08.10.20

Впечатления со всего света

«Учитель года-2020» Татьяна ГЛИНЕНКО — о том, как товары на полках магазина помогают изучать географию и есть ли какие-то особенности у поколения Z.

Урок в магазине

— Ваш выбор профессии был как-то связан с семейными традициями?

— Учительской династии у нас никогда не было, среди моих родственников в основном врачи. Я окончила школу №189 в Октябрьском районе Новосибирска, потом Новосибирский педуниверситет, магистратуру по специальности «Экономика и управление», и тут мне предложили вакансию географа в Экономическом лицее. Я решила, что мне с таким лицеем будет по пути — так и оказалось. Работаю здесь уже четыре с половиной года.

— Сложно было встраиваться в школьную жизнь после университетской скамьи?

— Меня поразило, сколько одновременно процессов происходит в школе. Устраивалась я на работу в середине апреля — почти перед концом учебного года, — и мне сразу дали классное руководство в пятом классе. Со временем я поняла, насколько учительский труд тяжёл и ответственен. Это не только преподавание предмета, но и работа с документами, и работа с родителями, и занятия внеурочной деятельностью с детьми, в каждом из которых — а в классе теперь редко можно встретить меньше тридцати человек — надо постараться отыскать талант и развить его. Быстрый ритм работы, когда, например, за пятиминутную перемену надо успеть сделать кучу дел, пугает многих.

— В каких классах, кроме пятого, вы ещё ведёте уроки?

— С девятого по одиннадцатый, два старших класса — профильные, социально-экономические, у них идёт экономическая география. И каждому возрасту нужны свои приёмы: с пятиклассниками используем игровые методики, со старшеклассниками больше рассуждаем, ищем причинно-следственные связи, проводим параллели с тем, что происходит в мире.

— Дети XXI века любят географию?

— На уроки они идут с разным настроем, конечно; с моим как учителя он может не совпадать, но заинтересовать детей предметом — это как раз задача педагога. Они должны увидеть, что изучаемая тема им действительно пригодится в жизни. Например, определение географических координат. Когда все умеют пользоваться навигаторами и картами в смартфонах, может показаться, что учиться определять координаты не нужно. А я убеждаю школьников, что такая работа помогает развивать мышление. Почему вчера шёл дождь, а сегодня светит солнце, почему в разных городах разное время — это ведь тоже география. А девятиклассникам, например, я даю такое задание: зайти перед уроком в магазин и проанализировать, где произведены товары, которые там продаются. Что из Новосибирска, что из Казани, что приехало из-за границы — дети потом рассказывают об этом на уроках, и это помогает им проанализировать структуру импорта-экспорта. А после и просто в магазин ходить становится интереснее.

— Переход весной на дистанционное обучение вызвал трудности?

— Конечно. К этому ведь никто готов не был. Однако четвёртую четверть закончили успешно, дети перешли в следующий класс, а мы почерпнули ценный опыт и теперь думаем, где и как применять в дальнейшем полученные навыки — по разработке авторских заданий на разных цифровых платформах, проведению онлайн-уроков.

Сила поддержки

— Участвовать в конкурсе было вашим решением?

— Это мне предложила наш директор Людмила Андреевна Некрасова. Я посмотрела на это как на серьёзный профессиональный вызов — считали, что с моим четырёхлетним опытом будет очень сложно конкурировать с опытными педагогами. На подготовку ушло много времени и усилий, но оно того стоило. Общение с коллегами-конкурсантами, знакомство с их опытом даром не прошли — я ощутила и собственный рост.

— Что на областном этапе показалось самым трудным?

— Урок в незнакомом классе — это всегда тяжело. Понятно, что ведение уроков — наша основная деятельность, но конкурс есть конкурс, выложиться тут надо по максимуму. Урок проходил в лицее №200 на тему «Человеческий капитал России», класс попался сильный, вместе у нас всё получилось. Техническая сторона урока была непростой: его надо было снять на камеру и отправить жюри в записи. Поскольку мы хотели смонтировать запись с разных точек, то с этим тоже пришлось повозиться.

Мастер-класс — когда конкурсант со сцены демонстрирует свои педагогические приёмы фокус-группе из учителей — тоже испытание непростое: у меня была тема о воспитательном потенциале уроков географии, которую я раскрывала на примере урока для 8-9 классов о народах России.

Ну и «Разговор с министром». Здесь опрашивали сразу всех пятерых конкурсантов, которые прошли все предыдущие этапы и уже стали лауреатами. Мы рассуждали с позиции управления процессами в образовании: как привлечь педагогов в сельские школы, как повышать статус профессии…

— Сами бы вы поехали в село, если бы вам предложили работать там?

— Сельским учителем мне себя представить сложно: я всё-таки родилась и выросла в городе. Но можно усилить профориентационную работу со школьниками тех территорий, где не хватает учителей, чтобы они получали педобразование, а затем возвращались учителями в родные районы. А популяризировать учительскую профессию я предлагала через истории успеха — рассказывать детям, как человек, никогда не планировавший стать учителем, вдохновлялся чьим-то примером и в итоге сам достигал в педагогике больших высот.

— Как думаете, что помогло вам победить?

— Моральная поддержка коллег, которые помогали мне на всех этапах начиная от окружного конкурса в Центральном округе до областного. Когда чувствуешь, что в тебя верят, ты уже иначе относишься к испытаниям — за тобой ведь целый коллектив, ты не имеешь права выступить плохо!

— Впереди всероссийский этап. Уже готовитесь?

— Его сроки пока точно неизвестны, но готовиться уже пора. Задания там практически такие же, как на областном конкурсе: мастер-класс, «Разговор с министром», внеурочное мероприятие и, конечно, урок в незнакомом классе.

— Каким вы представляете свой дальнейший путь в профессии?

— Вариантов, как и у любого учителя, тут два: вертикальный и горизонтальный. И мне пока сложно выбрать из них какой-то один. Мне интересно живое общение с детьми, осознание своего вклада в воспитание подрастающего поколения — но и управленческая деятельность тоже привлекает.

— Обучая детей, вы чему-то у них учитесь сами?

— Чтобы понять ребёнка, надо уметь ставить себя на его место. Стиль общения современных детей друг с другом понять бывает сложно, потому что наше поколение всё понимает по-своему. И я прямо спрашиваю у детей, почему они ведут себя именно так. Они в ответ рассказывают о новых тенденциях в технологиях, в кинематографе — в итоге я вижу, что у нас есть какие-то общие интересы, а школьникам приятно, что учителя интересуются их жизнью.

— Сейчас много говорят о том, что дети поколения Z совсем непохожи на своих предшественников — миллениалов, представителей поколения Y. А вы это замечаете?

— Это первое поколение, которое я учу, поэтому сравнивать мне не с чем, но заметно, как год от года ребятам становится всё комфортнее общаться и со сверстниками, и с педагогами онлайн. А это даёт очень большую нагрузку на зрение. Поэтому если есть выбор между показом на экране и распечаткой — я лучше дам детям распечатку. Забывать традиционные методы не надо.

Австралийская мечта

— Понятно, что свободного времени у учителя почти нет, но когда оно появляется, как вы его проводите?

— Занимаюсь любительским вокалом — у нас в лицее есть свой ансамбль педагогов, мы выступаем и на школьных мероприятиях, и на городских конкурсах. Люблю настольные стратегические игры — выстраивать в них сложные ходы мы с друзьями можем часами.

— А путешествия?

— И они случаются, но меньше, чем хотелось бы, — во время учебного года на поездки не прервёшься. Одним из самых масштабных было путешествие в Юго-Восточную Азию — Таиланд, Малайзия, Сингапур. Привезла оттуда массу впечатлений и фотографий, которые теперь показываю ребятам на уроках страноведения. Поездила и по России — Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, а этим летом, когда все границы были закрыты, побывала на байкальском острове Ольхон. Школьники тоже делятся своими впечатлениями от заграничных поездок, привозят оттуда пополнения для нашего музея горных пород, который начали собирать задолго до нас предыдущие учителя географии.

— Какие страны хотелось бы посетить теперь?

— Пока в приоритете Чехия — хотелось бы увидеть Прагу. Мечтаю и об Африке — хочу попасть в Тунис, а там и в Северную и Южную Америку, и в Австралию. Но пока в планах — более близкие территории.

— А что предпочитаете из книг и фильмов?

— Если фильмы — то такие, которые наводят на серьёзные размышления. У меня даже была идея открыть киноклуб, чтобы привлекать туда школьников, которые тоже увлекаются таким кино, смотреть с ними фильмы и вместе обсуждать увиденное. Книги обычно выбираю из тех, которые чаще всего встречаются в разных подборках типа «100 главных книг». Из последнего прочитанного запомнился «Белый пароход» Чингиза Айтматова. Произведение тяжёлое, наводит на мысль о том, каким одиноким может быть ребёнок и как надо стараться не пропустить возникающие у детей проблемы. Для учителя это очень актуально. И я, видя, что с ребёнком что-то происходит, стараюсь хотя бы поговорить с ним. Часто такого внимания уже достаточно.

Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА

back
443

Материалы по теме:

18.06.19 Большая перемена

Легко ли учить истории и обществознанию своих ровесниц и женщин старше себя, у которых к тому же были проблемы с законом? Ответ на этот вопрос знает победитель областного конкурса «Учитель года-2019» Иван Данилко

27.04.17 Галопом по Европам

Она помогает детям маленького посёлка познавать нашу планету
и жизнь на ней во всём многообразии. Из 37 участников областного конкурса «Учитель года-2017» именно она стала лучшей. Кто же она, 24-я по счёту обладательница почётного титула? Знакомьтесь — Светлана КОРОЛЬКОВА, учитель географии средней школы посёлка Маяк Искитимского района.

12.05.16 Готовая удивлять

Областной конкурс «Учитель года» традиционно проводит министерство образования НСО..

Новости  [Архив новостей]


x

Сообщите вашу новость:


up