17.05.17

Всегда есть надежда

90 лет исполнилось Русскому академическому оркестру Новосибирской филармонии. Художественный руководитель и главный дирижёр, народный артист России Владимир ГУСЕВ рассказывает, как складывалась история оркестра и чем он живёт сегодня.

«Почему певцы любят петь с оркестром народных инструментов? Потому что это прекрасная «подушка» — мягкая, не забивающая голос и в то же время плотная, красивая».

 

 

Рядовые музыки


— Владимир Поликарпович, сейчас трудно представить, что оркестр был создан в городе, которому исполнилось всего-то тридцать с небольшим лет?


— Рождение оркестра было связано с появлением радио, которое стало одним из главных средств массовой коммуникации, и тогда встал вопрос о музыкальном просветительстве. Так в 1927 году при Сибирской радиовещательной станции был создан профессиональный оркестр. Он работал в прямом эфире, вживую, записи ещё не существовало. Программы шли два раза в неделю по 30 минут. Для сравнения: в последние годы нашей работы на радио, в 1990-х, нам давали 15 минут эфирного времени два раза в неделю. В 1932 году оркестр стал штатной единицей с шестнадцатью музыкантами в составе. А дальше коллектив пополнялся, приходили новые музыканты, сменялись дирижёры. На время войны был сделан вынужденный перерыв.


— Музыканты уходили на фронт?


— Да, как рядовые, многие погибли. Основатель оркестра Василий Афанасьевич Гирман погиб 6 мая 1945 года в Берлине. Оркестр решено было собрать снова в 1944-м, когда в строящемся здании Новосибирского театра оперы и балета началась работа над премьерой оперы «Иван Сусанин». Активный период роста пришёлся на послевоенные годы с приходом Ивана Матвеевича Гуляева, тоже фронтовика. Здесь было счастливое совпадение таких обстоятельств, как открытие музыкального училища, затем консерватории в 1956 году, благодаря чему в оркестр пришли более профессиональные кадры. Сейчас эта система ещё разрослась, и в нашем оркестре играют десять выпускников Новосибирской специальной музыкальной школы (колледжа), которую возглавляет Александр Тихонович Марченко. Это музыканты высшего класса, лауреаты всевозможных конкурсов.


— Они приходят к вам после консерватории?


— Многие учатся и уже работают в оркестре, солируют с ним.


— Вы ведь и сами заканчивали консерваторию, а потом чуть было не уехали из нашего города навсегда?


— Я родился в 1940-м году в посёлке Чаны Новосибирской области, когда мне был год, семья переехала в Убинку. В памяти остались детские впечатления: болото, рям, железная дорога, разбитые теплушки с фронта и собственное сиротство — мой отец погиб на войне.


— А к музыке вас кто приобщал? Были музыканты в семье?


— Нет, в 1945 году в доме появился баян — дядюшка привёз с фронта. Инструмент стоял на сундуке и привлекал, что в конечном итоге и довело меня до такой жизни…Сначала сам по слуху учился играть, потом, когда в 1949 году переехали в Новосибирск, учился в музыкальной школе.


— Когда вы поняли, что это ваша судьба?


— Музыкальная школа давала в Доме офицеров концерт с оркестром, он тогда назывался Оркестром новосибирского радио. В первом отделении играли учащиеся школы, а во втором — оркестр. Я до сих пор помню это выступление: Иван Матвеевич Гуляев за пультом, пели прекрасные солисты — Римма Иосифовна и Анатолий Галактионович Жуковы. Учась в музыкальном училище, я играл в студенческом оркестре под руководством Гуляева. На выпуске из училища, была такая традиция, все выпускники играли с оркестром. Это мои самые первые яркие впечатления. И, если говорить о судьбе, это как раз те вещи, которые меня в итоге направляли и вели.

 

Владимир Поликарпович Гусев в 1965 году окончил Новосибирскую государственную консерваторию им. М. И. Глинки по двум специальностям: баян и дирижирование. После окончания консерватории работал заведующим кафедрой народных инструментов в Дальневосточном институте искусств. С 1969 по 1976 г.г. — второй дирижёр Оркестра русских народных инструментов новосибирского радио и телевидения. С 1976 года — художественный руководитель и главный дирижёр оркестра. Под руководством Владимира Гусева коллектив расширил свой состав, накопил самобытный репертуар, был удостоен звания академический.

На протяжении всех лет работы в оркестре преподаёт в Новосибирской консерватории. Постоянный член жюри региональных и международных музыкальных конкурсов. Автор многочисленных переложений и транскрипций для оркестра русских народных инструментов. Народный артист России, заслуженный деятель искусств России. Действительный член Петровской Академии наук и искусств. Обладатель премии Новосибирской филармонии Золотой ключ (2001 г.). Лауреат Государственной премии Новосибирской области (2011 г.).


Диктатура дирижёра


— В консерватории у вас, кроме баяна, была ещё специализация дирижёра. Вам хотелось управлять большим коллективом?


— Ещё не совсем, но что-то уже получалось. С четвёртого курса я аккомпанировал выпускникам консерватории, мой учитель, Иван Матвеевич Гуляев, меня приметил и постоянно нагружал оркестровками. После окончания консерватории по распределению поехал во Владивосток, в Дальневосточный институт искусств. Там ещё не было кафедры народных инструментов, её только создавали. С моим приездом встал вопрос о том, чтобы собрать студенческий оркестр. Как это было возможно при наличии двух домристов и одного балалаечника, одному Богу было известно. И тем не менее за полгода мы вдвоём с Борисом Григорьевичем Осиповым, выпускником Гнесинки, подобрали ребят и подготовили программу. Не простой город Владивосток, но мы чего-то там добились.


— И всё-таки вернулись в Новосибирск?


— Я хотел учиться дальше, получать дирижёрскую специализацию, ректор дальневосточного института понял меня. Так в 1967 году я приехал поступать в консерваторию. В это время с оркестром работал Владимир Иванович Федосеев, ныне главный дирижёр и художественный руководитель Большого симфонического оркестра имени Чайковского, народный артист СССР, лауреат Государственной премии. И вот тут всё и встало на свои места. Он творил чудеса — оркестр звучал неузнаваемо, очень красиво, пластично. Я поступил в ассистентуру-стажировку и сразу же получил предложение работать вторым дирижёром в оркестре, но обучение было заочным, тем более целевым, нужно было отрабатывать после окончания ещё два года. Через год ректор меня пожалел и отпустил в Новосибирск совсем.


— Не каждый музыкант может играть в оркестре?


— Оркестровый музыкант — специальность особая. Нужно уметь слышать соседа, слышать общее звучание, балансировать свой голос, приводить его в соответствие с общей задачей. При этом педагогика в музыке строится на подготовку лауреатов, солистов с ярко выраженной индивидуальной манерой. Частенько такой лауреат, садясь в оркестр, чувствует свою беспомощность, потому что привык тянуть одеяло на себя. Я скажу больше, в оркестре невозможно без диктатуры, нужно подчиняться единому замыслу. Известны попытки создать оркестр без дирижёра, но заканчивались они печально, коллективы распадались.

 


Оркестр у микрофона


— Вы начинали в оркестре как второй дирижёр и вот уже больше сорока лет являетесь художественным руководителем. На ваш взгляд, в чём секрет успеха Русского академического оркестра?


— Мне было непросто начинать, бесполезно прикасаться ко всему, что было сделано Иваном Матвеевичем, иначе нужно было бы угадывать манеру, которая не очень совпадала с моей. Выход один — создавать свой репертуар. Помогли композиторы, слава Богу, они смело отдавали мне свои партитуры. Я много ездил в Москву, в оркестр Всесоюзного радио, привозил материал оттуда. Так потихоньку складывался репертуар. Дальше была идея не замыкать оркестр условиями радио, а иметь гастрольный план. Ничего в истории не бывает случайным или лишним, всё имеет своё значение. И то, что оркестр долгое время работал у микрофона — очень ценно. Такие коллективы, играющие на радио и ТВ, до сих пор существуют за рубежом, в Европе. Микрофон требует высочайшего качества исполнения, интонационную точность, ансамблевую слаженность. И наш оркестр за все годы, которые он провёл у микрофона, вобрал в себя эти качества.


— Как сегодня формируете репертуар? Много ли места в нём занимает сибирская музыка?


— Сейчас с этим сложнее, расцвет сибирской музыки пришёлся на 1970—1980 годы, все композиторы Сибирского отделения писали для нас. Мы умудрялись играть в год по две-три программы в двух отделениях. Сегодня профессия композиторов не востребована. Крупные композиторы имеют зарубежные заказы, а в нашей стране почти ничего не платят за написание музыки. Приходится уговаривать авторов. Раньше при минкульте были закупочные комиссии, они и сейчас есть при федеральном министерстве, но там такие малые резервы, что пробиться композиторам из Сибири сложно.


— То есть сегодня для вас пишут исключительно на энтузиазме?


— Мы делали литературно-музыкальную композицию «Новониколаевский романс» по роману Михаила Щукина «Гимназистка и конокрад», музыку уговорили написать нашего новосибирского композитора Сергея Кравцова, частично оплатили ему как за инструментовку, но это авторская работа и она должна оплачиваться по другим тарифам. Но даже в такой ситуации люди продолжают сочинять музыку, эту страсть невозможно истребить в человеке даже этим презренным металлом.


— Сколько сегодня произведений в репертуаре оркестра?


— Вы удивитесь, когда я только пришёл, было 1 200 названий в нашей библиотеке, сейчас — уже около пяти тысяч. Это с 1969 года!


— Оркестр называют лабораторией сибирской музыки. Такое звание нужно было заслужить?


— Конечно, для Русского академического оркестра специально написано около 200 сочинений. С нами работали и работают многие сибирские композиторы, среди них Георгий Иванов, Аскольд Муров, Захар Бляхер, Юрий Юкечев. Кроме того, с нами хотят выступать хорошие певцы и исполнители, привозят свои партитуры. Недавно приезжали балалаечник Андрей Горбачёв и домристка Екатерина Мочалова — это выдающиеся в своём деле музыканты, целое отделение было отдано премьерной музыке, исполняемой впервые.

 


Читать, чтобы отдавать


— Вы утром просыпаетесь, идёте или едете на работу, какая музыка у вас звучит?


— Она разная, и в основном сейчас уже не звучит, я научился себя включать и выключать. Приезжаю после репетиции, если удаётся, часок вздремну, потом сажусь за стол и часов до десяти, а то и до часу ночи читаю, телевизор практически не смотрю.


— Книги читаете специальные?


— Всякие, в основном художественную литературу, нужно же от чего-то подпитываться, потому что каждый день смотреть политические шоу — ужасно, ни на какую музыку тебя уже не хватит, это убивает всё живое. Нужно наполнять себя, как губка впитывать всё лучшее, иначе ты сам ничего не сможешь отдавать. Вот в Москве что-то выдающееся сыграли, а мы почему не можем? Или, скажем, почему белорусский филармонический оркестр русских народных инструментов играет лучше всех? Такие вопросы заставляют постоянно развиваться.


— Так белорусы — вообще очень музыкальный народ.


— Все люди талантливы, особенно дети. К примеру, в той же новосибирской музыкальной школе-колледже есть свой оркестр народных инструментов, которым руководит наш дирижёр Рустам Дильмухаметов. Они там много интересных вещей делают, на днях мюзикл играли, музыку написал педагог, а как-то мы играли произведение, написанное девочкой — учащейся школы-колледжа. Кстати, у нашего оркестра есть большая детская программа. Петь с нами приезжают юные дарования из отдалённых сёл Новосибирской области. Это всё Рустам придумывает, и постановка «Сказа о Федоте-стрельце» — его идея.


— О музыкантах оркестра расскажите: сколько их сегодня выходит на сцену?


— Пятьдесят пять, доходило и до семидесяти, но с переходом в филармонию пришлось пересмотреть штатное расписание. В лучшие времена у нас было семь заслуженных артистов, сейчас некоторые из них ушли на пенсию, в действующем составе три заслуженных артиста, два народных и два заслуженных работника культуры, много лауреатов международных конкурсов. Это говорит об уровне оркестра. Кроме того, у нас есть свой мастер — Евгений Денисов, он ремонтирует наши инструменты и делает свои, не раз становился лауреатом конкурсов, недавно приехал из Красноярска, привёз четыре диплома второй степени за свои инструменты.

 


Могло быть и хуже


— Вы ощущаете себя человеком, который занимается своим прямым жизненным назначением?


— Это не громкие слова, я честно говорю, мне ещё досталась лёгкая жизнь по сравнению с моими предшественниками. Они работали с людьми, не имевшими такого образовательного и профессионального уровня, как нынешние музыканты, с которыми я сегодня работаю. Там были влюблённость, фанатизм и надежда, сейчас уровень профессионализма высочайший, а надежды всё меньше и меньше. И вот как это всё сохранить, как не дать рассыпаться? 1990-е годы так тряхнули наш оркестр, что треть музыкантов поменяли профессию: кто-то уехал за границу, кто-то ушёл работать в банк. Но музыка в них сидит, сейчас некоторые в свободное время ходят играть в оркестр народных инструментов ДКЖ, к Николаю Николаевичу Самойлову. Одна из главных задач оркестра — сохранять нашу музыкальную национальную культуру и этому служить. Среди хороших наших дел — фестиваль оркестров Сибири, который мы проводим при поддержке министерства культуры Новосибирской области. В феврале 2018 года будет уже третий фестиваль. Думаем, пригласить казахстанские оркестры и, если удастся, китайский. Я заметил, чем меньше страна, тем больше она озабочена сохранением своей культуры. К примеру, Швеция — небольшая страна, но как они чтят свою культуру, инструменты, народное творчество! Нам нужно этому учиться. У нас страна большая и, вроде бы, всё есть, поэтому и позволяем себе так небрежно относиться к её богатствам. Русский оркестр народных инструментов — гениальный оркестр. После симфонического это второй по качеству и по возможностям оркестр, причём тут ещё многое не открытого в смысле звучания, колорита, совпадения. Почему певцы любят петь с оркестром народных инструментов? Потому что это прекрасная «подушка» — мягкая, не забивающая голос, и в то же время плотная, красивая.


— Приходится за публику бороться?


— И за публику, и за деньги, и за вкусы. Что сегодня звучит в эфире радиостанций? Нам говорят, вы неформатный коллектив. А что такое формат? Оказывается, проплатил эфир и ты в формате. Хорошо, что мы в своё время ушли в филармонию, спасибо великое всем, кто нам помогал! Последние лет десять работы в телерадиокомпании были самыми тяжёлыми в истории оркестра. И в смысле средств, и в смысле инструментов, и эфирное время всё время сокращалось. Сейчас же у нас огромный объём работы, только успевай: пять-шесть программ в месяц и все разные, плюс обязательно мы выезжаем в область. Стараемся постоянно расширять жанровое разнообразие. И самим интересно играть разную музыку и потихоньку слушателя готовить, а он у нас в основном 40+. Если сегодня публика не пришла, значит, ты промахнулся. Нужно делать программы на высокую классную эстетику, на современную музыку. Каждым днём и каждым концертом доказывать, что оркестр — интересный, своеобразный высокохудожественный коллектив.


— Хвалите своих музыкантов за успешное исполнение?


— Конечно, вообще людей нужно чаще хвалить. Талантливый человек всегда сомневается, его нужно приободрять. Нас, к сожалению, мало поддерживают, в том числе заработной платой. Периоды счастья и удовольствия случаются, когда совпадают желания музыкантов и дирижёрские возможности. Успех непредсказуем. Бывают удачные уникальные случаи: в зале сидит пятнадцать человек, а на сцене все вдруг заиграют так, как ещё никогда не играли.


— А перед выходом как напутствуете оркестр?


— Иногда шутки в ход идут, порой сам как комок нервов, не до напутствий. Приходишь с репетиции с надеждой, что на концерте будет лучше, потому что не успеваешь добиться идеального исполнения. На этот случай у меня шутка есть: могло быть хуже. И тут не поймёшь, хвалю я или успокаиваю… Надо давать надежду людям: в следующий раз обязательно будет лучше.

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

В Заксобрании

18.05.17

150 школьников из семи сельских советов избирательного округа №15 впервые побывали в Большом Новосибирском планетарии.

18.05.17

Новая схема формирования Карасукского районного Совета доказала свою жизнеспособность.

18.05.17

Выездное заседание комитета Законодательного собрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению прошло в Карасуке.

Политика

18.05.17

Месяц назад министр транспорта НСО обещал депутатам разработать стратегию развития транспортной отрасли региона до конца июня, но сроки изменились. Почему?

12.05.17

Несмотря на высокий прирост поступлений по налогу на прибыль и акцизам, общие показатели налоговой недоимки настораживают и требуют вмешательства, отмечено на заседании правительства области, где итоги исполнения бюджета в первом квартале 2017 года представил министр финансов и налоговой политики региона Виталий Голубенко.

11.05.17

Власти могут обязать отчитываться территориальные подразделения федеральных органов о своей работе перед депутатами региональных парламентов.

Экономика

04.05.17

В Маслянинском районе в рамках развития агрохолдинга «Сибирская нива» появятся новые молочный завод и «карусельный» доильный зал. Перспективы одного из флагманских предприятий сельскохозяйственной отрасли обсуждались 1 мая в ходе рабочей поездки губернатора Владимира Городецкого в Маслянинский район.

26.04.17

Фермеры региона обсудили с представителями власти дальнейшие перспективы развития малых форм аграрного производства.

12.04.17

Что делают власти Новосибирской области для того, чтобы создать более комфортные условия для предпринимателей? Рассказывает министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Николай СИМОНОВ.

Общество

22.05.17

Новосибирец обнаружил в Афганистане неизвестный науке манускрипт.

21.05.17

Подавляющее большинство пивных магазинов расположены на первых этажах жилых домов.

21.05.17

Для воплощения бизнес-разработок Академпарка в производственном масштабе предполагается создать промышленно-технологический парк.

Культура

22.05.17

Творческая интеллигенция осваивает неожиданные городские пространства.

12.05.17

12 мая в Новосибирском государственном краеведческом музее открылась выставка «Из Харбина».

12.05.17

Больше 1 300 человек посетили концерты коллективов Новосибирской филармонии в рамках областного музыкального фестиваля «Звонкая Сибирь», посвящённого Дню Великой Победы и устроенного при поддержке министерства культуры Новосибирской области.

Спорт

17.05.17

Сильнейшие армрестлеры Сибири померились силами в Новосибирске.

11.05.17

В Новосибирске прошёл Всероссийский турнир по рукопашному бою среди спецназовцев.

04.05.17

Лучшие спортивные студенческие клубы Сибири встретились в Новосибирске.

x

Сообщите вашу новость:

Visual CaptchaПожалуйста подтвердите что вы человек, введя символы с изображения.