажется, что это временно. Но вы так глубоко проникаете в реинкарнацию здания, что есть ощущение — театр для вас стал Домом?

 

— Я в меньшей степени ощущаю этот театр Домом — может быть, потому, что ушло то время, когда театр представлялся уютным домашним пространством. На мой взгляд, сейчас театр интересен другим, он по-настоящему привлекателен средоточием человеческих энергий. Я вдруг обнаружил, что артисты «Старого дома», в частности, занимаются какими-то очень любопытными вещами: к примеру, проводят поэтические вечера, работают с детьми, устраивают чтения — и все эти вещи улетают куда-то на периферию. А я говорю: давайте соберём это всё в театре, станем делать у нас поэтические вечера, пусть эти энергии аккумулируются внутри одного пространства — вот, что мы сейчас пытаемся сделать. Ищем в Новосибирске людей, которые помогли бы нам создать новое лицо театра, новых драматургов. Хотим сделать спектакль о том, что такое Новосибирск, какая в нём бурлит человеческая энергия.

 

— Это надо понимать буквально — вы хотите поставить спектакль о Новосибирске?

 

— Да, для этого уже приглашён режиссёр Миша Патласов, перед ним стоит задача — сделать спектакль о Новосибирске, рассказать о нём с помощью человеческих историй. Михаил приедет сюда, будет исследовать материал, встречаться с людьми — например, с Александром Гинтером, директором лофта «Подземка», у него потрясающая судьба, это история поволжских немцев, которые были переселены сюда с исконных территорий… Михаил попытается разобраться, что же такое — лицо Новосибирска, какой он — новосибирский тип. Возможно, он формируется только сейчас, после века, прошедшего со времени основания города, для этого ведь должно пройти время.

 

Властелин собственного мира

 

— Если вернуться к премьере: по-вашему, социопат — распространённый сегодня тип?

 

— Да, в виду некоего нравственного кризиса, в котором оказался человеческий вид, это, как мне кажется, самый распространённый тип — прямое следствие Онегина, Печорина, Зилова из «Утиной охоты»: рефлексирующего персонажа, который в конце концов переродился в социопата — человека, уставшего рефлексировать по поводу несовершенства человеческой природы, несовершенства окружающего мира, — и понял, что человечество находится в глобальном кризисе, из которого выйти невозможно. Это нравственный кризис, кризис христианства, кризис культуры. И этот тип избрал для себя определённую позицию — остался интересен только сам себе, внутри своего собственного мира, и совершенно бесчувственен к окружающему. Так получился наш социопат.

 

— Судя по аннотации к спектаклю, есть нечто, что роднит этот тип со Стивеном Хокингом и его книгой «Мир в ореховой скорлупе», повествующей о природе пространства и времени.

 

— «Мир в ореховой скорлупе» — эта фраза взята Хокингом из шекспировского «Гамлета». Это Гамлет говорит: я могу быть властелином внутри своей вселенной — необъятного пространства, замкнутого в ореховой скорлупе. Там, внутри своего сознания, я являюсь полным хозяином, там я ощущаю себя счастливым, полностью реализовавшимся. Это пространство внутри существа, которое могло быть практически лишено возможности двигаться. И Хокинг — яркое олицетворение этой мысли: человек может быть властелином вселенной внутри пространства своего сознания.

 

— Когда эта идея начала вас мучить? И что подготавливало появление спектакля?

 

— Я всё никак не мог найти сюжет с героем, рефлексирующим по поводу совести в современном мире. И текст, который написан мной, — это попытка найти путь такого героя, не верящего в раскаяние, сомневающегося в том, что можно искренне верить в Бога. Человека, который покрыт коростой современного цинизма: таким количеством информации я обладаю, что в меня ничто не может попасть, ничто не может меня тронуть.

 

— Как вам кажется, с каким ощущением зритель должен уйти после спектакля?

 

— С ощущением, что мир прекрасен, а человек в нём — венец Божественного творения… Да-да, всё равно мы об этом всегда говорим. Всё равно пытаемся воспевать человеческую природу, говорим, что человек — удивительное, прекрасное существо.

 

Чердаки и подворотни Охты

 

— Ваши постановки очень выразительны по цвету. Вы изначально представляете себе спектакль как живописное полотно?

 

— Это, скорее, про «Вишнёвый сад», просто он имеет отношение к импрессионизму начала ХХ века. Раневская приезжает из Парижа, где в это время самый расцвет импрессионизма, экспрессионизма. Там есть Монмартр, там творят Моне, Тулуз-Лотрек, Пикассо, Модильяни. Почему-то это не учитывается постановщиками, когда они берутся за «Вишнёвый сад». Мы же попытались воссоздать эти мотивы.

 

— В каком районе Питера-Ленинграда прошло ваше детство? Какие «мотивы» заложены в вас самом?

 

— Это район Охты. Мост Петра Великого, Заневский проспект как продолжение Староневского и Невского проспектов, река Охта. Очень красивый район.

 

— Мальчишкам же всегда хочется полазать, какой он — непарадный Петербург?

 

— У нас много было такого — гаражи, коробки, подворотни. Это была своя детская компания, с которой я занимался в хореографическом ансамбле.

 

— «Юный ленинградец»?

 

— Да. Мы до сих пор с этими ребятами поддерживаем отношения, общаемся, дружим. Мы часто ездили на выступления в Концертный зал «Октябрьский». И там любили играть в такую игру: делились на две команды, одна должна была догонять другую. Убегали через подворотни, через подъезды, какие-то чердаки и крыши. Так я изучил эту территорию: 1-я Советская, 2-я Советская, 3-я и так до 9-й Советской, Греческий переулок. Мы там все входы-выходы знали.

 

— И сейчас могли бы с закрытыми глазами пройти? Как это бывает с человеком, который, взрослея, до мелочей помнит свои детские пути.

 

— Наверное, это бывает, когда пространство детства от тебя как-то удалено. Я же там и сейчас бываю часто, живу. Мне вспоминается другое. Это было в Белоруссии, куда я ездил совсем маленьким, к бабушке, оттуда родом мой отец. И вот там, я помню какие-то пути-дорожки, которые, как мне кажется, остались до сих пор, и я мог бы по ним пройти. Хотя, может быть, всё уже изменилось, столько времени прошло. Какие-то тропинки, по которым я спускался к реке, убегал в лес, собирал по пенькам опят. Ещё там было кладбище посреди поля и дорога…

 

Мещанская позиция

 

— Если говорить о труппе «Старого дома», вы как человек, окончивший актёрский факультет, довольны ей или приходится где-то наращивать «мускул»?

 

— И то, и другое. Труппой я доволен, она хорошая, сильная, даже очень сильная. Окажись она сейчас где-нибудь в Москве или Санкт-Петербурге, был бы лучший театр. Но вместе с тем есть и проблемы: надо добирать, кого-то дотягивать, наращивать, с кем-то прощаться — это нормальный процесс.

 

— «Старый дом» действительно много экспериментирует, работает в направлении современного актуального театра и вместе с тем ставит такие гиперреалистичные постановки, как «Господа Головлёвы».

 

— В последние годы театр очень интересно развивается. Собственно, я и решил прийти сюда из-за ощущения энергичного современного театра. И очень большие молодцы те, кто его развивал и развивает. Я всегда говорю, что я только подхватываю тенденцию. В этой попытке переосмыслить театр и сделать новый «Старый дом» и Оксана Ефременко, и Степан Звездин, и, конечно же, директор театра Антонида Горяевчева, и все артисты — большие молодцы!

 

— Есть зрители, которые готовы принимать эксперименты, но есть и те, кто приходит в театр отдыхать. Вы готовы к тому, что зритель не всегда адекватно оценит вашу работу?

 

— Я дозрел до того, чтобы воспитывать зрителя. Мне, например, очень не нравится, что люди здесь позволяют себе комментировать спектакль во время действия. Я понимаю, если ты сидишь дома, расслабленный, с бутылкой пива, можешь говорить всё, что хочешь, но тут, в театре, нравится тебе спектакль или не нравится, попадает он в тебя эмоционально или нет, ты должен вести себя как в обществе. У нас же на каждом спектакле зрители позволяют себе комментарии. До такой степени это дошло, что я даже собираюсь выступать перед спектаклем с просьбой, чтобы люди этого не делали.

 

— Не только выключили телефоны…

 

— Про это я вообще молчу. Мне не понятна эта поза: я не умею отключать свой телефон. Не так уж сложно научиться. Зачем тогда в театр ходить? Развлекаться? Нет, мы всё-таки претендуем на то, что обращаемся к мыслящим людям. Нам интересен диалог с людьми, которые не застыли в понятиях «классика», хорошо прикрыться этим понятием, мало что про это понимая. Недавно на «Вишнёвом саде» слышал разговор двух дам: этого в тексте не было — видимо, режиссёр придумал. При этом они не удосужились накануне освежить в памяти текст. На самом деле люди борются не за классику, а за то, к чему привыкли. Ведь Чехова, как и других классиков, в своё время критиковали, как сейчас критикуют современное искусство. Это всегда было, есть и будет. Мещанство неискоренимо. Убогая, мещанская, варварская позиция — прикрыться тем, что ты называешь классикой, и чтобы тебя не тревожили, чтобы это не противоречило твоим узким представлениям о том, что есть человеческая культура. Но уважать другое мнение, научиться его понимать, относиться к другому мнению (драматургов, режиссёров, артистов) как к чему-то, что также имеет отношение к искусству — это выше сил многих зрителей. Так не будет! Будем с этим воевать. Будем привлекать, звать к нам зрителя думающего, подвижного — таких в Новосибирске очень много.

 

— Профессия режиссёра очень ответственная; кроме того, сейчас так много людей судит о том, что может режиссёр делать, а что нет.

 

— Давайте оставаться в рамках российского законодательства. Там не написано, что режиссёр кому-то что-то должен. Когда начинаются такие рассуждения, мне всегда хочется обратиться к закону. Именно он регулирует наши отношения, а не чьи-то умозаключения. Одному кажется, что надо делать так, другому — иначе… Нужно уважительно относиться друг к другу и соблюдать закон — вот самый лучший рецепт.

 

— Откуда вы сами черпаете идеи, мысли, энергии? Какие книги читаете, что смотрите?

 

— Стараюсь читать современную литературу. Последнее моё потрясение — Ирвин Уэлш, шотландский романист, автор нашумевших книг, по которым поставлены фильмы. Мне нравится роман «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной, этой постановкой мы закроем нынешний сезон. Я смотрю современные фильмы: к примеру, «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина МакДонаха — замечательное кино, и такого сейчас много. Слушаю современную музыку. Мне нравится всё, что делает рэпер Oxxxymiron, его поэтические тексты. Меня интересует современная архитектура. В нашем быстро меняющемся мире много по-настоящему вдохновляющих вещей.

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
1399
1399

В Заксобрании

24.02.18
14

О селе Улыбино в прошлом году узнали в Москве.

24.02.18
11

Новый статус для Линёва и крупные инвестиционные проекты: с какими достижениями Искитимский район встретил 2018 год?

24.02.18
14

На работы по энергосбережению в Новосибирской области в 2017—2019 годах будет потрачено 962 миллиона рублей.

Политика

24.02.18
12

Изменения в бюджет текущего года добавят денег на ремонт дорог, проектирование новой ледовой арены, а также на повышение зарплат бюджетникам и на поддержку аграриев в преддверии посевной.

23.02.18
29

Отчёт врио Губернатора Новосибирской области А. А. Травникова «О результатах деятельности Правительства Новосибирской области за 2017 год» на сессии Законодательного Собрания Новосибирской области

14.02.18
110

Кто из кандидатов на пост президента уже побывал в Новосибирске и кто ещё приедет с агитацией?

Экономика

14.02.18
122

Комплексное развитие сельских территорий является приоритетной задачей власти, но люди продолжают уезжать в более благополучные места.

01.02.18
178

Область закончила 2017 год с бюджетным профицитом, а доходы региональной казны оказались на 10 млрд выше, чем было запланировано в начале года.

31.01.18
190

Новый фонд развития промышленности и центр поддержки предпринимательства появятся в Новосибирской области.

Общество

24.02.18
13

За 2017 год в Испытательном центре ФБУ «Новосибирский ЦСМ» проведены испытания более 14 000 образцов пищевой продукции...

24.02.18
13

Детский омбудсмен Анна Кузнецова приезжала в Новосибирскую область познакомиться с лучшими практиками в работе с особыми детьми.

23.02.18
89

На каких зданиях в Новосибирске сохранились мозаичные панно и почему одну из известных мозаик могут снять, чтобы перенести в другое место?

Культура

20.02.18
53

Бесплатные экскурсии по выставке женского костюма из коллекции Александра Васильева, битва лучших комиков Сибири. С 22 февраля. Выбирайте!

20.02.18
160

Сибирский ироничный концептуализм ждёт новые молодые имена

14.02.18
550

Достоевский, Бомарше, Шоу… Классические постановки и экспериментальные спектакли новосибирских театров, которые мы увидим этой весной.

Спорт

31.01.18
166

Уникальные школьные соревнования по огневой подготовке в седьмой раз прошли в Новосибирске.

24.01.18
222

В ближайшие дни окончательно решится, кто из новосибирских спортсменов поедет на Олимпиаду в Южную Корею.

15.01.18
278

В клубе «Мир Бокса» прошло первенство Новосибирской области по боксу среди юношей 2004—2005 годов рождения.

x

Сообщите вашу новость: